После старта ЕАЭС экономика Казахстана рухнула на 43%
Поддержать

После старта ЕАЭС экономика Казахстана рухнула на 43%

Эксперты TeleTrade и ТОО Wall Street Invest Partners попытались быть оптимистичными, но их данные говорили об обратном. С момента старта ЕАЭС все экономики союза просели, причем больше всего пострадали Россия и Казахстан, которые рухнули более чем на 40%, утверждают аналитики.

Вице-президент ГК TeleTrade Дмитрий Дригайло отметил, что прошло полных три года с начала работы Евразийского экономического союза как действующей структуры. Организации пришлось работать совершенно в иных условиях по сравнению с теми, что предполагались странами-учредителями на этапе планирования.

Вынужденный старт в сложных условиях

По его словам, Евразийскому экономическому союзу пришлось стартовать в сложных условиях. Частично неблагоприятная конъюнктура была связана с внешнеполитическим давлением на Россию, частично — с глобальным падением цен на нефть, что для Казахстана очень чувствительно.

«Естественно, работы еще предстоит очень много, но я бы хотел отдельно выделить следующий момент: благодаря Союзу экономики стран-участниц стали устойчивее перед внешними вызовами, по отдельности добиться этого было бы почти нереально «, — сказал Дригайло.

Он заметил, что лоббирование национальных производителей в молочке, машиностроении, промышленности действительно серьезно влияет на исполнение базовых условий Союза. Споры и влияние лоббистских групп, как правило, решаются на уровне президентских договоренностей.

Аналитик ТОО Wall Street Invest Partners Уалихан Кайсаров заметил, что после развала СССР разорвались многие хозяйственные и экономические связи, которые необходимо было восстановить и укрепить. Он заметил, что Астана и Минск  всегда подчеркивают, что это не политическое объединение, поэтому любые наднациональные структуры были отвергнуты. Интеграция должна способствовать облегчению перевозки товаров, росту конкуренции между производителями,  росту покупательской способности,  уменьшению срока окупаемости новых технологий и, как итог, ожидается увеличение ВВП стран ЕАЭС на 25%. Но пока все это остается только в мечтательных прожектах, реальность куда печальнее.

За последние три с половиной года в результате антироссийских санкций и девальваций национальных валют экономики стран ЕАЭС существенно просели. После введения санкций в 2014 году все страны-участницы понесли существенные потери в экономических показателях. Так в долларовом эквиваленте экономика России просела за 3,5 года санкций на 44,8 %, Казахстана – на 42,9 %, Беларуси – на 34,8 %,  Кыргызстан лишь за первые два года на 9%, а Армения — за те же два года на 5%.

Союзный скепсис нарастает

Финансовый консультант ГК TeleTrade Мария Сальников подчеркнула, что, если проанализировать динамику показателей опроса населения о доверии к ЕАЭС, который проводит  ЕАБР видно, что во всех странах союза отношение к нему меняется. Доверие падает, например, в России с 58% до 68%, нисходящая динамика и во всех остальных странах в среднем от 5 до 10%. Многие люди непосредственно связывают падение экономик и то, что реальные заработные платы не растут со вступлением их стран в ЕАЭС, хотя изначально ожидания были обратными. Однако, в реальности на все эти процессы повлияли другие факторы, такие как остаточное воздействие банковского кризиса 2008 года, резкое изменение конъюнктуры на энергетических рынках.

Вместе с тем, данные МВФ показывают, что с созданием ЕАЭС во всех странах Союза улучшилась динамика ведения бизнеса, хотя представители бизнес-сообщества все еще отмечают серьезные проблемы на границах, прохождение таможенного контроля в рамках ЕАЭС по-прежнему остается затруднительным.

В среднем экспортеры в Казахстане тратят на таможенный и пограничный контроль  и прочие формы проверки 133 часа, чтобы доставить свои товары в другие страны ЕАЭС. В странах Союза нет доверия к национальным валютам. Если посмотреть на структуры вкладов в банках, то в странах Союза от 25 до 45% в зависимости от страны люди хранят деньги в долларах, хотя аналитические агентства отмечают, что стабильной является ситуация, когда население равномерно распределяет свои вклады в нескольких валютах.

Позиции Казахстана в Союзе пока сильны

Самые сильные позиции в Союзе сейчас именно у Казахстана, отметила эксперт. Индекс экономической свободы Казахстана стабильно растет на протяжении последних лет и в настоящий момент достиг исторического максимума — 69,1. Это наивысший показатель в Союзе: выше, чем даже у бессменного лидера с конца 90-х по этому параметру — Армении. Казахстан также лидирует по коэффициенту свободы трудовой деятельности — 86,8%, для сравнения показатель Росси — всего 52%.

По словам аналитика, руководству страны удается поддерживать непрерывный рост среднемесячной номинальной заработной платы в тенге с 2000 года, однако из-за вызванной экономическими трудностями девальвации не получилось выдержать такой же непрерывный рост в долларах. При этом негативная тенденция к падению была переломлена, и в 2017 году был зафиксирован возврат к росту и в долларовом исчислении.

Вместе с тем, серьезным вызовом для всего Союза является падение стран в рейтинге свободы инвестиций. Иностранцы сейчас опасаются вкладывать в страны ЕАЭС. Еще один риск и для Казахстана, и для других стран в том, что крайне слабыми остаются показатели банковского сектора.

По их прогнозу в банковском секторе ожидается дальнейшее сокращение числа БВУ и возможны новые поглощения. Возможен рост бесконтактных платежей и мобильного банкинга, поэтому физическое сокращение банков не будет проблемой для населения, так как высока вероятность реновации банковских продуктов.

Ожидается резкое падение цен на нефть

Также был озвучен прогноз аналитиков по инфляции в Казахстане в районе 7%, что выше ожиданий Нацбанка. Это связано с ожиданием резкого падения цен на нефть во втором полугодии до 55 долларов за баррель, так как в ближайшее время будет заметен эффект роста нефтедобычи, США имеют шанс выйти на более существенные рубежи по этому показателю и занять первое место в мире.

«Сейчас Трамп остановил санкционное давление, и не понятно, что это может значить:  либо рост нервозности на рынках, либо постепенный отскок и восстановление позиций. Ситуация и в российской экономике, и, соответственно, в соседних странах будет оставаться подвешенной», — сказала Мария Сальникова.

Она также поделилась своим курсовым прогнозом, отметив, что на сезон майских праздников серьезных скачков курса аналитики не прогнозируют и считают, что в первую декаду мая курс будет в нынешних пределах 328-330 тенге за доллар, максимальная глубина падения на ближайшую перспективу рассматривается как 343 тенге за доллар. В целом по году резкой девальвации в ЕАЭС не ожидается, сказала она.

«Сейчас в мировой политике много событий, которые как ком отразятся на развивающихся рынках, это и встреча Трампа с Ким Чен Ыром, и договоренность между США и Китаем по торговым позициям. Поэтому ответ на санкции может быть только в согласованной экономической политике стран ЕАЭС. С другой стороны, в странах Союза лидеры прекрасно понимают и в Казахстане, и в Беларуси, что  как-то обозначать свое мнение или четкую конкретную позицию в битве гигантов не выгодно и экономически нецелесообразно», — подчеркнул Дмитрий Дригайло.

Выход из ЕАЭС не предвидится

Кайсар Уалиханов отметил, что статистика показывает, что после образования ЕАЭС  резкое проседание произошло у казахской и российской экономик, что связано с их наибольшими объемами в рамках Союза, а более мелкие экономики Кыргызстана и Армении, скорее наоборот, первыми ощутили положительные стороны Союза.

На вопрос о том, будут ли страны инициировать выход из ЕАЭС после смены политических элит, как это произошло в Армении, эксперты отметили, что одно дело декларации, другое дело реальность. Даже если посмотреть на тот же пример Армении, никто из оппозиционных сил сейчас о выходе из Союза не говорит. Поэтому ждать серьезных неожиданностей не стоит,

«Вряд ли в краткосрочной перспективе можно будет говорить и о Казахстане, есть масса подписанных документов, сама процедура выхода из ЕАЭС довольно сложная и забюрократизированная, так что это все сдерживающие факторы, даже при смене политической парадигмы», — заключил Дмитрий Дригайло.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.