«Русский мир» подорвал доверие к ЕАЭС
Поддержать

«Русский мир» подорвал доверие к ЕАЭС

14 мая Владимир Путин созывает гостей в Сочи. Поедет на саммит ЕАЭС  и Нурсултан Назарбаев,  а также туда приедет новый премьер-министр Армении Никола Пашинян, который ранее не исключал выхода из малоэффективной организации ЕАЭС. Так уйдет ли Ереван и какой вообще срок отмерен ЕАЭС, если эту организацию постоянно штормит, а эффекта от ее создания пока особо не заметно. Чего ждать от встречи Путина и Назарбаева в Сочи, и какие конкретные решения могут принять в Сочи? Об этом Exclusive.kz поговорил с известным политологом Султанбеком Султангалиевым.

— ЕАЭС в кризисе — это уже очевидно. Стоит ли и дальше строить радужные планы на то, что этот Союз даст какой-то эффект?

— Кризисные ситуации внутри Евразийского союза имеют место и, собственно, положение дел в ЕАЭС связано с экономической ситуацией в крупнейшей экономике данного объединения — российской. Грубо говоря, все страны-участники любят ЕАЭС пока Россия способна давать деньги, как в прямом смысле этого выражения, так и имея в виду уступки и послабления во взаимной двухсторонней торговле. В этом нет, на мой взгляд, ничего аморального, ничего личного — только бизнес, особенно учитывая, что какой-либо реальной общей идеологической базы Евразийского союза так и не было сформировано. А неуклюжая попытка  продвижения националистической идеи «Русского мира» на евразийском пространстве и вовсе основательно подорвала доверие как элиты, так и обществ в странах ЕАЭС к интеграционным процессам.

— А зачем тогда такой интеграционный проект, если от него нет толка?

— Интеграционные проекты начинают показывать свою эффективность лишь через несколько лет после запуска. В нашем случае понадобится еще года три, чтобы объективно оценить как перспективность ЕАЭС в целом, так и положительные стороны нахождения Казахстана в данном экономическом объединении в частности. На уровне товарооборота стран ЕАЭС исключительно отрицательную роль сыграло падение цен на нефть в 2015 году, поскольку две самые большие экономики объединения- российская и казахстанская —  сидят на нефтегазовой игле. Что касается преимуществ для нашей страны, то,  прежде всего, необходимо подчеркнуть  особое положение казахстанских мигрантов по сравнению с выходцами не из стран ЕАЭС на трудовых рынках Евразийского экономического союза. Интересно то, что сумма денежных переводов физических лиц из России в Казахстан с каждым годом растет: в 2015 году это было 514 млн. долларов, в 2016-559 млн., а в 2017-уже 694,8 млн. долларов. Во-вторых, унифицированный тариф позволил добывающим казахстанским компаниям существенно повысить свою прибыль. В-третьих, облегчен выход к центрам мировой торговли и на внешние рынки. В-четвертых, Евразийский союз дает Казахстану исключительную возможность стать транзитным транспортно — логистическим хабом, что сулит нам большие прибыли практически на ровном месте. Например, в 2017 году контейнерный транзит увеличился почти в полтора раза с 245 до 348 тысяч в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) и перспективы в этом направлении самые радужные, особенно после того как будет заключено  Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС с Китаем. Многочисленные критики участия Казахстана в Евразийском союзе стараются даже не задумываться о том, что было бы, если бы мы не состояли в ЕАЭС. В экономическом отношении было бы еще хуже, чем сейчас, потому что никаких льгот и преференций у нас  не было бы. Экспорт в Россию упал бы в разы, а покупать меньше мы бы не стали. Надо понимать, что Евразийский союз нисколько не мешает нашей торговле с тем же Западом или Китаем, но вся проблема в том, что на мировых рынках казахстанские товары не востребованы и никакой Путин здесь не виноват. Экономическая интеграция-это процесс объективный от которого невозможно спрятаться под одеялом. Было бы глупо уподобляться Северной Корее, закрываясь от всего мира и не используя уникальное географическое положение Казахстана как связующего логистического моста между Европой и Азией, между Севером и Югом. В уже относительно недалеком будущем, когда закончатся природные углеводороды, в значительной степени нас будут кормить транспортные коридоры, пролегающие по территории Казахстана, но от них не будет никакого толку, если мы не останемся активным участником интеграционных процессов и позволим соседним странам сосредоточить львиную долю транспортно-логистической инфраструктуры в своих руках.

— Может ли Армения выйти из ЕАЭС?

— Если бы власти Армении всерьез задумывалось  о выходе из Евразийского союза, то не было бы особой необходимости 11 мая текущего года просить парламент вносить поправку в договор об ЕАЭС с целью легитимного представительства премьер-министра Армении в Евразийском высшем экономическом совете. Очевидными плюсами для Армении от ЕАЭС являются низкие цены на российский газ, возможность преимущественного выхода на огромный российский внутренний рынок и особый статус мигрантов в странах ЕАЭС. Трудности экономического развития Армении связаны больше всего с внутренними причинами, нежели каким-либо отрицательным влиянием от нахождения в Евразийском союзе, тоже самое можно сказать и о Кыргызстане с Казахстаном. Просто при возникновении экономических трудностей намного легче свалить вину на внешний фактор, чем  честно признать собственные ошибки и недочеты при выстраивании экономической политики. Армении будет сложно выйти из ЕАЭС еще и потому, что огромную роль играет военно-политический аспект. Подписанное соглашение с Европейским Союзом на практике- это всего лишь бумажка, а умиротворяющее дипломатическое влияние Москвы и Астаны, стремящихся не допустить перехода нагорно-карабахского конфликта в фазу реальной войны между Арменией и Азербайджаном — это весомый фактор сохранения хрупкого мира на Кавказе.

— Так о чем будут говорить в Сочи?

— Очень важным является Соглашение о международных договорах с другими интеграционными объединениями и странами-партнерами Евразийского экономического союза. Это крайне актуальный вопрос, учитывая завершение процесса подписания Соглашения ЕАЭС с Ираном по зоне свободной торговли, которое состоится в Астане, а так же предстоящее соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве стран ЕАЭС с Китайской народной республикой. По сути это исторические документы, реализация которых способна придать новый мощный импульс экономическим интеграционным процессам на евразийском пространстве и стать катализатором роста нашей национальной экономики.

— Лукашенко все острее критикует ЕАЭС с растущим скепсисом.

— Я бы не сказал, что «скепсис в отношении ЕАЭС растет в Белоруссии». Выпады против деятельности ЕАЭС в исполнении прагматичного президента Белоруссии давно стали традиционными и на деле представляют собой эпатированный шантаж с целью создания дополнительных преференций для белорусской стороны внутри экономического объединения и прежде всего в российско-белорусских торговых отношениях, а также значительный элемент политического шоу, рассчитанного на собственную аудиторию и западных наблюдателей. По сравнению с 2016 годом, в прошлом году объем торговли между этими двумя странами вырос на 26,6 % и составил 30 млр.192,9 млн. долларов. Так что критика критикой, а товарооборот продолжает расти.

— Так что делать, чтобы ЕАЭС стал эффективным?

— Главными проблемами Евразийского союза на сегодняшний день являются, по моему мнению, во-первых, барьеры, ограничивающие взаимную торговлю между странами-участниками, прежде всего в приграничных территориях. Во-вторых, и это связано с первым аспектом, непродуманная антисанкционная политика России, которая существенно задевает интересы, например, Казахстана и Белоруссии, не участвующих в противостоянии России и Запада. Подобная  политическая эмоциональность никогда не идет во благо. Товары, неважно какого производства, поступающие на российский рынок из стран-членов ЕАЭС не должны подвергаться санкциям. Почему бы не использовать возможность насытить российский внутренний рынок, облегчить ситуацию с ценами ради собственного населения, увеличить дополнительный источник пополнения собственного бюджета и дать заработать малому и среднему бизнесу своих партнеров? В-третьих, если говорить о масштабных вещах, то на крайне низком уровне находится решение проблемы создания взаимно удовлетворяющей все стороны транспортно-логистической, энергетической системы и согласованной монетарной политики. В целом, будущее Евразийского союза заключается в модернизации национальных экономик партнеров, оперативном устранении имеющихся недостатков и в расширении стран-участников за счет Вьетнама , Ирана, Китая, Индии, Египта, Сирии и других стран, которые высказали свою заинтересованность в активном сотрудничестве с ЕАЭС.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.