Казахские интернет-сайты: бери почти любое – и хоть сейчас же подавай в суд
Поддержать

Казахские интернет-сайты: бери почти любое – и хоть сейчас же подавай в суд

СТРАТЕГ КЗ.5-5

Некоторое время назад, в юбилейные дни Астаны по телевидению прошел фильм «Назарбаев.Live», в котором Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ответил на вопрос: опасается ли он того времени, когда его не будет у власти? Эта тема, по данным социологов, больше всего волнует в последнее время казахстанцев разных национальностей. Он сказал (цитата): «Бывает так, что привыкнут к одному человеку и если он уйдет, что будет здесь? Ничего не будет. Мы воспитали культуру отношений между людьми, и сейчас растет совершенно новое поколение казахстанцев, которое видит, как живет и работает цивилизованный мир. Я считаю, что все будет нормально.» Анализ казахских интернет-сайтов, к сожалению, показывает и другое: часть этого выросшего поколения демонстрирует совсем другие мировоззренческие ценности, чем те, о которых говорит Президент. Казахстанцев других наций они не только не любят (об этом и речи нет), но, судя по всему, едва терпят… Есть хорошая поговорка: «От любви до ненависти – один шаг». Думается, верно и другое: от нелюбви до ненависти – значительно ближе. Об этом свидетельствуют результаты социологического анализа казахского сектора Интернета, которые были представлены на днях в Алматы. Доклад был подготовлен коллективом ОФ «ЦСПИ «Стратегия» на основе исследования, проведенного при поддержке представительства Фонда Эберта в Казахстане по контент — анализу казахскоязычных интернет-сайтов общественно — политической направленности. — Мы полагаем, что это очень актуальная проблема – считает президент «Стратегии» Гульмира Илеуова. — Казахскоязычный сегмент интернета за последние годы развивается высокими темпами. По имеющимся данным, в 2009 году доля казахскоязычных сайтов составляла всего 3% от всего Казнета, а сейчас этот показатель превысил 13%. (В количественном выражении это более 6 тысяч доменных имен). Быстрое развитие казахскоязычного сегмента обусловлено несколькими факторами: это активная компьютеризация и рост числа пользователей интернета в селах, увеличение казахскоязычной аудитории, повышение роли интернета как средства массовой информации в целом. Важной тенденцией последних лет является рост числа казахскоязычных сайтов общественно-политической направленности. Так, на сегодняшний день в сети действует множество сайтов на государственном языке, которые производят современные продукты разного жанра (аналитика, публицистика, очерки и т.д.), пользующиеся популярностью в среде казахскоязычной аудитории. Авторы исследования выделяют следующие особенности, характерные для развития данного сегмента интернета: Во-первых, казахскоязычные сайты представляют мнение и имеют ориентацию чаще на образованную казахскоязычную молодежь. Журналистский пул сегодняшних казахскоязычных интернет-изданий представлен, в основном, молодыми людьми, получившими образование уже в годы независимости, соответственно, представляющими новое поколение казахстанцев. Своей работой они уже внесли новые веяния в казахскую журналистику, обогатив ее как в стилистическом, так и в жанровом отношениях (уже появились свои популярные авторы среди молодых журналистов). Во-вторых, казахскоязычные сайты стали публичной площадкой для т.н. национал-патриотов – представителей культурной и творческой интеллигенции, объединенных вокруг «казахской идеи». Конечно, пока рано говорить о казахских националистах, как о самостоятельном политическом течении, но есть все основания полагать, что, выступая и публикуясь на страницах интернет-сайтов, они формируют основу для будущей политической платформы национального/националистического движения в Казахстане. В-третьих, казахскоязычные сайты предоставили возможность для обмена мнений читателей по самым актуальным вопросам развития страны. Даже поверхностный обзор комментариев дает богатое представление об умонастроениях, царящих в казахской интеллектуальной среде. СТРАТЕГ.КЗ 3-3 — Все эти факторы обусловили наш интерес к изучению данного сегмента интернета. – рассказывает Гульмира Илеуова. — В условиях сложившегося в стране двуязычия, ощущается явный недостаток во взаимодействии казахскоязычной и русскоязычной сфер коммуникации. Не говоря уже про то, что общепринятым становится мнение о существовании в стране двух «параллельных миров», разделенных по языковому признаку. Поэтому мы хотели определить основные черты современного казахскоязычного политического интернет-сегмента и ответить на следующие вопросы: Какова политическая направленность казахскоязычных интернет-изданий? Какие вопросы общественного и политического развития наиболее часто поднимают журналисты этих сайтов? Каким представляется социально-политическая реальность на страницах этих изданий? И, пожалуй, самый главный вопрос: какой образ будущего страны формируется в контенте казахскоязычных сайтов? Надо признать — исследователями была проведена огромная работа. Были выбраны наиболее популярные казахские интернет-сайты. Срок существования интернет-издания должен был составлять не менее 1 года на момент проведения контент-анализа (март 2013 года). Важным критерием было стабильное функционирование сайта. Отсеивались те сайты, в которых публикация материалов носила нерегулярный характер, а также учитывался уровень популярности (количество посещений) интернет-изданий. Контент-анализ осуществлен на базе материалов 10 сайтов общественнополитической направленности: 1. abai.kz 2. alashainasy.kz 3. halyksozi.kz 4. jaksy.kz 5. masa.kz 6. minber.kz 7. namys.kz 8. qazaquni.kz 9. qogam.кz 10. zhasalash.kz Единицей анализа выступила публикация и ее количественно-качественные характеристики. Отбор публикаций производился методом шага, который был подсчитан для каждого сайта отдельно, в зависимости от объема материалов и интенсивности обновления интернет-ресурса. Общая выборочная совокупность публикаций составила 2892 материалов. Одним из критериев анализа также выступила возможность комментирования публикаций читателями без специальной регистрации. Выяснилось, что все рассматриваемые сайты располагают такой возможностью. Единственным исключением стал aikyn.kz, где оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Таким образом, обзор формальных характеристик казахскоязычных сайтов общественно-политической направленности в целом оставляет положительное впечатление о текущем уровне развития данного сегмента, отмечают исследователи. В частности, важным достижением можно назвать то, что за последние годы существенно увеличилась доля интернет-изданий, специализирующихся на общественно-политической тематике. Данная ситуация отражает не только общую тенденцию перехода информационной активности в глобальную сеть, но и указывает на увеличение числа игроков, использующих казахскоязычные медиа для информационных и политических целей, что в конечном итоге выступает важным фактором дальнейшей эволюции казахскоязычного интернета. Немаловажную роль в расширении сегмента казахскоязычного интернета играет государственная политика по развитию интернет-журналистики. По словам вице — министра культуры и информации РК Армана Кырыкбаева, в 2012 году при поддержке государства было создано более 200 интернет-сайтов, подавляющее большинство которых являются казахскоязычными. В текущем году, по словам чиновника, планируется открыть еще 450 сайтов и выделить 110 млн. тенге на развитие интернет ресурсов в целом . Сегодня казахскоязычная интернет-журналистика выходит на новый уровень своего развития, о чем свидетельствуют попытки представителей данного сегмента к самоорганизации и институционализации. Так, в начале 2013 года в Астане была проведена первая конференция редакторов казахских сайтов, по итогам которой был создан «Клуб редакторов казахских сайтов». В рамках мероприятия на повестку было вынесено множество проблем, связанных с текущим состоянием и дальнейшими перспективами казахскоязычных сайтов. Ключевыми проблемами были названы: Слабое развитие казахской интернет-журналистики; Нехватка качественного и оригинального контента; Слабая дизайнерская и техническая составляющая сайтов Низкая коммерциализация деятельности сайтов, отсутствие интереса со стороны рекламодателей; Необходимость перехода на латиницу для привлечения аудитории из других стран; Низкая культура ведения полемики в комментариях. О культуре ведения полемики стоит сказать особо. На вопрос журналистов об этой качественной характеристике казхскоязычного интернета руководитель исследования Серик Бейсембаев сказал кратко, но емко: «Бери почти любое – и хоть сейчас-же подавай в суд». Это, безусловно, связано и с качеством редактирования, и с уровнем модерации руководства сайта, что также, по словам исследователей, представляется большой проблемой. Но это отражает и общий духовный уровень читателей этих сайтов. О толерантности здесь не стоит говорить. СТРАТЕГ.КЗ 4-4Еще одна проблема, на которой сами редактора сайтов не любят акцентироваться – это низкие рейтинги казахских сайтов общественно-политической направленности на фоне русскоязычных изданий аналогичного типа. По данным казахстанского сервиса интернет-статистики zero.kz, на сегодняшний день (по состоянию на 15 июня 2013 года) самым популярным интернет-изданием на казахском языке, специализирующемся на общественно-политической тематике является ult.kz, который находится на 100-месте общего рейтинга с количеством пользователей в сутки 3500. Для сравнения: популярный русскоязычный общественно-политический сайт zonakz.net собирает аудиторию в 4 раза больше — 14 тыс. пользователей в сутки и находится на 39 месте. Такая ситуация во многом сложилась по объективным причинам. Во-первых, среди пользователей интернета существенно преобладают городские жители, которые в своем большинстве являются русскоязычными. Во-вторых, казахскоязычная аудитория интернета представлена в основном молодежными группами, которые мало интересуются общественно-политической тематикой. По данным анализа, 81% публикуемых материалов принадлежат самим сайтам (по крайней мере, в них отсутствует ссылка на другие издания). Доля перепоста из других казахскоязычных изданий составляет около 17%. Интересно отметить, что из русскоязычных СМИ с переводом публикуется всего лишь 0,6% от общего объема материалов, что меньше даже количества публикаций, взятых из зарубежных источников (1,6%). С учетом этого, тезис о том, что русскоязычный и казахскоязычный сектора интернета развиваются как «параллельные вселенные», получает весомое подтверждение. Уникальность казахскоязычных интернет-изданий также в том, что их контент, в силу языковых и культурных причин, чаще всего находится вне поля зрения русскоязычной общественности, подчеркивают авторы исследования. Если издания на русском языке доступны для абсолютного большинства жителей страны, то написанное на казахских сайтах является достоянием только для тех, кто владеет государственным языком. Редко когда в русскоязычных газетах выходит материал со ссылкой на казахские издания. В свою очередь, содержание русскоязычных СМИ из внимания казахскоязычных журналистов никогда не упускается. Более того, оно регулярно «сканируется» на предмет наличия «антиказахских» высказываний или любого намека на ущемление интересов государствообразующего этноса. Показателен пример, когда в одном из казахскоязычных журналов в качестве заголовка интервью с представителем шоу-бизнеса была вынесена фраза: «Я не люблю (или ненавижу) русских и евреев», что вызвало бурную реакцию в социальных сетях. При этом в комментариях были мнения вроде того, что «зачем выносить это на широкую общественность, если один журналист не обратил бы внимания, то никто ничего не заметил бы». В то время как случаев, когда в казахскоязычных СМИ со ссылкой на русскоязычные издания публиковались обличительные материалы, можно привести множество. В исследовании дан подробный разбор тематической стороны публикаций рассматриваемых сайтов, выявлены предпочтения как журналистов, так и читателей. Представляя результаты контент-анализа публикаций казахских интернет-сайтов, Серик Бейсембаев обратил внимание на общие идеологические установки, доминирующие в этой среде. — В какой степени казахскоязычные интернет — СМИ в настоящий момент участвуют в конструировании общественно-политической реальности Казахстана — сейчас трудно оценить. Однако, с учетом вышеописанных факторов можно с уверенностью предположить, что конструируемая реальность является альтернативной по отношению к доминирующей сейчас картине мира, создаваемой остальными СМИ. Конечно, для подтверждения этого тезиса требуется проведение дополнительного сравнительного исследования, однако именно данная гипотеза лежит в основе дальнейшего анализа, представляющего дискурсивные характеристики содержания изучаемых сайтов. Безусловно, новые исследования необходимы. Но и того, что сделано, с избытком хватает, чтобы констатировать: идеологической основой большинства казахских интернет-сайтов является национализм, более или менее радикального толка. СТРАТЕГ.КЗ 1-1 Вот, например, как выглядят, по данным анализа публикаций, основные мировоззренческие константы: Возрождение казахских традиций через возвращение к истокам и заветам предков. Воспитание молодежи в духе национальных традиций; Защита казахских интересов от внешних и внутренних посягательств; Отрицание символов и ценностей советского периода; Отрицание идеологических штампов, навязанных действующей властью, таких как межэтническое согласие и толерантность казахов; Борьба против внутренних и внешних врагов. Внутренние враги – шалаказахи, не знающие язык и не имеющие корней, выступающие против всего казахского. Внешние враги – Россия и Китай, посягающие на политическую и экономическую независимость страны. Повышение роли казахского языка во всех сферах общественной жизни. Следует указать, пишут авторы доклада, что описанные ценности представляют собой устойчивые смысловые конструкции, значимость которых практически не оспаривается. Именно они выступают той самой «лакмусовой бумажкой», с помощью которых определяется граница между сторонниками и противниками казахской идеи. А вот как представляется схема идеального будущего в текстах казахскоязычных интернет-СМИ: Национальная идея: Построение истинного Казахского национального государства; Политическое устройство: Президентская форма управления. Обеспечение Н.Назарбаевым преемственности своего курса; Внешняя политика: Дружелюбная внешняя политика, мирное соседство, но недопущение интеграции с Россией; Внутренняя политика: Восстановление социального равенства; Устранение коррупции в государственных органах; Увеличение численности казахов за счет активного переезда оралманов; Недопущение ассимиляции казахов, курс на ассимиляцию других этнических групп. Экономика: Справедливое распределение доходов от нефтегазового сектора; Духовная сфера: Избавление от доминирования русского языка и русской культуры во всех сферах общественной жизни, в особенности духовной и информационной; Воспитание молодежи в национальных традициях; Вполне очевидно, что некоторые из этих заявленных целей диаметрально противоположны, но националистическая идеология, видимо, способна совместить в себе несовместимое, и не смущается этим. С учетом результатов исследования, не будет преувеличением признать, что конструирование социальной и политической реальности в казахских интернет-СМИ все дальше и дальше расходится не только с русскоязычным интернетом, но и, зачастую, с объективными тенденциями развития страны, а порой и со здравым смыслом. Угрюмая и недоверчивая замкнутость, изоляционизм, ксенофобия, сосредоточенность исключительно на этнических (мнимых и реальных) обидах и проблемах государствообразующей нации – именно такой, не самый «привлекательный» образ националиста предстает перед нами со страниц доклада социологов.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.