Строительный «общак»
Поддержать

Строительный «общак»

За двадцать лет самостоятельного плавания ни одна из стран СНГ не выработала качественный документ, устанавливающий нормы безопасности зданий и сооружений. В результате — обвалы кровель, разрушения несущих стен, трещины в конструкциях и, как следствие, десятки погибших и сотни пострадавших. В скором времени национальные технические регламенты в строительной отрасли будут отменены.
В планах на будущее — создать новый строительный технический регламент «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», в разработке которого примут участие страны ЕврАзЭС. Планируется, что документ будет устанавливать общие обязательные требования ко всем объектам технического регулирования в строительстве стран Содружества. Велика опасность, что участники процесса будут рьяно обсуждать нормы строительства с учетом «своей рубашки». Тем не менее, отечественные нормативные требования станут совместимы с международными нормами.
Прозрачный, понятный зарубежному потребителю нормативный режим (который, к слову, будет адаптированным вариантом уже имеющихся западных норм безопасности) может увеличить привлекательность Казахстана для иностранных инвестиций. Сейчас различные требования к строительству и недоступность основных документов стали причиной проблем во время строительства объектов с привлечением иностранных специалистов.
Наши разработчики считают, что совместимый с другими участниками мировой торгово-экономической системы строительный регламент, при его неукоснительном исполнении, поможет экспортировать казахстанскую строительную продукцию, технологии и ноу-хау на зарубежные рынки и, возможно, увеличит конкурентоспособность строительной отрасли на международном уровне, ведь уже известны крупные серьезные проекты, развиваемые казахстанским строительным бизнесом. Повысится качество услуг строительного комплекса и безопасность зданий и сооружений, использующих современные энергосберегающие и эффективные строительные технологии.
Реформы, проведенные в 1990-е годы, не предусматривали структурных преобразований, и их эффект мало влиял на систему технического регулирования отрасли. В 2004 году появился Закон «О техническом регулировании», но и в нем не был учтен опыт техрегулирования в строительстве экономически развитых стран. Конечная продукция строительной деятельности была ошибочно приравнена к продукции массового промышленного производства. Органы по аккредитации и сертификации не могли стать независимыми, что повлекло рост правонарушений, в том числе и коррупционных.
Примером может служить низкое качество проектов, поступающих в республиканское государственное предприятие «Госэкспертиза». В 2009 году в «Госэкспертизе» рассмотрено 11 818 единиц предпроектной и проектной документации на строительство, из них практически половина (48%) не соответствовала требованиям государственных строительных норм и правил и была возвращена на доработку. В проектах выявлены более 326 тыс. различных недоработок и отклонений от норм проектирования.
Наиболее характерными ошибками или нарушениями являются: недостоверность определения стоимости строительства (48,36%), недоработки в решениях по инженерному обеспечению (20,04%), необеспеченность требуемой надежности и прочности строительных конструкций и материалов, недоработки в объемно-планировочных и архитектурных решениях (20,93%), недостаточность или отсутствие необходимых исходных материалов, отсутствие обязательных согласований и технических условий.
Технический регламент вступает в силу с 1 октября 2015 года. Нынешним строительным компаниям важно успеть ввести свои объекты в эксплуатацию до этого срока. Из-за введения техрегламента программа «Доступное жилье-2020», возможно, отчасти приостановиться. Напомним, доступность жилья будет обеспечиваться подготовкой земельных участков с подведенными инженерными коммуникациями, финансовыми инструментами для граждан с невысокими доходами и (самое сложное) — индустриализацией строительства, обеспечивающей рост объемов и сокращение сроков строительства, снижение себестоимости на основе применения неких передовых технологий. Если технический регламент будет невозможно обойти (к примеру, в стране полностью искоренят коррупцию), то качество строительства зданий, проектировочные решения, соблюдение параметров противопожарной безопасности и проч. могут быть признаны несоответствующими регламенту и, как следствие, будут применены меры к устранению недостатков. Прежние документы о подтверждении соответствия обязательным требованиям будут действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 апреля 2017 года.
Технические требования к зданиям и сооружениям, строительным материалам и изделиям учитывают требования Регламента № 305/2011 Европейского парламента и Совета от 9 марта 2011 года. Строительные материалы и изделия – это не конечная продукция для потребителя. Их свойства проявляются в конечной продукции строительства — зданиях и сооружениях. Поэтому главное требование к материалам и изделиям — пригодность для применения в строительстве и обеспечение выполнения требований безопасности к зданиям и сооружениям. Но так как строительные материалы и изделия могут свободно перемещаться на территории государств-членов Таможенного союза, то требования к ним и процедуры оценки соответствия будут едины.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.