пятница, 24 мая 2019
,
USD/KZT: 379.36 EUR/KZT: 424.47 RUR/KZT: 5.88
Просто «Солидарность» какая-то! Токаев говорит, что пора дать бой монополистам и ценам Запрет на табло с курсами валют вступил в силу в России Мадуро фонтанирует «военно-экономической зоной» США думают, как бороться с валютной политикой конкурентов Тайвань – азиатский первопроходец в вопросе однополых браков Всемирно известный Ролдугин в Нур-Султане Повторение – мать финграмотности Узбекская осень без МРЗП АБР занимает Узбекистану деньги на локомотивы Должники требуют амнистию, а иначе митинг Враг у ворот: глава ФСБ России поведал о боевиках «Вилайат Хорасан» Депутат имеет право знать все про доходы Трампа Стране обещаны излишки ГСМ Президент Украины эффектно приступил к должности Новый кровавый бунт в таджикской колонии «Второй этап» революции в Армении После инаугурации президент Украины распустит парламент Конфликт между миноритариями и АО «Казахтелеком» исчерпан Air Astana: посадка в Шереметьево прошла в штатном режиме Как президент и кандидат «засветился» на ниве борьбы за скромность Азиатский банк развития помогает узбекам с ипотекой Тегеран начнет обогащать уран Член правительства отмечает «прекрасную» связь Агентству по регулированию и развитию финрынков быть

Съезд «Нур Отана»: подготовка к выборам

Уразгали Сельтеев, политолог

Съезд партии власти завершился. Косвенно ожидания и прогнозы подтвердились. Продолжилось наращивание социальной повестки уже на партийной площадке в качестве установочных векторов для правительства.

При этом есть несколько аспектов, которые не исключают или даже увеличивают вероятность объявления досрочных парламентских выборов.

Во-первых, не стоит недооценивать фактор изменения и расширения состава Бюро Политического совета «Нур Отана». Может казаться, что роль этого коллегиального органа формальна в условиях персонального и единоличного лидерства в партии. Однако надо иметь в виду стратегическую значимость прагматичных полномочий Политбюро. Это касается прямого влияния на формирование партийных списков при избрании депутатов Мажилиса, Сената и маслихатов, определения очередности распределения депутатских мандатов и непосредственного создания фракции в Мажилисе.

Также, согласно новым изменениям в уставе «Нур Отана», Бюро Политсовета теперь может рассматривать вопросы прекращения деятельности депутатов маслихата. Это связывается с введением системы избрания местных представительных органов исключительно по партийным спискам, а также дополнительным укреплением централизованных рычагов управления регионами.  

Во-вторых, в своем выступлении Глава государства допустил оговорку в контексте очередности, сказав, что «впереди нас ожидают парламентские выборы, президентские выборы. Для того чтобы пройти это, мы должны заручиться доверием народа». Но, как известно, в рамках конституционных сроков должны сначала состояться президентские выборы в 2020 году, а затем парламентские – в 2021 году.

В-третьих, новую программу «Нур Отана» «Общество благополучия: 10 целей десятилетия» следует рассматривать не только как социальную доктрину правительства, но и как предвыборную платформу партии. Ее пункты и целевые установки полностью сориентированы на все базовые электоральные группы.   

Безусловно, фокусировка на вопросах повышения благополучия граждан продиктована безотлагательной необходимостью удовлетворить назревшие социальные запросы и нивелировать рост общественного недовольства.  

Однако, вкупе с октябрьским посланием и «Пятью социальными инициативами», поручения, объявленные Нурсултаном Назарбаевым на съезде партии, сформировали чрезмерно объемный пакет социальных преференций в эквиваленте государственных расходов. Их политическая стоимость слишком высокая. Это отчетливо сигнализирует о создании положительного предвыборного фона.  

Что касается предстоящей работы обновленного правительства, собранного в спешном порядке, стало ясно – оно сосредоточится на выполнении краткосрочных задач. Основная миссия заключена в реализации новых президентских поручений за счет массированных денежных вливаний. Мерилом эффективности станет лишь настройка процесса распределения выделенного транша государственных финансов.

Поэтому трансформации деятельности данного правительства в части смены подходов и принципов системы государственного управления ожидать не стоит. 

С созданием мониторингового комитета и центра оценки эффективности реализации госпрограмм дополнительно усиливается контролирующая роль президентской администрации над работой правительства.

Кроме того, с увеличением количественного представительства политических госслужащих Администрации Президента в руководящих органах «Нур Отана», произошло более плотное сращивание партии власти с ключевой структурой госаппарата.

«Нур Отану» же эффективно исполнить призыв своего лидера - «стать главным институтом общественного контроля» - вряд ли удастся. Партия не обладает необходимой степенью субъектности в политической системе. Это невозможно даже на региональном уровне, где система сдержек и противовесов законодательно задекларирована, но не функционирует в реальности. Имеет место конфликт интересов между исполнительной и представительной ветвями власти. Дело в том, что областные, городские и районные акимы возглавляют филиалы «Нур Отана», являясь одновременно партийными боссами для большинства депутатов маслихатов. В таких условиях маслихатовцы-нуротановцы не могут полноценно реализовывать свои представительные и контролирующие функции: объективно оценивать планы социально-экономического развития конкретной территории и отчеты о проделанной работе акиматов.

В целом позитивный тренд на «открытый и честный диалог» власти с обществом обозначился. Новые поручения Главы государства в духе «усилить» и «пересмотреть», как и заявление по поводу отставки правительства, стали публичным принятием системных упущений в государственной политике. Как известно, признание ошибок – это первый шаг к исправлению ситуации. 

 иллюстрации из открытых источников

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33