пятница, 29 мая 2020
,
USD/KZT: 412.55 EUR/KZT: 454.18 RUR/KZT: 5.81
Смерть Дулата Агадила в СИЗО: дело прекращено «за отсутствием события уголовного правонарушения» Активисты требуют отставки Берика Имашева Halyk Bank устанавливает лимиты на снятие денег для юрлиц В Японии разработали УФ светодиод, деактивирующий коронавирус на 99,9% Реакция Госцентра поддержки национального кинематографа на дело Гульнары Сарсеновой Российский академик заявил о негативных последствиях длительного ношения масок и перчаток Кинопродюсера Гульнару Сарсенову подозревают в получении взятки в особо крупном размере Миллиардеры за время пандемии стали еще богаче Halyk Bank решил не выплачивать дивиденды за 2019 год Богатые должны платить Старт космического корабля Crew Dragon перенесен на 30 мая из-за погодных условий За время карантина и ЧП Алматы потерял 100 миллиардов тенге Кому запрещено выезжать за пределы Казахстана? Токаев призвал готовиться ко второй вспышке коронавируса Врачи будут получать в 2,5 раза больше остальных Наказали? В Эстонии начали тестировать «иммунные паспорта» Казатомпром выплатит 99 млрд тенге дивидендов Израильский институт утверждает, что нашел лекарства от коронавируса Токаев: Казахстан серьезно отстает от развитых стран по уровню знаний учащихся Парад Победы в Москве состоится 24 июня Расследование по делу сына генерала Кудебаева прервано Суд арестовал имущество Bek Air Супруга погибшего полицейского об убийце: он - действующий сотрудник правоохранительных органов В Испании количество умерших от коронавируса оказалась на 2000 случаев меньше

Несущие дух Тенгри Умай

Происхождение, среда, гены, воспитание — это и многое другое наряду с предначертанным свыше накладывает свой уникальный отпечаток на жизнь человека. Впрочем, особая роль в этом длинном списке принадлежит половой принадлежности, коль скоро сама Природа разделила все живое на две половины. Согласно Корану и Библии Бог сотворил сначала мужчину. А чтобы поддерживала и скрашивала его одиночество, из ребра первого человека Адама создал женщину — Еву. У казахов сохранилась даже такая присказка: «Посоветуюсь с ребром», то есть с супругой.   С тех доисторических времен прошло много времени. Но женщины, несмотря на все новшества, в сути своей остались верны первоначально заложенному коду. Хотя в зависимости от стран и регионов проявляется он по-разному. Где-то «слабые создания» полны желания стереть грань между собой и «сильной половиной», как это происходит во многих странах Запада. На Востоке женщины, напротив, остаются преимущественно в притесненном положении, будь то в жизни общественной или семейной. Факт заключается в том, что исторически само положение Казахстана на перекрестке Запада и Востока, Севера и Юга отразилось, помимо прочего, и на роли наших женщин. Веками поклоняясь Тенгри, кочевники высоко чтили его супругу и богиню Земли Умай — мать всех людей. Кочевая культура ставила женщину наравне с мужчиной. Отличие составляло лишь бытовое разделение труда. То есть еще в те стародавние времена наши предки исповедовали принципы степной демократии. Женщины наравне с мужчинами делили все тяготы кочевой жизни, самозабвенно защищали шанырак, а если придется, и Родину с оружием в руках. Бытует мнение, что позже, с распространением ислама, женщины стали подвергаться ущемлению своих имущественных и личных прав. Но и при этом казашки на фоне других восточных народов продолжали отличаться независимым характером и высоким общественным статусом. В самом деле, во внутрисемейных отношениях они принимали активное участие, помогали мужьям советом, растили достойное поколение. А в случае отсутствия мужа они должны были решать все житейские вопросы не только в кругу семьи, но и в целом роду. Таких женщин в народе очень уважали, имена многих из них остались в памяти потомков. Одной из них была Борте, старшая жена Чингисхана. Эта представительница казахского племени конырат была путеводной звездой для своего могущественного супруга, опорой и самым верным товарищем. Неудивительно, что именно ее совместные с Чингисханом четверо сыновей унаследовали крупнейшую за всю историю человечества империю. Их же прямые потомки — Керей и Жанибек основали Казахское ханство. Но лица с определенным количеством казахских генов занимали заметное положение и в российской элите. Отличительные качества казахского генетического ресурса заключались в том, что мужчины наследовали полководческие таланты, а женщинам передавалась необыкновенная привлекательность. Вследствие этого особы женского пола из рода чингизидов имели, как правило, превосходные внешние данные. Так, казахи гордятся тем, что у легендарного князя Александра Невского мать была казашкой-кыпчачкой, у русского генерала Корнилова мать была казашкой-аргынкой. Доминантные казахские гены проявились у виднейших европейских дворянок. Например, княгиня Зинаида Волконская, в девичестве княжна Белосельская-Белозерская, была потомком внучки хана Батыя (родоначальник князей из рода Белозерских Глеб Васильевич был женат на внучке хана Батыя), стало быть, несла в себе некоторое количество казахских генов. Ее красота покоряла многих современников, а сам Пушкин посвящал ей стихи. Она вела роскошный образ жизни, и ее дворец впоследствии превратился в известный Елисеевский магазин. Другой пример — княгиня Зинаида Юсупова также блистала своей внешностью. Она происходила из рода князей Юсуповых, которые вели одно из своих начал от золотоордынского хана Ибака. Чингизидка получила широкое признание. В частности, испанская принцесса-инфанта отмечала, что «ее красота была символом эпохи». Памятуя о том, что обе княгини получили наследственную информацию казахских красавиц, необходимо отметить, что они были занесены в довольно ограниченный список наиболее выдающихся россиянок (М. Ганичева. Самые знаменитые красавицы России. М., 2001. С. 325–331, 194). Или еще один типичный случай, связанный с графиней Екатериной Тизенгаузен. Ее бабушка Байбекова (Бибикова) была чингизидкой и потомком ханов Синей орды. Графиня имела поистине ангельскую внешность и, будучи внучкой чингизидки, отображала в себе пленительное очарование казахской женщины. Интересно, что ангелоподобная графиня Тизенгаузен объединила чингизидов с родом хана Аттилы. Ее двоюродным братом был принц Валентин Эстерхази, являвшийся потомком выдающегося гуннского правителя. Таков был исторический курьез. Лучезарная и милейшая женщина соединила потомков двух великих завоевателей, некогда наводивших ужас на Европу. С точки зрения редкого сочетания внешней привлекательности и интеллектуально-волевых качеств одной из самых выдающихся женщин Востока являлась Бопай-ханым. Ее брачный союз с Абулхаир-ханом по значимости в деле управления казахами Младшего и Среднего жузов сопоставим с такими супружескими тандемами, как Юлий Цезарь и царица Клеопатра, князь Игорь и княгиня Ольга, эмир Тимур и Биби-ханым. Случалось, что после гибели отца или мужа казахские женщины сами принимали бразды правления улусом или целым государством. И успешно справлялись с нелегкой миссией. Хрупкие хранительницы домашнего очага вмиг перевоплощалась в дальновидных политиков и отчаянных воителей. История подарила нам великую Томирис. Именно благодаря своей царице одухотворенные ею саки смогли отстоять независимость и надолго отбить охоту иностранных завоевателей вторгаться в Казахстан. Женщины-батыры появлялись в самые трудные моменты истории кочевых племен, как Гаухар, жена Кабанбай-батыра, в период освободительной борьбы против джунгар, Маншук Маметова и Алия Молдагулова в годы Великой Отечественной войны, Ляззат Асанова в ходе декабрьского 1986 года восстания, и многие, многие другие. В истории других народов, пожалуй, кроме Жанны д’Арк, очень сложно припомнить аналогичные примеры героизма и беззаветной преданности, которые демонстрировали казашки. Но казашки играли не менее выдающуюся роль и в общественной жизни, науке и культуре. Среди них можно отметить Алму Оразбаеву, основательницу женского движения в Казахстане, Назипу Кульжанову, первую казахскую журналистку, переводчика и педагога, Куляш Байсеитову, оперную приму, Ляйлю Галимжанову, министра культуры Казахской ССР, Акмарал Арыстанбекову, министра иностранных дел Казахской ССР, Ляйлю Ауэзову, академика, Маю Багизбаеву, профессора. Природа казахских женщин гармонично сочетает в себе острый ум и поразительную терпеливость, уважительное отношение к мужчине и чувство собственного достоинства, независимый нрав и преданность родным и близким. Следуя материнским инстинктам, она в первую очередь ориентируются на любовь и сохранение домашнего уюта. Однако в трудный час способна взять всю ответственность на себя и отдать себя без остатка ради благополучия близких. Возможно, в этом кроется главная причина, почему казахи, несмотря на все превратности судьбы, смогли выжить и сохраниться как народ. Комментарий независимого редактора В казахской женщине есть тайна. И эта тайна – верность и преданность мужу, семье и стране. В казахской женщине есть загадка. И эта загадка – любовь и забота о детях, родителях и родственниках. В казахской женщине есть секрет. И этот секрет – доброта и умение прощать ошибки и заблуждения.
Оставить комментарий