Чиновников министерства общественного развития «приговорили» к штрафу
Поддержать

Чиновников министерства общественного развития «приговорили» к штрафу

На днях в Казахстане произошла настоящая сенсация: министр внутренних дел лишился поста.  Министр-долгожитель Калмуханбет Касымов, чьей отставки общество добивалось еще с лета 2018 года, когда был убит известный фигурист Денис Тен, перешел на новую работу в Совет безопасности. Является ли его новое назначение повышением и встраивается ли вся эта конструкция в пресловутый транзит власти? Об этом Exclusive.kz поговорил с политологом Султанбеком Султангалиевым.

— Все-таки, что стало причиной этой отставки именно теперь, хотя призывы к ней звучали уже давно. Почему все-таки Нурсултан Назарбаев именно сейчас решился сместить Касымова?

— Прежде всего, необходимо понимать психологию кадровой политики, которую проводит президент. Он всегда выдерживает паузу, не принимает решения под влиянием каких-то внешних факторов, допустим общественного давления. Конечно же, отставка господина Касымова была неизбежной в силу рекордного  срока, который он занимал свой пост.  Но она была неизбежной и в другом аспекте. Дело в том, что приближаются достаточно серьезные политические  события. На мой взгляд, у администрации президента, по большому счету осталось мало козырей, с которых можно было зайти, чтобы привлечь симпатии электората. Отставка наиболее одиозных и непопулярных министров была предусмотрена заранее, поэтому отставка Касымова выглядит абсолютно логично. Хотя, на самом деле господин Касымов ушел на повышение, он стал секретарем Совета безопасности.

— Многие говорят, что формально это повышение, а по факту понижение. Что это на самом деле?

— Если мы посмотрим полномочия Совета безопасности, то увидим, что Секретарь Совбеза вправе давать предписания, указания другим государственным органам. Я полагаю, что пока Совету безопасности для реального выполнения своих функций не хватает конституционного  статуса, ведь в Конституции практически ничего не говорится о Совете безопасности, кроме того, что он формируется президентом. То есть, по сути, такой мощный орган висит по большому счету в воздухе. Поэтому, необходимо внести поправки в Конституцию, которые узаконят Совбез как высший государственный орган. В связи с этим естественно, статус господина Касымова тоже будет наполняться содержанием, но, опять-таки, если говорить о перспективах этого назначения, то, я уверен в том, что оно является временным.

Секретарь Совета безопасности предполагает стратегическое мышление, это политический орган, поэтому естественно, что господин Касымов, при всем опыте его административной деятельности, не та фигура, которая действительно могла бы возглавить Совет безопасности в транзитный период и придать этому органу необходимый вес и политический авторитет. То есть я полагаю, что г-н Касымов будет занимать эту должность, примерно, полгода и затем перейдет на какую-то другую, близкую его сфере позицию. 

— Как вы считаете, может быть одной из причин отставки является то, что господин Касымов не предложил конкретного содержания реформы МВД? И вообще, возможна ли она в принципе в нынешних условиях?

— Определенный комплекс идей МВД был все же озвучен. Но они носили, скорее, формальный характер, но не принципиальные моменты. Поэтому первые шаги реформы вызвали, конечно, мягко говоря, ироничное отношение со стороны общества. Общество ждет глубокой реформы.

В каждой области, в каждом городе есть примеры того, как не совсем добросовестно, мягко говоря, полицейские исполняют свои служебные обязанности. И сам имидж полиции, внутренних дел, конечно, нуждается в коренном ребрендинге. Не просто флешмобе, а коренном изменении сути деятельности полиции. Сейчас ее боятся больше, чем преступников, вот с этим надо что-то делать, однозначно.

Минус в том, что, несмотря на то, что экспертным сообществом и гражданскими активистами были выдвинуты предложения по реформированию МВД, к ним, к сожалению, государство не прислушалось. Я считаю, что необходимо реформу МВД обсуждать всем обществом, потому что это вопросы, в первую очередь касаются безопасности и здоровья наших граждан. Это не просто какое-то внутреннее узкопрофессиональное обсуждение, это глобальная реформа, которая касается всех сторон жизни общества.

— Чтобы бы Вы могли сказать о новом министре Ерлане Тургумбаеве? Насколько его послужной список соответствует этой должности?

— Если мы говорим о послужном списке, то, он, конечно соответствует. На протяжении многих лет был заместителем министра, достаточно огромный опыт накоплен. Лично его фигура как профессионала у меня не вызывает абсолютно никаких сомнений. Я считаю, что в каждом ведомстве должен быть профессионал и расти по карьерной лестнице, будущие министры должны именно с низов начинать, чтобы знать всю работу, это касается не только министров внутренних дел, любого чиновника.

 Другой вопрос насколько новый министр является политиком, публичной личностью, как глубоко  он понимает важность реформирования системы МВД. Нужно ли это ему как профессионалу и как человеку — вот это открытый вопрос. Поэтому ближайшие сто дней нового министра покажут, стоит ли вообще испытывать иллюзий в отношении того, изменится полиция или нет.

— Хотя министр Даурен Абаев утверждает о неуместности разговоров о транзите власти, и даже их вредности, встраиваются ли эти назначения в логику ожидающихся выборов, которые ожидаются?

— Ну, если говорить о словах господина Абаева, что не следует поднимать тему транзита, то уже само это, конечно, вызывает много вопросов. Эта тема касается всего общества, активно обсуждается на иностранных площадках. И требовать от тех же политологов, экспертов, чтобы они эту тему не поднимали, наивно, тем более устами такого достаточно продвинутого человека, как Даурен Абаев.

Что касается транзита, мы должны понимать, что те выборы, которые будут в этом году, какими бы их там не объявили, под каким бы соусом эти изменения не происходили, так или иначе состоятся. Разговор о транзите страшен только тем, кто боится его. Необходимо обсуждать различные аспекты и для того, чтобы конечный сценарий устраивал бы абсолютно всех, и общество, и элиту, и главу государства. И чтобы транзит мог бы обеспечить самое главное – стабильность. Так вот, если говорить конкретно уже о перемещении господина Касымова, то да, я считаю, что данные меры  является, в том числе, предвыборной стратегией главы государства, его команды, это движение в направлении общества.

Следующим  шагом может стать отставка министров образования и здравоохранения. Так что мы можем говорить, что, по большому счету,  предвыборная компания уже началась.

— Как вы считаете время выбора этой отставки и назначение нового министра связаны с теми событиями, которые происходили недавно в Астане и тем общественным недовольством, которое в очередной раз выплеснулось наружу?

— Да, однозначно, январские события, конечно, послужили определенным катализатором принятия решения о перемещении господина Касымова. И тот самый знаменитый тост полицейского из Караганды сыграл свою роль. Был мощный информационный фон, все эти сообщения дошли до президента и естественно повлияли на его решение.

— Как вы считаете, теперь общество все-таки немного успокоится в связи с этой отставкой или же это не слишком сильно повлияет на настроения людей?

— Я абсолютно уверен в том, что хотя общество позитивно восприняло эту новость, каких-то особых дивидендов власти данные перемещения не принесут. Население  ждет от государственной власти более реальных шагов, направленных на развитие демократических прав и свобод, на улучшение социально-экономической ситуации в стране.  Одной отставкой непопулярного министра ничего не изменишь.

— Вы  уже сказали, что роль Совбеза возрастает, а роль МВД будет расти или же наоборот снижаться?

— Роль МВД останется прежней, у него есть своя ниша, функции МВД действительно важны для обеспечения охраны и безопасности наших граждан. Министерство здравоохранения, образования и внутренних дел — не политические структуры, просто выполняют свою работу, мы можем говорить об идеологическом фронте, в отношении, допустим министерства общественного развития. Министерство внутренних дел — эта машина, это механизм, который работает практически автономно.

— МВД сейчас раскрутит гайки или же наоборот?

— Здесь в первую очередь необходимо понять общий алгоритм действий первых руководителей МВД и министров в целом. Когда приходит новый министр, сначала он проводит аудит внутренний, финансовый аудит, меняет руководителей в регионах. Поэтому, однозначно мы будем свидетелями в течение ближайших месяцев ряда перемещений в структуре МВД, в том числе региональных руководителей, кто-то уйдет на пенсию, а кто-то попадет, скажем, так под уголовные какие-то дела.

Что касается изменения сути работы МВД, то, в принципе, министерство внутренних дел в силу своей специфики достаточно консервативно. Оно будет работать так, как работает, поэтому резко отрицательных или положительных изменений в работе МВД ожидать не нужно. Одним назначением невозможно изменить принцип работы и мировоззрение полицейских.  

иллюстрации из открытых источников




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.