Пенсионная реформа – мина замедленного действия
Поддержать

Пенсионная реформа – мина замедленного действия

БЕЗРАБ больш 2 - 2

Полмиллиона за десять лет – именно столько казахстанцев могут остаться без работы в результате повышения пенсионного возраста для женщин, считают в «Казпотребнадзоре». Это произойдет, если правительство не предусмотрит широкомасштабных мер по созданию новых рабочих мест после проведения пенсионной реформы.

Анонсированное правительством повышение пенсионного возраста для женщин взбудоражило общество. Буквально все казахстанцы обсуждают вероятную реформу сквозь призму ее несправедливости по отношению к слабой половине казахстанского общества. Однако без внимания остается другая ее сторона – повышение пенсионного возраста неминуемо приведет к дефициту рабочих мест. По подсчетам ОО «Казпотребнадзор», планируемое поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин приведет к тому, что в течение 10 ближайших лет мест для вчерашних выпускников учебных заведений будет высвобождаться почти на 30% меньше, чем в случае сохранения текущей ситуации.

Очевидно, что значительная часть рабочих мест для молодежи высвобождается за счет выхода пожилых граждан на пенсию. Вакансии для молодых казахстанцев также появляются за счет создания новых рабочих мест и досрочного завершения карьеры работающими гражданами.Таким образом, повышение пенсионного возраста для женщин должно сопровождаться специальной программой по ежегодному созданию дополнительных 50 тысяч рабочих мест. В противном случае реформа приведет к тотальному росту безработицы.

Кому и когда на пенсию?

Согласно озвученным планам правительства предполагается, что пенсионный возраст будет увеличиваться на полгода каждый год. Правительство, инициирующее изменение в законодательстве, не удосужилось даже предоставить миллиону женщин, которых в ближайшие десять лет затронет нововведение, график их выхода на пенсию. Для удобства наших соотечественниц специалисты ОО «Казпотребнадзор» сделали такой расчет. Мы не можем ручаться за корректность данных подсчетов ввиду отсутствия подробной официальной схемы со стороны уполномоченного органа.

Каждая женщина предпенсионного возраста из приведенной ниже таблицы может предварительно выяснить, когда ей предстоит выйти на пенсию, в случае, если планы правительства по повышению пенсионного возраста будут претворены в жизнь.

Месяц и год рождения женщины

Количество женщин (по данным на начало 2012 года)

Возраст выхода на пенсию

Год выхода на пенсию (июль – сентябрь)

1961

114920

63

2024

Июль-декабрь 1960

117841

63

2023

Январь-июнь 1960

62,5

2022

Июль-декабрь 1959

107346

62

2021

Январь-июнь 1959

61,5

2020

Июль-декабрь 1958

103623

61

2019

Январь-июнь 1958

60,5

2018

Июль-декабрь 1957

96581

60

2017

Январь-июнь 1957

59,5

2016

Июль-декабрь 1956

91658

59

2015

Январь-июнь 1956

58,5

2014

1955

86561

58

2013

1954

85314

58

2012

Судя по всему правительство планирует, что женщины в течение десяти лет будут выходить на пенсию только шесть месяцев в году – с июля по сентябрь. В таком случае женщины, родившиеся в первой половине года, выйдут на пенсию почти на год раньше своих сверстниц, родившихся с июля по декабрь. Например, женщины, родившиеся 30 июня 1957 года, выйдут на пенсию в июне 2018 года в то время как женщины, родившиеся 1 июля того же года, выйдут на пенсию на год (!) позже.

В результате повышения пенсионного возраста для женщин, будет высвобождаться в два раза меньше рабочих мест для молодежи, чем в случае сохранения сегодняшнего положения вещей.

Год

Число высвобо-дившихся рабочих мест (если примут Закон) Примерное число высвобо-дившихся рабочих мест (если не примут Закон) Примерное число новых соискателей работы (по числу выпуск-ников школ) Дефицит рабочих мест в случае повышения пенсионного возраста Дефицит рабочих мест в случае сохранения пенсионного возраста Допол-нительный дефицит рабочих мест

2013

141097

141097

258740

117643

117643

2014

101390

147219

243391

142001

96172

45829

2015

104881

150710

225715

120834

75005

45829

2016

109515

157805

224448

114933

66643

48290

2017

116528

164818

218291

101763

53473

48290

2018

122275

174086

224529

102254

50443

51811

2019

127443

179254

222145

94702

42891

51811

2020

135613

189286

233288

97675

44002

53673

2021

141968

195641

245611

103643

49970

53673

2022

151109

210029

267076

115967

57047

58920

2023

163782

222702

270331

106549

47629

58920

2024

216411

216411

289506

73095

73095

Суммарный дополнительный дефицит рабочих мест за 10 лет

517046

В таблице приведены примерные значения без учета показателей смертности в ближайшие 10 лет. Для расчета «Казпотребнадзор» использовал исключительно официальные данные с сайта Агентства РК по статистики (http://www.stat.kz/). Число высвободившихся рабочих мест рассчитано посредством суммирования числа мужчин и женщин соответствующего возраста.

Из представленной таблицы видно, что повышение пенсионного возраста для женщин приведет к существенному сокращению высвобождающихся рабочих мест для молодежи в течение десяти лет. Это приведет к росту:

Социальной напряженности среди потенциально самой протестной части общества;
Росту числа сторонников оппозиции, в том числе радикальной;
Миграционных настроений среди молодежи и людей предпенсионного возраста;
Преступности и бандитизма.

Из анализа официальных данныхза 2013 год выясняется, что более 60% рабочих мест от выхода на пенсию высвобождается за счет выхода на заслуженный отдых женщин (86,6 тысяч женщин и 54,5 тысяч мужчин).

БЕЗРАБ больш 4 - 5

Согласно данным Агентства по статистике, средний уровень безработицы в стране в 2012 году составил 5,3%, что эквивалентно 474 тысячам человек. Таким образом, потенциальный рост безработицы в результате повышения пенсионного возраста увеличится примерно вдвое. Это грозит тем, что Казахстан скатится по данному показателю до уровня кризисных 90-х годов.

Сейчас около 60% безработных составляют женщины (мужчины — 188,7 тысячи, женщины – 286,1 тысячи). Очевидно, что основной рост безработицы в результате повышения пенсионного возраста для женщин придется именно на слабую половину населения. Таким образом, по мнению экспертов ОО «Казпотребнадзор», в ближайшие годы тяжелее всего найти работу будет молодым женщинам. Стоит отметить, что основные программы по снижению уровня безработицы (дорожная карта, индустриализация, ФИИР), предпринимаемые правительством, традиционно ориентированы на мужчин. Соответственно, у правительства в настоящий момент нет каких бы то ни было проверенных механизмов для борьбы с растущей безработицей среди женщин.

Приведенные данные в очередной раз демонстрируют непродуманность реформы по повышению пенсионного возраста для женщин. Ранее «Казпотребнадзор» уже ставил под сомнение обоснованность данной реформы в контексте сравнения средней продолжительности граждан на пенсии в различных странах мира. При комплексном объективном взгляде на последствия инициативы по повышению пенсионного возраста, возникает впечатление, что какие-то внутриэлитные силы намеренно провоцируют рост социальной напряженности для достижения своих личностных целей.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.