Таможенный союз: интеграции нет альтернативы
Поддержать

Таможенный союз: интеграции нет альтернативы

ТС-3-3

Старая оптика искажает действительность. По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, сегодня в мире есть политики и эксперты, которые смотрят на евразийскую интеграцию сквозь помутневшие и потертые линзы времен «холодной войны».

Последние несколько месяцев «анти – интеграционно» настроенные политологи делают потрясающие по своей самоуверенности заявления. Часть из них уверена, что независимость Казахстана находится под угрозой. Другие заявляют, что отечественное производство дышит на ладан. Еще более радикально настроены категорически против того, что в стране открываются новые совместные предприятия. Складывается ощущение, что эксперты, претендующие на истину в последней инстанции, не совсем в курсе цели создания Таможенного Союза. Напомним, его цель — создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

ТС-1

«Стремление трех стран объединить свои рынки товаров, услуг и рабочей силы приведет к выигрышу для всей глобальной экономики. Обширный регион, географически располагающийся на стыке Европы и Азии, Запада и Востока, будет соединяющим пространством с общими, предсказуемыми и открытыми правилами для деловой активности», — отмечает Нурсултан Назарбаев. Он подчеркнул, что здесь будет сформирован стабильный экономический ареал с безопасными, надежными, кратчайшими транс- евразийскими магистралями.

Противники интеграции заявляют о том, что идет вытеснение казахстанской продукции с российского рынка. В действительности же дело обстоит вовсе не так.

Обратимся к статистике.

Экспорт обработанных товаров Казахстана в страны Таможенного Союза превысил докризисный пиковый показатель 2008 года, а в сравнении с 2009 годом вырос почти в 2,5 раза. Вместе с тем, по данным 2012 года общий экспорт Казахстана в страны ТС снизился на 3,7% по сравнению с 2011 годом и составил $6,8 млрд. и данное снижение вызывает в обществе определенные вопросы. Исследование экспорта в разрезе сырьевых и обработанных товаров раскрывает истинную картину.

Таблица. Экспорт РК на рынок Таможенного союза

млрд. долл. США 2008 2009 2010 2011 2012 прирост
Всего 6,4 3,6 5,6 7,1 6,8 -3,7%
Обработанные 2,8 1,6 2,7 3,4 4,0 16,9%
Сырьевые 3,6 2,0 2,9 3,7 2,8 -23,2%

Источник: KAZNEX INVEST по данным КТК МФ РК и АРКС

Общий объем экспорта снизился за счет уменьшения поставок минеральных сырьевых товаров (уголь, руды и концентраты) в стоимостном объеме. Доля минеральных сырьевых товаров составляет 54% от экспорта сырьевых товаров. Эти товары в результате реализации Государственной программы форсированной индустриально-инновационной политики понадобились внутри страны, в том числе из категории сырьевых товаров перешли в сегмент обработанной продукции.

Как известно, и для Казахстана, и для России основные риски – это сырьевая зависимость, напрямую следующая из высокой сырьевой составляющей во внешней торговле двух стран. Для развития перерабатывающего сектора существуют значительные резервы, которые и продемонстрировал Казахстан.

Экспорт обработанных товаров на рынок ТС вырос на 16,9% и составил $4 млрд. То есть фактически Казахстан во взаимной торговле сокращает экспорт сырьевой продукции, концентрируя свои усилия на производстве и экспорте обработанной продукции.

Один из положительных моментов 2012 года — это переломный процесс в рамках ТС, когда в удельном весе экспорт обработанных товаров (59%) превзошел показатели сырьевого экспорта (41%).

Экспорт промежуточных товаров в 2012 году составил $3,4 млрд., увеличившись по сравнению с 2010 годом на 37%. Среди товаров этой категории наибольшее увеличение объемов экспорта наблюдается по: медным катодам с ($6,6 млн. до $635 млн.), подшипникам (с $65,3 млн. до $112 млн.).

Объем экспорта средств производства составил $483,6 млн., что почти в 14 раз выше показателя 2010 года. В качестве примера можно выделить железнодорожные локомотивы, экспорт которых увеличился по сравнению с 2010 годом в 3,8 раза – с $5,6 до $23,3 млн.

По данным за 2012 год экспорт потребительских товаров составил $164,7 млн. И если в 2010 из объема $230,6 млн. $171,6 млн. составляли мазуты и тяжелые дистилляты, то в 2012 году их удельный вес значительно сократился. Это указывает на то, что в целом объемы потребительских товаров растут (от $59 до $161 млн). Это товары народного потребления, такие как: макаронные изделия, кондитерские изделия, лекарственные средства и т.д.

Таким образом, опасения экспертов по крайней мере необоснованны. Тенденция увеличения объемов экспорта обработанных товаров в страны ТС за весь период его существования сохраняется, и его темпы превышают динамику роста поставок обработанной продукции из Казахстана в мир. Увеличение в сравнении с показателями 2011 года составило: в страны ТС — 16,9%, в другие страны — 14%. Кроме того, этот же показатель темпа экспорта (16,9%) опережает динамику импорта из стран ТС (11,7%). Эти данные предоставил директора департамента анализа экспорта KAZNEX INVEST Канат Кожамкулов. По расчетам его департамента, на сегодняшний день Таможенный союз является основным рынком сбыта для:

  • 99% произведенных в стране подшипников (увеличение объемов в 3 раза);
  • 77% произведенных аккумуляторов (увеличение в 2,5 раза);
  • 66% готовых или консервированных продуктов из мяса ($3,6 млн.);
  • 62% кондитерских изделий из сахара (увеличение почти в 7 раз);
  • 59% карбидов (увеличение в 2 раза);
  • 55% фосфинатов (увеличение почти в 2 раза).

В действительности подобных показателей в кризисные годы не достигли даже страны Европейского Союза, степень интеграции которых значительно больше, в том числе с учетом общей валюты. Стоит также учесть, что время создания Таможенного Союза совпало с глубочайшим кризисом, результатом которого стало и снижение потребления, и необходимость возврата средств инвесторам.

ТС-2-2

Влияние ТС положительно способствует развитию экспорта обработанной продукции: перед вступлением во Всемирную Торговую Организацию бизнесу предлагаются новые возможности по налаживанию связей и увеличению, а порой, и созданию, собственной конкурентоспособности. Если некоторой части бизнеса не удается конкурировать в рамках трех близких и понятных стран, то перспективы дальнейшего развития среди 159 членов ВТО ставят эту часть бизнеса в более чем значительный тупик. В целом, Таможенный союз бизнесу следует рассматривать как тренировку перед чемпионатом мира.

В 2012 году по сравнению с 2009 годом объем экспорта обработанных товаров удвоился и достиг $25,5 млрд., что является самым высоким показателем за всю историю независимости Казахстана. Такого результата удалось добиться благодаря созданию условия внешней торговли в рамках Таможенного союза и действенным мерам по поддержке производств обрабатывающего сектора экономики, в рамках проектов Карты индустриализации ГПФИИР.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Когда в стране увеличивается импорт, бизнес относится к такому росту негативно. Предлагаем более детально рассмотреть структуру казахстанского импорта из ТС.

Основной объем импорта (около 40%) приходится из стран ТС. Это естественный процесс ввиду сложившихся исторических экономических связей, инфраструктуры, географической близости. В экспорте основную долю занимает сырье, которое уходит в дальнее зарубежье, а ввоз приходится на соседние страны.

Импорт РК из ТС за 2012 год составил $17,8 млрд. Из них $3 млрд. (17%) — сырье, которое необходимо для использования в производстве отечественных товаров. Импорт обработанных товаров составил $14,8 млрд. (83%). В том числе:

  • $7,2 млрд. — это продукты промежуточного потребления (трубы и трубки из черных металлов, арматура для трубопроводов, шины и покрышки, изолированные провода), применяемые для функционирования отечественных производителей и вводом новых производств по Карте индустриализации.
  • $2,8 млрд. — это средства производства (вагоны железнодорожные, вычислительные машины и их блоки, грузовые транспортные средства, бульдозеры, жидкостные насосы, станки), которые также способствуют развитию казахстанской промышленности.
  • И только $4,7 млрд. — это потребительские товары, из которых 27% — нефтепродукты, 9% — легковые автомобили. А оставшиеся 64% ($3 млрд.) — товары народного потребления (лекарственные средства, мебель, сахар, кондитерские изделия), которые, в свою очередь, наравне с поставками из других стран создают конкуренцию отечественным производителям готовой продукции.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.