ЭКСПО: революция 17-го года
Поддержать

ЭКСПО: революция 17-го года

ЭКСП-5-5

Завершившийся недавно Международный архитектурный конкурс на лучшую эскиз-идею выставочного комплекса ЭКСПО-2017 еще раз доказал: предстоящая Всемирная выставка станет главным «мегапроектом» страны на ближайшие четыре года. Это еще одно яркое выражение идеологии ускоренного развития, которую все годы своего президентства пытается привить казахстанскому обществу Н. Назарбаев.

Теперь появились реальные очертания будущего выставочного комплекса и мы можем наглядно представить, что же сможем увидеть через сорок восемь месяцев на сегодняшних пустырях и окраинах Астаны.

Общая территория проектируемого объекта – 173.4 га, из которых 25 га займет сам выставочный комплексу, а на территории 148 гектар будут расположены жилье, объекты социально-культурного назначения, образования и здравоохранения, торгово-развлекательные центры, парки, бульвары. Ориентировочная площадь выставочных павильонов составляет 118 620 м2, зон обслуживания — 95 400 м2, а жилья будет построено 586 465 м2. Новый ЭКСПО — городок, который будет построен в Есильском районе, заполнят дома повышенной комфортности, что в сочетании с самой современной инфраструктурой привлечет к ним особое внимание как инвесторов, так и будущих покупателей.

Но вернемся к выставочной зоне. Вот ее основные павильоны:

Павильон Казахстана, расположенный в самом центре ЭКСПО городка, который станет символом выставки ЭКСПО-2017, его площадь – 24 000 м2;

Тематические павильоны «Мир энергии», «Энергия для жизни», «Энергия для всех», «Моя энергия будущего» приблизительно 4 000 м2 каждый, при этом их общая площадь составит 16 000 м2;

Павильоны более 100 стран-участниц — 95 000 м2;

Центр Искусств – он расположится на территории 14 000 м2. Центр Искусств – это специально разработанная для культурно-развлекательной программы ЭКСПО-2017 площадка. Он представляет собой многофункциональное трансформируемое пространство;

Корпоративные Павильоны – это коммерческие павильоны спонсоров и партнеров выставки, площадь которых составит 9 000 м2;

Зона лучших практик (Energy Best Practices Area), где будут представлены лучшие примеры использования альтернативной энергии, займет 3 500 м2;

Конгресс-центр, где будут проходить конгрессов, конференций и форумов — площадью 42 000м2;

Всю эту красоту разработала и представила архитектурная компания Adrian Smith+Gordon Gill Architecture, которая в упорной борьбе и была признана победителем конкурса.

ЭКСПО 2-2

По словам Председателя Технического совета конкурса Джереми Рифкина, проект Adrian Smith+Gordon Gill Architecture является наиболее приемлемым как с точки зрения устойчивого развития и архитектурно-художественного облика, так и с точки зрения его дальнейшего использования после проведения выставки ЭКСПО-2017.( об этом постоянно напоминает Президент).

Преимущества проекта в том, что все объекты после проведения выставки можно изменить, разобрать или перепрофилировать, то есть сноса зданий не требуется. В целом, генеральный план и здания были спроектированы с использованием принципов экологически, экономически и социально-устойчивого дизайна. Выразительный архитектурный облик объектов ЭКСПО-2017 является уникальным, он несет колоссальные преимущества для Казахстана, но самое главное — проект создаст новый узнаваемый образ, своеобразное архитектурное наследие, как Казахстана, так и для всего мира.

Надо сказать, что на конкурс были представлены самые разные работы. Самые известные в мире архитекторы и архитектурные компании считали за честь представить свои разработки. Полет мысли творцов «застывшей музыки» и их футуристические фантазии поражали воображение. Австралийцы из Coop Himmelb(L)au предложили сосредоточить в центре комплекса кластер из нескольких «падающих» под разными углами высоток. Другая австралийская мастерская Kann Finch разработала здание-символ выставки в виде огромной башни-спирали, окруженной павильонами, административными и жилыми кварталами. Оригинальную концепцию предложила мастерская Serie Architects (Великобритания). В центре пространства — огромная металлическая решетка, где разместились бы ветровые и солнечные энергоустановки, а также обзорные площадки для посетителей. Женский взгляд -более утонченный: известная в мире британка Заха Хадид предложила в центр композиции четыре изящные башни, окруженные павильонами. Немецкая компания GMP International вернулась к «классике» модерна: главное здание-символ — шар, который из самолета смотрелся бы, очевидно, как огромный футбольный мяч на зеленом газоне степи.

ЭКСП-2-2

Итальянская компания Stefano Boeri Architetti предложила в центр композиции громадную металлическую башню, удерживаемую вантами и размещенную, словно средневековый замок, посреди рукотворного водоема. А другой итальянец, Манфредо Николетти подошел к проблеме вообще радикально: почти весь комплекс он спрятал под крышу циклопической «медузы», спроектировав, таким образом, что-то вроде невероятно большой юрты (воплощение мечты степняка). Похожий концепт – «все-в одном», но только «перевернутый», предложили архитекторы из мастерской Gansam Architects & Partners (Южная Корея). Они предложили заключить выставочные здания в единую чашу, напоминающую стадион. Голландцы из бюро MLA + B.V. предложили сделать центральным элементом выставки отвечающую основной ее тематике («Энергия будущего») солнечную электростанцию. Не отставали от мировых «мэтров» архитектуры и казахстанцы. Свои оригинальные разработки представили казахстанские архитекторы Сакен Нарынов, Ертыс Камзин.

ЭКСП-3-3

Но выбор был сделан в пользу Adrian Smith + Gordon Gill Architecture. Это американская компания, созданная в 2006 году в Чикаго Эдрианом Смитом совместно с Гордоном Гиллом и Робертом Фростом. Компания известна в мире преждевсего уникальными высотными зданиями, среди которых небоскребы «Перл Ривер Тауэр» в Гуанчжоу, «Трамп Тауэр» в Чикаго, «201 Бишопсгейт Тауэр» и «Бродгейт Тауэр» в Лондоне, а также – «Бурдж Дубай» (ныне «Бурдж Халифа»). Проект-победитель, по мнению специалистов, отличает от других более полный учет всех природных, социальных и временных факторов, определяющих как концепцию выставки, так и потребности растущей Астаны. А также – оригинальные архитектурные находки, «вписанность» объектов в природный пейзаж, функциональность и подкупающая простота решений.

ЭКСП-4-4

Сам Президент, ознакомившись с проектами, выразил надежду, что архитектурные сооружения выставки, и , прежде всего, ее символ — павильон Казахстана, выполненный в виде сферы в несколько этажей, общей площадью 24 000 м2, могут со временем стать «визитной карточкой» города, как стала Эйфелева Башня, символ Парижа, построенная ко Всемирной Выставке 1889 года. Мопассан и ряд других писателей считали ее поначалу «кошмаром Парижа» — а уже следующее поколение не представляло себе столицы Франции без ее ажурных стальных переплетений. Или Хрустальный Дворец, гигантское сооружение в викторианском стиле, воздвигнутое специально для Всемирной Выставки 1851 года в Лондоне: на него тоже надували губы чопорные лондонцы, но теперь он стал одним из популярнейших объектов туризма.

И кто его знает: может быть на выставке внезапно откроется талант какого-нибудь казахстанского предпринимателя, который откроет новое направление в отечественном бизнесе? Так уже бывало в истории выставок. Например, подданный Российской империи Николай Шустов после проведения Всемирной выставки 1900 года в Париже, для продукции, производимой на принадлежащих ему коньячных заводах в Ереване и Одессе, получил разрешение от известных французских виноделов называть её словом «Сognac». До той поры коньяков своего производства в России не было. Для этого анонимные образцы продукции заводов, принадлежащих Шустову, были представлены для оценки на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Эксперты единогласно присудили этому коньяку первое место. После раскрытия инкогнито производителя коньяка Николай Шустов и получил такое право — такую привилегию во Франции ранее не имел ни один из зарубежных производителей! Почему бы нашим инженерам- изобретателям, которых в Казахстане немало, не попробовать пойти путем российского фабриканта, не представить на выставке свои оригинальные разработки, которые – чем черт не шутит! – вдруг заинтересуют кого-то из «мэтров» «зеленой энергетики» и может быть открыто новое направление в высокотехнологичном бизнесе?

Конечно, у ЭКСПО, как и у каждого большого дела в стране, есть и недоброжелатели, и скептики. Их унылым нытьем заполнены все социальные сети: «зачем такие расходы…», да « ох, куда мы с нашей отсталостью – да в калашный ряд…» Илья Ильф метко сказал о таких людях, что они смотрят на действительность, как вдова, которой ничего в жизни не мило. Их идеал – сидеть у халупы на завалинке, брюзжа на проплывающие перед ними картины жизни, и ничего не предпринимать, чтобы ее улучшить. Но на них не стоить обращать внимания. ЭКСПО – это действительно настоящая революция и в архитектуре, и в экономике, которая все больше с неизбежностью будет переходить на «зеленые технологии». Это революция и в сознании, в менталитете новых поколений, которым придется жить в эпоху стремительной глобализации мира, новых технологических реалий. Подходить ко всему этому с замшелыми взглядами «дедушки Кабдеша» — по меньшей мере, глупо. Ощущать себя убогим, способным только на то, чтобы ковырять землю палкой, да заботиться только о еде – что может быть унылей в этой жизни? Если бы мы не дерзали – самого Казахстана не было бы.

А что до расходов… Они, несомненно, будут, но во – первых, это расходы разумные, не такие циклопические, как на Олимпиаду в Сочи, например, которая будет стоить 50(!) миллиардов долларов. Расходы на ЭКСПО в Астане будут на несколько порядков меньше, причем большую часть возьмут на себя бизнесмены.

А во-вторых, мне всегда нравился ответ уже старой императрицы Екатерины II, когда некоторые из ее придворных замечали ей, что она, по их мнению, слишком много тратит на музеи и дворцы. «Я их с собой в гроб не заберу, все вам останется» — отвечала Екатерина Алексеевна. Прошли века – и кто оказался прав?

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.