За коррупцию к 15 годам тюрьмы приговорили бывшего президента Южной Кореи
Поддержать

За коррупцию к 15 годам тюрьмы приговорили бывшего президента Южной Кореи

Уил Мэки  из Службы проведения исследований Конгресса США представил свой анализ о том, что может ждать Казахстан в условиях транзита власти. Анализ, проведенный экспертом и представленный на страницах The National  Interest, показывает, что американцы внимательно следят за телодвижениями в Астане и анализирует, что ждет Казахстан в период смены политического лидера и сможет ли он пережить его без серьезных потрясений.

 

Представитель американского конгресса убежден, что любая нестабильность в Казахстане вызовет беспокойство в Вашингтоне. Казахстан позволяет НАТО транспортировать через свою территорию припасы и оснащение в Афганистан, а американские компании инвестируют миллиарды долларов в нефтегазовый сектор республики. Кроме того, в Казахстане находится Банк низкообогащенного урана Международного агентства по атомной энергии.

Он содержит топливо для ядерного реактора, и правительство несет ответственность за то, чтобы запасы урана хранились в «безопасности и не попали в руки террористов и преступных групп», заметил г-н Мэки. Все эти факторы, показывают, какие именно вопросы больше всего беспокоят Вашингтон в период транзита власти в Казахстане.

В Конгрессе считают, что в течение всего периода после обретения независимости в стране удавалось сохранять стабильность, в постназарбаевском Казахстане сделать это будет не так просто.

Партия Назарбаева доминирует в законодательных органах, в 2017 году Государственный департамент США сообщил о «многочисленных случаях коррупции в исполнительной власти, правоохранительных органах, местных органах власти, системе образования и судебной системе». Как отмечает Пол Стронски, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, Назарбаев играет «важную роль как создатель и гарант суверенитета Казахстана», однако так и не созданы «политические и культурные институты, на которые опиралась бы страна в постназарбаевскую эпоху».

Уил Мэки заметил, что Назарбаев, кажется, работает над тем, чтобы это изменить и, по всей видимости, придерживается двойной стратегии для обеспечения стабильного политического перехода: во-первых, он постепенно децентрализует исполнительную власть — скорее всего, пытаясь не допустить, чтобы одна небольшая группа или отдельное лицо сосредоточили в своих руках внушительную политическую власть и угрожали его долгосрочным экономическим и политическим интересам.

Во-вторых, он заставляет элиту страны инвестировать в экономику Казахстана. Некоторым из них он серьезно затруднил процесс перевода и хранения средств за рубежом и в свою очередь создал такую ситуацию, при которой их финансовые интересы все больше зависят от роста казахстанской экономики. Поэтому в случае возникновения политической нестабильности и экономических трудностей элиты будут отвечать за последствия наравне со всеми остальными.

Назарбаев едва ли передаст власть «надежному» преемнику который не принадлежит его семье , считает представитель американского Конгресса, отчасти потому, что трудно понять, кто верен ему, а кто верен созданной системе протекции. Эти сомнения, вероятно, только усугубились после недавней смены руководства в соседнем Узбекистане. В 2016 году скончался авторитарный президент Узбекистана Ислам Каримов, и власть перешла к премьер-министру страны Шавкату Мирзиееву. Поначалу казалось, что наследию Каримова ничего не угрожает. Но это впечатление, по крайней мере, отчасти, оказалось ошибочным. Как только Мирзиеев вступил в должность, он начал сосредотачивать в своих руках власть над страной, сместил некоторых союзников Каримова с их постов и, начал расследовать коммерческие сделки семьи бывшего президента.

В марте 2017 года он одобрил несколько поправок, передав отдельные полномочия законодательным органам. Совсем недавно, в июле 2018 года, парламент Казахстана принял законопроект, предоставляющий Назарбаеву право возглавить Совет безопасности страны «пожизненно в силу своей исторической миссии». Этот законопроект также превратил Совет из консультативного органа в конституционный, расширив его полномочия.

Назарбаев пытается склонить элиты к более активному инвестированию в экономический статус-кво, так чтобы их доходы напрямую зависели от успехов казахстанской экономики и, в свою очередь, от политической стабильности страны, так как борьба за власть между элитами может стать одной из самых больших угроз стабильности Казахстана после ухода Назарбаева.

В январе 2018 года Назарбаев заявил о том, что «вывод капитала акционерами банка в пользу дочерних компаний или отдельных лиц должен считаться серьезным преступлением». Несколько месяцев спустя, в июле 2018 года,   был принят закон об ограничении оттока капитала из страны. Закон призван защищать банки страны, но он также усложнит многим казахстанцам со связями процесс сокрытия средств за рубежом. Как сказал председатель Национального банка страны Данияр Акишев, эти меры обеспечат его организации «больший контроль над валютными потоками». Показательно, что для обычных граждан, по его словам, «будут действовать прежние либеральные принципы валютного регулирования».

Неясно, когда Назарбаев уйдет в отставку и уйдет ли вообще, но, похоже, он готовится к некоторой форме политического перехода. Нынешний президент работает над децентрализацией власти — скорее всего, пытаясь воспрепятствовать сосредоточению власти в руках своего преемника — и желает гарантировать, чтобы элиты страны инвестировали в сохранение статус-кво. Правда никуда не делся главный парадокс: чем больше попыток предпринимает Назарбаев по созданию системы, обеспечивающей стабильный политический переход, тем больше возникает вопросов о том, как эта система будет функционировать в его отсутствие, подчеркивает представитель американского Конгресса.

Иллюстрации из открытых источников

Материалы по теме




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.