«КазТрансОйл» основательно подготовился к народному IPO
Поддержать

«КазТрансОйл» основательно подготовился к народному IPO

Народное IPO дальше откладывать некуда — до ежегодного послания нужно отчитаться о том, как активно финансово образованные казахстанцы покупали акции и насколько выросли их отложенные про запас средства. Если спрос на акции будет незначительным, то в крайнем случае можно будет заявить, что восемь миллионов соотечественников посредством пенсионных фондов стали совладельцами национальной компании.

Справедливости ради стоит отметить, что вкладчики пенсионных фондов, особенно их «обязательная» часть, уже года три кряду задают себе вопрос, насколько разумно ежемесячно переводить 10% своих заработанных на счета фондов. Доходность фондов не то чтобы не перекрывает уровень инфляции — зачастую она отрицательна. Были разговоры о том, что вкладчики могут самостоятельно выбирать свой инвестиционный портфель, но НПФ этому отчаянно сопротивляются, так как им придется работать с каждым вкладчиком отдельно, а это означает расширение штатов, увеличение затрат на связь, бумагу и прочее. В итоге административные расходы будут увеличены, что еще более снизит доходность. Замкнутый круг.

Exclusive опросил 30 респондентов–вкладчиков НПФ, хотели бы они, чтобы их пенсионные накопления использовались в программе «Народное IPO». «Нет!», «Я против», «Я в такие игры не хочу играть», «С государством шутки плохи», — отвечали респонденты. Разумеется, мнение собственно вкладчиков государство не интересует.

Нурсултан Назарбаев уже дал поручение председателю Нацбанка Григорию Марченко разработать предложения по дальнейшему реформированию пенсионной системы и использования средств финансовых институтов при финансировании проектов, реализуемых в рамках системы государственно-частного партнерства. Глава Нацбанка уже предлагал уравнять пенсионный возраст для женщин, ссылаясь на большее количество туалетов для женщин в подведомственном ему учреждении. Возможно, новая разработка Марченко будет направлена и на перевод активов НПФ в акции «Народного IPO».

Пока речь идет только о «КазТрансОйле» — первой ласточке, не считая «Казахтелекома», государственного лишь на 51%. Кстати, национальный оператор связи, судя по финансовой отчетности, начислил дивиденды на акцию за 2011 год в размере 529 тенге (в 2010-м — 422 тенге). За все время средневзвешенная цена акции «Казахтелекома» варьировала от 1818,63 до 51 999,98 тенге за штуку. Как говорят, та еще волатильность…

Итак, оператор по транспортировке нефти «КазТрансОйл». Если дела по выводу его акций на первичный рынок пойдут плохо, это означает провал всей инициативы госпрограммы «Народное IPO».

За полгода перед IPO компания раздробила акции. Иными словами, каждая старая акция была разделена на десять новых. Из них около 10%, а точнее 38 463 560 акций, планируется предложить гражданам Казахстана. Директор департамента управления активами и инвестиционного анализа «КазТрансОйла» Жанна Крылова проинформировала, что «проведена большая работа совместно с консультантами. Разработан ряд внутренних документов, который приведен в соответствие с международными нормами. Ожидается, что до конца сентября будет принято корпоративное решение по определению цены акции, и в последующем совет директоров фонда «Самрук-Казына» утвердит параметры сделки».

Профессиональные инвесторы находятся в более выгодном положении, поскольку они всегда могут узнать прогностические оценки объема продаж и доходов компании. Рядовой розничный, да еще и неквалифицированный инвестор не получит никаких будущих оценок, пока аналитики не начнут писать об акциях нового выпуска, то есть примерно через 25 дней после того, как акции начнут торговаться. Тем не менее можно сравнить данные оценки компании с прошлыми итогами ее деятельности.

По расчетам брокерского дома JAZZ CAPITAL, обновленная усредненная оценка за простую акцию «КазТрансОйла» составила 494,79 тенге, с оценочной стоимостью компании 171,28 млрд тенге. Какую цену предложат в конечном итоге, пока неясно. Если оценка в 494,79 тенге за акцию справедлива, то «КазТрансОйл» получит 19,031 млрд тенге «для целей инвестирования». Судя по финансовому отчету за прошлый год, инвестиции будущего эмитента в дочерние организации составили 33,5 млрд тенге. Сам же «КазТрансОйл» в 2011-м выплатил единственному акционеру дивиденды за 2010 год в размере 19,331 млрд тенге, что на 263% выше дивидендов, выплаченных годом ранее (7,34 млрд тенге). Напомним, это без дополнительной эмиссии 2012 года.

Давайте сравним: 19,031 млрд тенге от IPO и 19,331 млрд тенге дивидендов единственному акционеру. Весьма сопоставимые и наглядные цифры. Как показывает мировая практика, если компания использует большую часть денег на оплату долгов или выплату огромных дивидендов инвесторам, вложившим деньги в акции до первичного размещения (pre-IPO investors), следует остерегаться этого. Это означает, что люди, покупающие акции IPO, платят, по сути, за прошлое компании, а не за ее будущее. Также следует быть осторожным, когда компания говорит, что она выделяет большую часть денег на «общие нужды корпорации».

Купить все акции за (предположительно) 19,03 млрд тенге в одни руки нереально. Заместитель председателя правления АО «Самрук-Казына» Куандык Бишимбаев сказал: «Мы думали, какой лимит установить на объем покупки, и решили, что это будет где-то на уровне 7 миллионов тенге. Хотя думаем, что 7 миллионов — это крайний случай». Акции на 7 млн тенге смогут купить чуть менее 3 тыс. неквалифицированных инвесторов.

Специалисты рекомендуют обязательно обратить внимание на динамику валового дохода. Если валовой доход компании за последний финансовый год уменьшился по сравнению с предыдущим годом, это может быть подходящим поводом, чтобы держаться от этой компании как можно дальше. Валовой доход компаний, намеревающихся провести первичное размещение, должен расти весьма значительно. Даже замедление роста валового дохода должно стать предупреждающим сигналом. «КазТрансОйл» публикует такие цифры: валовая прибыль в 2010 году — 55,834 млрд тенге, а в 2011-м — 44,179 млрд тенге (снизилась на 21%); совокупный доход за вычетом налогов в 2010-м — 102,852 млрд тенге, в 2011-м — 51,813 млрд тенге (снижение почти в два раза!).

Подобным же образом уменьшение операционной прибыли не является хорошим знаком. Это означает, что компания становится всё менее прибыльной. В прошлом году «КазТрансОйл» увеличил операционную прибыль на 14% по сравнению с предыдущим, 2010 годом, и это хороший показатель. Но в 2010 году операционная прибыль сократилась более чем на треть (с 38,031 млрд до 25,265 млрд).

Вернемся к инвестициям. В годовом отчете АО «КазТрансОйл» за 2011 год сообщается, что в прошлом году «продолжилась работа по реструктуризации структуры группы компаний Batumi Industrial Holdings Limited (далее — BIHL) с целью сокращения промежуточных уровней управления между обществом и основными производственными активами и ликвидации непроизводственных компаний группы компаний BIHL. В рамках реструктуризации группы компаний BIHL в 2011 году проведены мероприятия по слиянию компаний Rodio Investments Ltd, Dakino Investments Ltd, Port Capital Partners Ltd с компанией Batumi Terminals Ltd. Также была ликвидирована компания Batumi Port Holdings Ltd посредством слияния c компанией Petrotrans Ltd. Завершение реструктуризации структуры группы компаний BIHL планируется в 2015 году». То есть оптимизация компаний, расположенных в Грузии и зарегистрированных на Кипре, будет продолжаться еще три года. Кипр же был, есть и, наберемся смелости предположить, останется до конца «офшорной эры» одним из самых популярных направлений для предпринимателей всего мира, желающих учредить международную компанию или открыть банковский счет, используя более привлекательное налоговое законодательство.

Финансовая отчетность BIHL гласит, что в 2011 году обороты группы компаний возросли по сравнению с 2010 годом на $7,6 млн. Надо бы радоваться, но валовая прибыль сократилась за этот период на $8,8 млн, годовой убыток составил $17,06 млн ($3,23 млн в 2010 г.). Вероятно, стратегия предполагает некоторые затраты в грузинском направлении, рассчитывая на то, что в будущем порт на Черном море будет иметь решающее значение для транспортировки нефти в европейском направлении, минуя Новороссийск. Но эти инвестиции имеют смысл при долгосрочности — окончание реструктуризации намечено на 2015 год, затем два-три года на налаживание процессов и контактов (из Баку в столицу Аджарии идут и трубопровод, и железнодорожная ветка), затем вывод на полную мощность. Учтен ли политический фактор, пока неясно. Вероятно, нефти хватит и на Китай, и на страны ЕС через Босфор.

Это касается «дочек».

ВРЕЗКА

Телевизионная реклама о программе «Народное IPO», доступная в том числе и в Интернете, полна «шедевров». В ролике с нефтяниками работники, используя радиосвязь, то предлагают «Давай спросим у главного!», то заявляют «Вторая бригада в деле!». По всей видимости, авторы ролика надеются, что хотя бы работники самого «КазТрансОйла» будут покупать акции. В крайнем случае на добровольно-принудительной основе — сотрудников в компании около 10 тыс.

Примечательно, что один из роликов запретили к показу на казахстанском ТВ. Ролик «Быки захватили рынок» снят великолепно для отечественных клипмейкеров, а ключевая фраза «Как стать богатым без фантазии?» сводит на нет все усилия обучающей программы, рассчитанной, по всей видимости, на людей с полным отсутствием образного мышления.

ВРЕЗКА

Рекорд скорости

Впервые в истории фондового рынка побит рекорд скорости по утверждению необходимых документов. «КазТрансОйл» всего за месяц принял следующие документы:

3 июля

Дивидендная политика АО «КазТрансОйл»

3 июля

Порядок распределения чистого дохода АО «КазТрансОйл»

3 июля

Методика определения стоимости акций при их выкупе АО «КазТрансОйл» на неорганизованном рынке ценных бумаг

19 июля

Правила о раскрытии информации АО «КазТрансОйл»

2 августа

Годовой отчет АО «КазТрансОйл» за 2011 год

2 августа

Кодекс корпоративного управления АО «КазТрансОйл»

Получается, что до начала августа компания не была уверена в том, насколько ей нужно IPO, подразумевающее прозрачность и открытость. Инвестиционно привлекательные компании, как правило, готовятся к выходу на фондовый рынок заблаговременно. Такие документы должны (а) быть разработаны не в спешке, (б) быть согласованы со всеми подразделениями компании, (в) учитывать интересы миноритарных акционеров.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.