Казахстанские компании не готовы к кризисам
Поддержать

Казахстанские компании не готовы к кризисам

В Сингапуре базируется более 80% ведущих торговых компаний мира. Он может стать хорошей альтернативой западным компаниям, чьи рынки сегодня становятся все менее доступными для Казахстана. Об этом Exclusive.kz рассказал Старший государственный министр торговли и промышленности Сингапура доктора Ко По Кун.

— Сингапур рассматривается Казахстаном как ключевой партнер в Юго-Восточной Азии. Многие реформы в Казахстане основаны на успешном опыте Сингапура. Как Сингапур поддерживает применение данного опыта в Казахстане? Успешно ли реализован этот опыт в других странах?

— Мы рады, что Казахстан считает нас хорошим партнером в регионе. Казахстан и Сингапур связывают тесные отношения — Президент Нурсултан Назарбаев был личным другом покойного Ли Куан Ю. Сингапур рад поделиться своим опытом развития с друзьями и партнерами, и я рад отметить, что этот опыт был полезен для Казахстана при формировании собственной политики. Меня также радует, что эта политика, охватывающая все сферы от образования до государственного управления и пенсионной реформы, успешно реализуется.

В целях поддержки реформ государственного управления РК, Сингапур и Казахстан установили такие институциональные связи, как сотрудничество между Колледжем гражданской службы Сингапура и Академией государственного управления РК по подготовке лидеров. В 2016 году были проведены два семинара для 150 казахстанских официальных лиц. Школа государственной политики имени Ли Куан Ю также продолжила партнерство с Назарбаев Университетом, предлагая программы магистратуры и курсы перспективным казахстанским руководителям. Наша Школа уже провела курсы для более чем 700 высокопоставленных казахстанских чиновников. Агентство по сотрудничеству Сингапура (SCE), орган при Правительстве РС, также активно содействует более тесному сотрудничеству между Казахстаном и Сингапуром, организуя учебные визиты и семинары для официальных лиц РК. К примеру, в ноябре этого года будет организован визит представителей АО «Жилстройсбербанк Казахстана» для ознакомления с государственной жилищной политикой Сингапура. Насколько я понимаю, миссия Банка состоит в поощрении практики жилищной собственности в Казахстане, и я надеюсь, что опыт Сингапура в сфере обеспечения государственного жилья может внести свой значимый вклад в реализацию этой миссии. Агентство по сотрудничеству Сингапура также работает с Посольством Казахстана в РС для организации в следующем году в Сингапуре серии семинаров в сфере кибербезопасности, цифровой электроники и аэрокосмических технологий для официальных лиц РК.

Рост Сингапура за последние 53 года стал возможным в результате использования передового опыта разных стран мира и, что более важно, их адаптации к местным условиям для обеспечения их актуальности и успеха. Точно так же «решения» Сингапура могут быть адаптированы к местным условиям других государств. Мы видели это во многих странах, в том числе в Татарстане, России. Президент Татарстана Рустам Минниханов лично отметил Сингапур как вдохновляющий пример для многих реформ в республике, в том числе для преобразования Татарстана в один из самых благоприятных для инвестиций регионов России.

— Что Вы думаете по поводу создания Международного финансового центра Астана? Насколько перспективным он может быть для сингапурских инвесторов?

— Сингапур приветствует создание ММФЦА в качестве одного из элементов усилий Казахстана в том, чтобы стать для иностранных инвесторов воротами в Центральную Азию. Насколько я понимаю, финансовые технологии являются одним из ключевых направлений деятельности МФЦА. Это может стать потенциальной сферой для рассмотрения взаимодействии и взаимосвязи между фин-тех экосистемами Сингапура и Центральноазиатского региона.

— Несмотря на усилия некоторых держав, направленные на изоляцию экономики России, сингапурский бизнес, наоборот, открывает окно для России, предоставляя возможность взаимодействовать со всем миром. Какой интерес имеет Сингапур по отношению к России?

— Сингапур считает необходимым поддерживать хорошие двусторонние связи с как можно большим количеством стран. Наша политика заключается в том, чтобы служить Азии, а также нашим торговым партнерам по всему миру. Поэтому мы рассматриваем отношения с нашими партнерами как «отношения в любую погоду», и мы будем продолжать продвигать возможности для наших торговых партнеров в рамках верховенства права. Этот принцип и политика распространяется на Россию и любую другую страну, которая ведет торговлю с Сингапуром.

Сингапур, где базируется более 80% ведущих торговых компаний мира и функционирует мощная сеть мировых компаний, может стать воротами для российских и казахстанских компаний на Юго-Восточный рынок. Мы являемся безопасным и надежным плацдармом, откуда ваши компании могут выйти на рынки региона. Для содействия этому процессу наши агентства предоставляют широкий набор услуг, и у нас большой успешный опыт в этом вопросе. Сингапур также накопил всесторонний опыт на рынке и сильные региональные связи посредством нашего членства в АСЕАН. Это позволило закрепить наш статус в качестве регионального торгового хаба.

— Каковы итоги переговоров проекта Соглашения о свободной торговле (ССТ) между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Сингапуром? Каков будет формат и содержание этого документа? Какие ключевые направления определены? Существует ли вероятность заключения аналогичного проекта между Казахстаном и Сингапуром?

— Совместный анализ ССТ, сделанный Евразийской Экономической Комиссией и Сингапуром показал, что при помощи этого Соглашения есть большие возможности для стимулирования, расширения и диверсификации торговых и экономических отношений. Соглашение станет первым всесторонним торговым соглашением, обсуждаемым между ЕАЭС и внешней стороной. Оно распространяется не только на традиционную торговлю товарами, но и охватывает сферу торговли услугами, инвестиции, электронной коммерции, политики в области обеспечения конкуренции, а также защиты прав интеллектуальной собственности.

После вступления ССТ между ЕАЭС и Сингапуром в силу Казахстан, являясь государством-членом этого объединения, безусловно, может использовать все преимущества от него. Таким образом, Казахстану и Сингапуру нет необходимости дублировать усилия и приступать к разработке отдельного двустороннего ССТ. Имеются также действующие соглашения между нашими странами. Казахстан и Сингапур согласовали Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, и мы надеемся подписать этот документ в ближайшее время.

— Как вы расцениваете перспективы сотрудничества между странами ЕАЭС и АСЕАН?

— Рынок АСЕАН обладает обширным потенциалом для компаний ЕАЭС. Регион переживает беспрецедентные темпы развития с совокупным объемом ВВП в 2,6 трлн. долл. США и следует последовательной траектории роста. Общее население в более 640 миллионов человек представляет огромный рынок для компаний, которые хотят расширить свое присутствие в регионе. Прогнозируется, что к 2030 году АСЕАН станет четвертой по величине экономикой в мире после США, Китая и ЕС. Ожидается, что подписание ССТ между ЕАЭС и Сингапуром станет важным шагом на пути укрепления торговой инфраструктуры между странами-участниками и потенциально служить очередным этапом к возможному заключению ССТ между АСЕАН и странами ЕАЭС, что создаст общий рынок в 780 млн. человек с совокупным объемом ВВП в более 6,6 трлн. долл. США и углубит интеграцию между нашими регионами.

В настоящее время два региона активно сотрудничают по расширению экономических отношений, в частности, в рамках Рабочей программы торговли по торговому и инвестиционному сотрудничеству между АСЕАН и Россией после 2017 года. АСЕАН и ЕАЭС также работают над завершением необязательного к исполнению Меморандума о взаимопонимании между АСЕАН и Евразийской экономической комиссией по экономическому сотрудничеству. В краткосрочном и среднесрочном плане я ожидаю расширения сотрудничества между АСЕАН и ЕАЭС в области таможенных процедур и упрощения процедур торговли, санитарных и фитосанитарных мер, стандартизации, технических регламентов и процедур оценки соответствия, в том числе, электронной коммерческой, инвестиций, развития малых и средних предприятий.

— В этом году было создано новое подразделение «Enterprise Singapore» для поддержки бизнеса и развития экономических связей с ключевыми региональными партнерами. Не могли бы вы рассказать нам об этом проекте более подробно?

— «Enterprise Singapore» — новое экономическое агентство, которое было сформировано 1 апреля 2018 года в результате слияния двух агентств – «International Enterprise Singapore» и «SPRING Singapore». Задача «Enterprise Singapore», как правительственного агентства, способствующего развитию предпринимательства, заключается в укреплении сингапурских предприятий через содействие в наращивании мощностей, использование инноваций и интернационализацию.
Создание «Enterprise Singapore» стало необходимым из-за стремительных изменений в бизнес-среде в результате глобальных сдвигов и технологических сбоев. Слияние этих тенденций требует другого подхода к развитию наших предприятий, где компании должны оперативно действовать для успешной конкуренции на глобальном уровне, интеграции в стратегии развития потенциала инноваций и глобализации.

— Сингапур характеризуется как город-государство, где доминирует государственное управление. В то же время, по мнению многих экспертов, общественное доминирование во многих странах является проблемой. Какова особенность управленческого опыта Сингапура со стороны правительства?

— Вы поднимаете интересный вопрос о напряженности между рынками и правительством. Сингапурская философия заключается в том, что, хотя рынки во многих случаях могут способствовать достижению хороших результатов, правительству в некоторых случаях необходимо вмешиваться, чтобы помочь рынкам работать лучше. Как и многие другие правительства, мы постоянно стремимся найти баланс между ними в постоянно меняющейся среде. Например, в нашем секторе наземного транспорта мы недавно вернули право собственности на железнодорожные активы правительству. Это позволяет железнодорожным компаниям более глубоко сосредоточиться на предоставлении качественного обслуживания пассажирам, в то время как правительство берет на себя ответственность за планирование и расширение мощностей.

Мы также считаем полезной практику отстранения от участия правительства, например, в обеспечении пространства для инноваций и новых видов экономической деятельности. В этих целях мы недавно создали опытные площадки и лаборатории для компаний, чтобы экспериментировать с новыми продуктами и услугами. Например, мы разработали законодательные нормы для опытных площадок, в которых конкретные нормативные требования ослаблены при сохранении соответствующих требований безопасности. Местный университет работает с глобальными компаниями, чтобы протестировать технологию микросетей для доступных и возобновляемых источников энергии на оффшорном острове. Мы обеспечили разработку инновационных продуктов и услуг в других областях, таких как финтех и телемедицина. Мы строим новый цифровой район Панггол на северо-востоке Сингапура, который будет служить испытательным полигоном для новых городских решений, которые оснащены новыми цифровыми технологиями, такими как «искусственный интеллект» и «интернет вещей».

Мы очень тщательно следим за балансом между рынком и государством с точки зрения поощрения прогрессивных проектов, особенно важных в сложном мире изменяющихся вызовов. В качестве примера возьмем наш последний крупный экономический обзор, подготовленный Комитетом по будущей экономике. Комитет, состоящий из представителей государственного и частного секторов, проконсультировался с более 9 тыс. заинтересованных представителей из бизнеса, торговых ассоциаций и палат, профсоюзов, работников, преподавателей и студентов во время выработки стратегии нашей будущей экономики. Несмотря на то, что Комитет завершил свою работу, мы продолжаем тесно сотрудничать с заинтересованными участниками по реализации рекомендаций. Мы не сможем добиться успеха без партнерства, выстроенного на взаимной поддержке.

— Большая часть экономики Сингапура ориентирована на зарубежный рынок. В чем суть такой политики и каковы ее пределы?

— Как вы уже указали, в Сингапуре очень открытая экономика. Около двух третей нашего ВВП зависит от спроса на внешних рынках, и общий объем торговли в три раза превышает наш ВВП. Часть нашей открытости уходит корнями в наше наследие в качестве свободного порта, построенного для содействия торговле через Малаккский пролив.

На протяжении многих лет мы использовали нашу открытость для торговли. Мы создали мощную торговую сеть и диверсифицировали сектора экономики. Мы будем продолжать работать с единомышленниками с целью углубления связей с остальным миром для того, чтобы наши предприятия могли воспользоваться возможностями роста.

С другой стороны, открытая экономика Сингапура также означает, что мы тесно привязаны ко всем основным экономикам и восприимчивы к их взлетам и падениям. Наша экономика замедляется больше, чем в других странах во время глобальных рецессий, и на нас влияют перебои в международных торговых потоках. Таким образом, нынешняя атмосфера торговой напряженности вызывает беспокойство, поскольку риск односторонних и ответных действий может подорвать многостороннюю торговую систему, которая на протяжении десятилетий приносила процветание странам. Сингапур должен внимательно следить за такими внешними событиями и оказывать необходимую поддержку нашим компаниям и работникам.

Материалы по теме

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.