Как эволюционировал Европейский Союз?
Поддержать

Как эволюционировал Европейский Союз?

В Алматы проходит XV-й юбилейный Евразийский медиафорум, где участники из стран Центральной Азии, Европейского союза  и США вместе пытались разобраться в том, как менялся в последние 15 лет мир, и как эти перемены повлияли на каждого из нас. Так, одна из сессий была посвящена большой теме – эволюции Европейского союза, который сегодня переживает массу вызовов, начиная с экономического кризиса и Брексита, угрозы терроризма, и заканчивая главной европейской проблемой — невероятного наплыва арабских беженцев.

Европейская мечта

Новое правительство Италии вызывает опасения Европы. С этой последней темы, которая потрясла традиционную Европу, начал сессию модератор – телеведущий из Великобритании Гэвин Хьюитт. Напомним, что парламентские выборы в марте этого года в Италии закончились победой крайне правой партии популистского толка «Лига Севера», которая построила свою предвыборную программу на антииммигрантской риторике и снижения налогов.

По словам Деборы Бергамини, политика и журналистка, члена парламента Италии, сегодня в целом происходит разложение всей архитектуры Европы.  При этом она уверена, что сам Европейский союз остается успешным проектом, который сегодня переживает целый ряд разных кризисов. Прежде всего, это экономический, финансовый кризис, а также фактор Греции, терроризм и   миграция. При этом, на многих этапах своего развития Европейский союз стремился к независимости. По мнению Деборы Бергамини, сегодня не хватает Европейской мечты. И все признаки истинного единения все еще на повестке дня.

Сэм Уилкин, старший советник институтов Oxford Analytica из Великобритании сообщил «хорошую новость» – это то, что в Европе сегодня мир, и это главное. Кроме того, еврозона функционирует, и евро стал важной валютой, наряду с долларом.

Но есть и плохие новости, говорит эксперт. Гражданин ЕС не ощущает своей представленности во власти, защищенности, у ЕС нет политической воли. Об этом говорит иранская повестка, которая стала своего рода тестом. Европейцы не смогли воспротивиться позиции США, которые не хотят поддерживать свои подписи по иранской проблеме. Это важный тест, уверен политик. Еще одна плохая новость состоит в том, что у ЕС нет реальной европейской стратегии в отношении Китая. Между тем, у Китая есть своя стратегия – «Один пояс, один путь». Поэтому Европе нужны «боссы».

Конечно, в ЕС есть 28 комиссаров, но им сложно принимать совместные решения. При этом, по мнению британского эксперта, популистские правительства, такие как сегодня в Италии, оказывается, могут хорошо работать.

Что касается экономической ситуации в странах Европейского союза, то прошлый год был выдающимся для еврозоны — 2,5 процента рост ВВП. Дела идут хорошо – уверен он. И добавил, что эксперты давали ошибочные прогнозы, и не смогли разглядеть признаков роста политического популизма. И это, с другой стороны, стало причиной финансового кризиса в Европе.

ЕС все еще амбициозный проект

Эли Хаджиева, эксперт по вопросам ЕС, глава компании «EURELIZ Media and Strategic Communications» из Бельгии считает, что окно возможностей сегодня очень маленькое, но европейский прогресс будет продолжаться на уровне общества. ЕС — это все еще амбициозный проект, который развивается на основе свободы, солидарности, основных ценностей ЕС. «Если мы хотим быть солидарным союзом, все должно идти единым пакетом. Мы сильны даже как 27 государств ЕС. Россия, Китай, США… мы все еще можем сопротивляться глобальным вызовам», — говорит Хаджиева.

Между тем, Ежи Вендерлих, заместитель председателя партии «Союз демократических левых сил» из Польши считает, что популизм и национализм – основные дьяволы ЕС. Популистская ложь стала основой выборов. Как должны европейцы бороться с популизмом? ЕС должен работать вместе, как мушкетеры – один за всех, и все за одного.

Иммиграция и терроризм –два главных вопроса

Обозреватель французской газеты «Фигаро» Рено Жирар считает, что популизм подтолкнул Англию выйти из состава Европейского союза. При этом, Германия придерживается правил ЕС, а Франция – нет. Но Германии нравится делать какие-то вещи самостоятельно, иногда доходящие до абсурда. Так, Германия признала независимость Хорватии без согласования с другими государствами-членами. «Это было незрелое решение, — считает Рено Жирар, — Ангела Меркель приняла решение на национальном уровне, произнесла речь о беженцах, но не осознала, что миллионы бедных подумали, что ЕС – это Эльдорадо, куда все теперь пытаются попасть».

Эли Хаджиева согласилась с мнением французского коллеги. Но добавила, что немецкие политики изначально хотели спасти людей от войны,  возможно,таким образом, компенсируя свою вину за Вторую мировую войну.

Дебора Бергамини сообщила, что сегодня Италия должна абсорбировать 700 тысяч мигрантов, но итальянцы боятся, что собственная идентичность находитсяпод угрозой. Кроме того, Италия пережила серьезный финансовый кризис, в стране высокий уровень безработицы, так что для переселенцев нет работы. Именно этот фактор используют популистские партии. Европа  — это люди, а не законы, и это надо понимать, считает Дебора. Италия в 20 веке была уницифирована благодаря языку, которому обучали через телевидение. Что сегодня унифицируют европейские народы? Итальянский политик считает, что это — мир.

Модератор напомнил, что сегодняшняя Европа нуждается в миграции, вследствие старения населения. Сэм Уилкин в ответ добавил, что Германии нужны люди, новые рабочие руки, а вот Италия, Испания, Франция в этом не нуждаются, потому что у них высокий уровень безработицы.

Прозвучала реплика из зала, о том, что мигранты и беженцы – это разные понятия. Пакистан и Турция пострадали от беженцев, в Пакистане 3,5 миллиона беженцев. В Турции – члене НАТО — миллионы сирийских беженцев, и страна страдает от этого.

В ответ на это  Рено Жирар сказал, что почему-то сирийские беженцы предпочитают бежать в Европу. Почему не приветствуют мусульман-беженцев в Саудовской Аравии? Он уверен, что надо помнить, что люди – это культурный субъект. Но как сегодня проходит культурная интеграция в Европу? Кто из беженцев в Германии выучил немецкий язык за последнее время? Таких очень мало. Надо понимать, что люди не потребленцы, а культурные субъекты.

Эли Хаджиева уверена, что идентичность – не вопрос религии. Существует десять видов идентичности – этническая, религиозная, гендерная, социальная, культурная, профессиональная и прочие. Так что мигранты могут интегрировать. Эли привела пример Германии, где лидером Зеленой партии является гражданин турецкого происхождения.

И все же, госпожа Ангела Меркель подавлена тем, что культурная интеграция оказалась нелегкой.

Дебора Бергамини считает, что за последние несколько лет из-за угрозы терроризма значительно снизилась свобода передвижения. И это плохо для развития ЕС. К примеру, Италия  находится на границе ЕС, и ей сложно сопротивляться давлению мигрантов, приходящих с юга.

Но угроза терактов принесла с собой более слаженную работу между службами безопасности внутри европейских границ, координация служб стала выше.

Итальянский политик уверена, что ЕС может столкнуться с вызовами обороны своих границ, особенно сегодня, когда нет уверенности, что США будет их защищать, с учетом того, как США себя сегодня позиционирует – с их торговыми войнами, иранской повесткой дня, политикой президента Трампа. Европе нужна большая независимость от российской энергетики и китайской экспансии.

А французский спикер добавил, что нужно вернуть Россию в европейскую семью. «Надеюсь, мой президент сделает что-то для этого», — сказал Рено Жирар.

Брексит

Брексит, выборы в странах ЕС, где побеждают популистские партии – все это тревожные звоночки для европейцев. По признанию Деборы Бергамини влияние Брексита ощущается, хотя Великобритания не состояла в еврозоне. А вот что касается победы крайне левых в Италии, то итальянский политик говорит, что 10 лет назад итальянцы считались самыми проевропейскими членами ЕС. А сегодня итальянцы — самые большие евроскептики.  Причина этого проста – безработица, отсутствие работы для самих итальянцев, не говоря уже о мигрантах.

Дебора Бергамини считает, что необходимо укреплять значимость европейского парламента, и качество принимаемых решений. Решения должен принимать народ Европы.

Между тем, польский спикер сообщил, что Македония и Албания подают заявку на членство в ЕС, а что касается Турции, которая вот уже 60 лет пытается стать частью союза, то, по мнению Ежи Вендерлиха, они выполнили только одну главу предписаний. Так что, «для них это долгая перспектива».

По мнению британского спикера Сэма Уилкина, если бы Германия вышла из ЕС, то это была бы катастрофа. Но покидать еврозону Германии не выгодно, потому что ее экономика только выросла за счет евро.

Немецкий журналист из зала добавил, что Германия все еще находится в стадии бума экономики. «Наша система благожелательна для любого, есть защита социальная, жилье, медицина. Но это тяжелое бремя для Германии. Беженцы — это люди с другой культурой. Они даже не желают интегрироваться. Общество это ощущает. И прошлые выборы были самые худшие по последствиям. Да, Германии нужны новые рабочие руки, нужны люди, но не с тех стран, где они не получили высокотехнического образования», — считает немецкий коллега.

Рено Жирар говорит, что ЕС  — это самое блестящее дипломатическое достижение после Второй мировой войны. Но,  чем больше стран в союзе, тем хуже идет процесс интеграции. В свое время Великобритания была за расширение Европейского союза, а потом взяла и помахала всем ручкой. Не будет дальнейшей интеграции, не будет и дальнейшего расширения, уверен француз.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.