четверг, 20 сентября 2018
Облачно +30, Облачно
USD/KZT: 359 EUR/KZT: 420.1 RUR/KZT: 5.41
Украинские депутаты поддержали курс на ЕС и НАТО Uzcard стал катализатором процесса на высшем уровне «Цеснабанк» комментирует выкуп портфеля с/х кредитов Amazon без продавца Джек Ма внес вклад в эпоху противостояния между Вашингтоном и Пекином Госдеп США о разнице между Пекином и Москвой Варшава приглашает базу США, которая поменяет статус польского государства Рубль крепнет, а тенге заметно крепчает Антитеррористические «Искандеры» в помощь Коммунисты Китая как ярые правозащитники Китайцы публично обещали не топить рыночный юань Казахский тенге тоже подвел узбекский сум Третьим будешь: «Банк Астаны» Депутаты одобрили будущего главу Минфина ЕАЭС собирает финансовые рынки Пятилетка Астаны: как и чем будет прирастать центр Столичный аким обеспечит Астане «лоск» и канализацию «Буферное перемирие» в сирийском Идлибе Маск отправит вокруг Луны богатого японца Белый дом распорядился ввести антикитайские пошлины на $200 миллиардов Министерство обороны России выдало «номер» «Мать городов русских» денонсировала путы дружбы с Кремлем Фридом Финанс: капитализация «Казахтелекома» вырастет на 18%. Тенге опомнился, рубль не совсем Центробанк Узбекистана обещает восстановить работу платежных терминалов

Зачем Эрдоган расчищает «поляну» в Центральной Азии?

На прошедшем в Кыргызстане шестом саммите стран тюркоязычных государств Турция вновь предприняла попытки показать свое доминирование в организации, предложив во взаиморасчетах отказаться от доллара и перейти к нацвалютам.

Также тюркоязычный мир пытается показать свою обособленность, и интерес, например, Венгрии к ССТГ также не случаен, эта страна активно противоречит общеевропейской семье, особенно в миграционных вопросах. Какие цели ставят тюркоязычные страны и смогут ли они стать реальной силой? Об этом Exclusive.kz поговорил с политологом Султанбеком Султангалиевым.

- Вообще, насколько ССТГ становится весомой организацией? Может ли действительно тюркоязычный мир стать значимой единицей в международной повестке? Что мешает тюркоязычным странам выстраивать более тесное взаимодействие?

- Говорить о том, что Совет сотрудничества тюркоязычных государств становится значимой силой в геополитике, пока не приходится. Однако потенциал ССТГ, учитывая совокупные экономические возможности Азербайджана, Турции, Казахстана, Кыргызстана, а также Узбекистана и Туркменистана, которые, рано или поздно, но неизбежно войдут в данную организацию - весьма серьезен.

Не говоря уже о значимости и весе отдельных стран на евразийской политической арене. На азиатском постсоветском пространстве уже были попытки развития интеграционных связей между тюркоязычными государствами с добавлением Таджикистана - я имею в виду проекты центральноазиатского экономического сообщества и Центрально-Азиатского союза, которые были инициированы президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.

Однако наши соседи, во-первых, считали, что успешно будут развиваться и без всякой интеграции, а во-вторых, сама идея какого-либо участия в союзе, даже сугубо экономическом, вызывала отторжение на психологическом уровне из-за фантома СССР в подсознании и опасений потерять часть суверенитета и независимости. Непонимание значимости интеграционных экономических процессов и потягушки самолюбия официального Ташкента обрушили перспективные проекты.

- Что может дать ССТГ присоединение Узбекистана к этой организации?

- Не принимая во внимание культурно-исторического аспекта, который, безусловно, важен, следует отметить, что в политическом плане вхождение Узбекистана в состав ССТГ значительно увеличит вес Совета сотрудничества на евразийском пространстве, появятся дополнительные темы на данной диалоговой площадке для развития совместных экономических проектов и, соответственно, больше возможностей для взаимодействия в решении трансграничных общих проблем.

- Каковы интересы Казахстана в ССТГ, играет ли Астана заметную роль в этом союзе? Многие говорят, что первую скрипку в организации играет Турция, так ли это, и какие плюсы и минусы у лидерства Турции в тюркоязычном мире и готовы ли с этим мириться другие участники ССТГ?

- Роль первой скрипки в любом альянсе государств играет страна с большей экономикой и, соответственно, возможностями, как, например, США в НАТО или же Россия в ОДКБ и Евразийском экономическом союзе или же Китайская Народная Республика в ШОС. ССТГ еще не вырос до уровня политического и экономического союза, чтобы утверждать чьи-то роли. Сейчас Совет сотрудничества - удобная диалоговая площадка для лидеров государств, с явной перспективой превращения в определенное межгосударственное объединение. На сегодняшний день не ССТГ нуждается в Турции, а Турции необходима поддержка со стороны тюркоязычных государств в период еще небывалой до сих пор жесткой конфронтации с Западом.

- Может ли формат ССТГ перейти из культурно-просветительского в политический и экономический союз, и заинтересованы ли в этом тюркоязычные страны?

- ССТГ имеет, как уже было выше отмечено, все возможности для перехода на качественно новый уровень развития, а именно создание военно-политического и экономического союза. Другой вопрос заключается в том, как они будут реализованы, ведь определенные меры противодействия будут скрытно приняты со стороны всех великих держав, которых совсем не будет радовать возникновение еще одного центра силы в зоне их геополитических и экономических интересов.

- Как Вы считаете, какие сейчас вызовы и перспективы стоят перед тюркоязычным миром, и может ли он бросить вызов планетарному западному доминированию?

- Тюркский мир - это такое же пропагандистское клише, как и славянское братство. Не бывает дружбы и братства между народами и государствами, дружить могут люди, а не формирования. Государства же всегда ставят в качестве главных приоритетов продвижение своих национальных интересов военно-политического и экономического характера. И если данные интересы совпадают еще и с историко-культурными корнями, то это, конечно, замечательно.

У тюркоязычных стран две общие глобальные проблемы - это задача повышения уровня национальной безопасности в условиях усиления угроз международного терроризма и религиозного экстремизма, а также задача успешного экономического развития. Нам не надо кому-то бросать вызов, нам необходимо иметь возможности эффективно и желательно согласованно отвечать на любые вызовы. И ССТГ в перспективе может дать эти самые дополнительные возможности.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33