пятница, 25 мая 2018
Ясно +20, Ясно
USD/KZT: 325.75 EUR/KZT: 382.04 RUR/KZT: 5.31
Путин не признает итоги расследования по Boeing 777-200ER Штаты расследуют коррупционную историю на газопроводе «Центральная Азия – Китай» 12 июня Трамп и Ким Чен Ын не заключат друг друга в объятия Акимат столицы не приветствует воздушные шарики Санкции вытеснили Олега Дерипаску MH17 сбил курский «Бук» Президент открыл «шлюзы» для экономически активных Казах и узбек – бизнес навек Греф: инвестор уйдет из России из-за преследований за соблюдение санкций Самые пустые тюрьмы в СНГ в Узбекистане? Астане нужны 12 российских истребителей Трамп: больше пошлин, «хороших» и разных Сенаторы ратифицировали «секретный» протокол ОДКБ Вкладчики могут лишиться 22 миллиардов пенсионных накоплений? Русский бизнес троллит «народную прислугу» Невиданная демократия Кто тормозит инновации Письмо Кулибаеву от председателя совета директоров «АЛМА ТВ» Узбекский антиполиэтиленовый пакет мер Банков станет меньше С июля пенсионеры «будут обращаться за назначением выплат в госкорпорацию» Европейский инвестиционный банк даст узбекам 400 миллионов евро Акимы больше не будут меряться качеством школьных знаний Абрамович должен доказать, что его «роман» с капиталами честный Премьер-министра огорчает суровая проза жизни

Спецдокладчик ООН жестко прошелся по казахстанскому Минюсту

В ООН спецдокладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов Диего Гарсия-Саян в ходе специального заседания резко раскритиковал предлагаемый Министерством юстиции Казахстана законопроект «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», практически открыто заявив, что это попытка ведомства поставить всех адвокатов под государственный колпак.

Г-н Гарсия-Саян отметил, что, несмотря на официально заявленную цель законопроекта  реформировать юридическую профессию, проект содержит ряд положений, которые не соответствуют международным правовым стандартам независимости юридической профессии. К ним относятся положения, касающиеся создания «государственной адвокатуры», участия представителей исполнительной власти в дисциплинарном производстве против адвокатов, отмены вступительных взносов для адвокатов, вступающих в коллегию, и вмешательства исполнительной власти в процесс аттестации адвокатов. Спецдокладчик ООН высказал опасения в связи с отсутствием значительного участия Республиканской коллегии адвокатов Казахстана при разработке нового закона.

По словам представителя ООН, сама идея «ассоциации адвокатов», созданной и контролируемой государством, является проблематичной. Основные принципы Организации Объединенных Наций, касающиеся роли адвокатов предусматривают, что адвокатам «должно быть предоставлено право формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки и поддержания их профессионального уровня», и что «исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства».

В ООН казахстанскому Минюсту напомнили, что ассоциация адвокатов не должна действовать как часть бюрократического аппарата, позволяющего осуществлять государственный контроль над адвокатурой, а должна действовать как профессиональная ассоциация, работающая для защиты прав своих членов. Ситуация, когда государство, в частности исполнительная власть, контролирует всю или часть коллегии адвокатов или ее руководящий орган и членство в такой организации, явно несовместима с принципом независимости юридической профессии. Комитет ООН по правам человека и Комитет ООН против пыток также выражали свою обеспокоенность в случаях подчинения адвокатов контролю со стороны министерства юстиции и обязательным членством в контролируемой государством профессиональной ассоциации адвокатов.

Действующее законодательство о функционировании юридической профессии предусматривает создание в коллегиях адвокатов в каждом регионе Казахстана дисциплинарных комиссий в качестве независимых органов, отвечающих за рассмотрение жалоб, поданных в отношении адвокатов по вопросам их профессиональной деятельности. Это соответствует основным принципам ООН, в которых говорится, что «дисциплинарное производство против адвокатов должно быть предоставлено беспристрастным дисциплинарным комиссиям, установленным самой адвокатурой, с возможностью обжалования в суде».

Законопроект предусматривает, что дисциплинарные комиссии будут состоять из шести адвокатов, трех представителей исполнительной власти и двух бывших судей. Это положение представляет собой значительный шаг назад, поскольку новый состав дисциплинарных комиссий, и, в частности, присутствие трех представителей исполнительной власти, уже не сможет гарантировать, что этот орган «свободен от какого-либо влияния или давления со стороны законодательной или исполнительной ветвями власти или любой другой стороны.

В Основных принципах ООН говорится, что национальным властям необходимо принять все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы адвокаты имели «возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства» и обеспечить, чтобы они не подлежали судебным или административным, экономическим или иным санкциям за любые действия, предпринимаемые ими в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этикой.

В настоящее время адвокатура Казахстана зависит от взносов ее членов, которые необходимы для обеспечения ее финансовой независимости. Законопроект отменяет вступительные взносы для адвокатов, вступающих в коллегию, предположительно, в качестве меры для облегчения доступа к юридической профессии, лицам, желающим вступить в адвокатуру. Однако эта мера не учитывает необходимости поддержания финансовой независимости адвокатуры, что в свою очередь имеет решающее значение для обеспечения самой сути независимости юридической профессии от государства и любой другой стороны.

Кроме того, эта мера представляет собой вмешательство в саморегуляцию юридической профессии. Адвокатура является «самоуправляющей профессиональной ассоциацией» и имеет право самостоятельно принимать решения о том, как финансировать свою деятельность. Нынешняя система квалификации адвокатов не является независимой от исполнительной власти. В действующей системе лицензии на юридическую практику выдаются Минюстом на основании решений, принятых аттестационными комиссиями.

«Я считаю необходимым рекомендовать парламенту Казахстана рассмотреть вопрос о пересмотре проекта закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» с тем, чтобы привести его в соответствие с существующими нормами в области прав человека, касающихся независимости юридической профессии. В частности, исключить статью, касающуюся создания государственной адвокатуры; пересмотреть статью законопроекта с целью обеспечения  беспристрастности дисциплинарного разбирательства в отношении адвокатов, внести поправки с тем, чтобы исключить любое вмешательство в саморегулирование юридической профессии, включая, без ограничения, прерогативы профессиональной ассоциации адвокатов принимать решения о том, как финансировать свою деятельность. Юридическая профессия должна стать  ответственной как за проведение квалификационных экзаменов, так и проверку других требований к адвокатам. Рекомендую принять все необходимые меры для защиты независимости юридической профессии и обеспечить, чтобы адвокаты могли заниматься своей профессиональной деятельностью без какого- либо вмешательства или ограничений», - сказал представитель ООН.

Видимо международная критика возымела определенный эффект,  так из проекта закона все-таки решили исключить норму о создании государственной адвокатуры. Поправка не затрагивает возможность получить помощь адвоката бесплатно за счет государственного бюджета. Данная возможность сохраняется.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33