Вице-министр труда рассказала, что и как изменится прямо с 1 апреля
Поддержать

Вице-министр труда рассказала, что и как изменится прямо с 1 апреля

Если проанализировать биографию Дариги Назарбаевой, которая все чаще называется как преемница своего отца, то можно смело сделать вывод, что именно он всегда был ее главным препятствием к успеху. По крайней мере, такой вывод можно сделать из онлайн-расследования, которое провел exclusive.kz.

Первая любовь

Дарига Назарбаева родилась в мае 1963 года в Темиртау, когда ее  отец еще не был в составе «сливок» советской номенклатуры. Пожалуй, из трех дочерей Назарбаева, она единственной застала ту атмосферу, когда статус дочери секретаря Карагандинского обкома партии далеко не предполагал полной безнаказанности. Детство и юность Дариги прошли в тревожный и неустойчивый период карьеры  отца, что, вероятно, произвело на нее неизгладимое впечатление. Уже тогда, в отличие от своих сестер, выросших в более стабильных и благоприятных условиях, она поняла, какой хрупкой и непредсказуемой бывает политическая карьера. И… ее особенности для детей президентов.

Теперь далеко не случайным выглядит ее выбор исторического факультета МГУ, после которого она зачем-то закончила еще и КАЗГУ в 1985 году. По традиции тех времен, дочь такого человека не могла обойтись без ученой степени и в 1990 году она поступила в аспирантуру МГУ. Примечательна тема ее кандидатской «Политическая борьба в Италии вокруг принятия республиканской конституции 1947 года». А через восемь лет она стала доктором политических наук по теме «Демократизация политических систем в новых независимых государствах». Пока она была студенткой, в 1983 году Назарбаева вышла замуж за Рахата Алиева. Как сказала сама Дарига, это была любовь с первого взгляда. За шесть  лет у супругов родилось двое сыновей и дочь.

Возможно, это была бы среднестатистическая относительно счастливая пара, если бы она не была в составе first family, принадлежность к которой дала этой чете огромное влияние.

Период между серединой 90-х и началом 2000-х теперь, с высоты совершившихся событий, можно назвать «золотым веком» Дариги и Рахата. Рахат Алиев за считанные годы превратился в одного из самых влиятельных людей в стране, а Дарига создала самый влиятельный медиахолдинг.

Тогдашний премьер Казахстана Акежан Кажегельдин очень проницательно предложил Дариге свою «игрушку».

«Когда в свое время я пришла работать на государственное телевидение, это было встречено в штыки. Сборы подписей, протесты: дочь президента пришла руководить телевидением! А я пришла возглавить одну из редакций. Это даже не была идея моего папы… Я поработала и поняла: невозможно переделывать сложившийся уклад. Что ни пытаешься, все воспринимается в штыки, сразу приобретает политическую окраску. Поэтому я приняла решение: взять костяк людей, которые работали в новостях, и на этой базе создать новый канал. И меня поддержал премьер Кажегельдин, отец, кстати, был против. Первое постановление, которое мы подготовили, зарубили на корню. Потом снова ходили по коридорам. И тогда Кажегельдин взял ответственность на себя, подписал постановление. И за это я ему безумно благодарна», — признает в одном из давних интервью «Известиям» дочь президента.

 «В 1994 году Дарига Назарбаева стала вице-президентом кризисной телерадиокомпании Республики Казахстан (типа российской ВГТРК), сразу переименованной в агентство «Хабар», и одновременно держателем 49,9 % акций «Хабара». В 1995 году «Хабар» был преобразован в автономную структуру при правительстве (директор Д. Назарбаева), в которую ежегодно стали вливать по 2 миллиарда тенге бюджетных денег (или 17 миллионов долларов США в год). Помимо «Хабара» структуры, связанные с Даригой, приобрели радиостанцию «Европа Плюс», телекомпании КТК, НТК, популярные газеты «Новое поколение», «Караван» (хозяин КТК и «Каравана» Борис Гиллер срочно эмигрировал в Калининград, где появилась газета «Новый Караван»). В это время её муж — Рахат Алиев, хирург по профессии, был назначен на пост директора Департамента налоговой полиции Минфина Республики Казахстан. Для руководства новым медиа-холдингом были созданы компании «ТВ-медиа» и «Алма-медиа».

К основным финансовым компонентам группы Дариги/Рахата Алиева относятся компании «Сахарный центр», «Нефтяной центр» (АЗС) и «Нурбанк», также указывают Национальную атомную компанию «Казатомпром». Общее состояние Дариги Назарбаевой оценивается в 595 млн долларов. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Назарбаева,_Дарига_Нурсултановна)

Однако безоблачное небо четы омрачило внезапное создание общественного движения ДВК —  Демократический выбор Казахстана. Злые языки утверждают, что его создание спровоцировал Рахат Алиев, которого обвинили в системном рейдерстве. По крайней мере, это было ясно из коллективного обращения, которое подписали не только представители бизнес-элиты Казахстана, но и почти половина членов правительства. Это был серьезный демарш, который президент не мог проигнорировать, несмотря на весьма правдоподобные предположения, что это была операция, санкционированная Ак Ордой.

Несмотря на то, что ДВК довольно быстро разогнали, эти события стали только предвестниками большого шторма, разразившегося в последующем. Именно ДВК, который остался в истории как «бунт на коленях», положил первую трещину между отцом и старшей дочерью. Именно тогда Дарига поняла, что дочери президента не прощают того, что простили бы любой другой женщине. И именно тогда она поняла ту силу, которую дает публичность, даже при всех издержках.

Поэтому в июне 2002 года председатель агентства «Хабар» инициировала постоянно действующий Евразийский медиафорум, который быстро стал довольно престижной международной медиа-площадкой, сохраняя этот уровень до сих пор.

Однако по-настоящему серьезной политической заявкой стало создание в 2003 году быстро набравшей популярность партии «Асар», от которой уже через год Дарига Назарбаева была избрана в парламент, а в начале 2005 года возглавила депутатскую группу «Аймак» (Регион).

Дарига Назарбаева назвала “Асар” партией “нового типа, XXI века, свободная от форм и стереотипов, идеологических учений прошлого. Партия провозглашает программу действий, исходя из интересов самых разнообразных групп населения”, “Мы ставим перед собой задачу использовать потенциал людей с новыми взглядами, идеями, готовых участвовать в реализации грандиозных задач, стоящих перед обществом, взять на себя ответственность перед настоящим и будущим Казахстана”. Это было свежо не только тогда, но и сейчас. При этом ее глава откровенно заявила, что “Будет активно и уверенно злоупотреблять своей фамилией, а также СМИ”. В итоге всего за два года членов партии «Асар» насчитывалось уже более 200 тысяч человек.

Руководитель «Асар» тогда с досадой отвечала на вопросы газеты «Известия»:  «У НАС ВСЕГДА ЧУТЬ ЧТО — ОБЯЗАТЕЛЬНО ПАПА». Но все же это было далеко не интервью «принцессы», но политика, с достаточно зрелыми амбициями.

Достаточно последовательно она пыталась заниматься имиджем Казахстана за рубежом. В частности, например, было упомянуто о намерении консолидировать элиты государств-соседей. Это говорит о том, что дочь президента была все время в поисках своей политической ниши, но, несмотря даже на их незанятость, ей всегда давали понять, что и это тоже не для нее.

«Я думаю, создание общего экономического пространства неизбежно. От того, насколько интегрирована экономика наших государств, будет в конечном итоге зависеть уровень благосостояния людей. Если будет торговый обмен, открытые границы, люди смогут спокойно перемещаться, менять валюту, будет единая таможенная политика. Кому от этого плохо?», — говорит она.

Можно было бы и спиваться…

А вот что она думала о проблемах  демократизации обществ в СНГ, которым она в свое время посвятила свою  докторскую: «Основная проблема — нетерпимость. Вечная фронда — власть и оппозиция. Они не хотят слышать друг друга, не умеют взаимодействовать, и ничего не может быть посередине. Между тем я уверена: зачастую это продиктовано исключительно отсутствием политической культуры. Вроде бы есть все атрибуты: выборы, разделение властей, гражданские институты, количество частных средств массовой информации, за исключением некоторых республик, превышает число государственных…  Механизмы общественного влияния на принимаемые властью решения есть. Другой вопрос: как их использовать? Вот этому пока еще никто не учит.»

А вот как она ответила на вопрос о политических перспективах женщин в  азиатских государствах: « У нас, наверное, самые эмансипированные женщины на постсоветском пространстве. Есть женщины-министры, банкиры, бизнесмены. Правда, в политике пока определенная пассивность. Но я думаю, это дело наживное… Ну а что делать, сидеть в стороне и равнодушно наблюдать? Или как Галина Брежнева тихо спиваться? Мне часто говорят: были Индира Ганди и Беназир Бхутто. Одну убили, другая живет в изгнании, а муж в тюрьме. Не дай бог… Но почему обязательно должен повториться негативный опыт? Может, я буду более удачливой. Многих, конечно, устроило бы, чтобы я была простой домохозяйкой. Даже когда я пришла работать на телевидение, был ропот: что ей не хватает, у нее ж все есть. То есть, если я дочь президента, у меня автоматически все есть. Интересно люди устроены…

Порой, когда партии создают президенты или их советники, получается живой политический труп. Или рождается что-то для одноразового применения в предвыборную страду.»

https://www.peoples.ru/family/children/nazarbaeva/

По сути «Асар» — это была попытка начать серьезный демонтаж политической системы.

На партийной конференции Дарига Назарбаева заявила, что госконтроль над действиями исполнительной власти очень слаб и даже президент имеет «слабое влияние» не только на своих чиновников, но и на депутатов парламента. Она дала понять, что в этом смысле глава государства проигрывает даже местным акимам.

Движение к изменению роли парламента предлагалось начать с введения пропорциональной  выборной системы, сохранив мажоритарные округа. При этом, половина депутатского корпуса должны были избираться по партийным спискам. Кроме того, предлагались меры по усилению контроля за деятельностью местных исполнительных органов.

Однако, вскоре «Асар» стал жертвой собственного успеха – уже в 2006 году  «Асар», как и ещё ряд провластных партий был поглощен партией президента «Отан», позднее переименованной в «Нур Отан».

Внешне это выглядела как согласованное решение. Но было ли так на самом деле?

В начале 2006 года председатель Республиканской партии «АСАР» Дарига Назарбаева выступила с сенсационным политическим заявлением, в которой она как лидер партии и  ответственный политик», сочла себя обязанной дать свою политическую оценку сложившейся  ситуации в стране. И эта оценка оказалось необычайно жесткой и крайне нелицеприятной.

Дарига Назарбаева публично признала невиданный раскол и подковерную борьбу за власть в высших эшелонах казахстанской власти: «В стране есть деструктивные и влиятельные силы, как в оппозиции, так и во власти, не довольные итогами прошедших выборов, не заинтересованные в позитивном развитии  страны«. Более того, она предрекла новый виток внутриэлитной войны в Казахстане — «Эти силы хотят пересмотра итогов президентских выборов и нового передела власти«.

Это силовое противостояние, в которое, по словам информированной Дариги Назарбаевой, оказались вовлечены «очень влиятельные силы» сегодня идет не на жизнь, а на смерть. Межклановый конфликт в Казахстане перешел в «горячую» расстрельную фазу. «Самое страшное, что для «отстрела» политических противников были привлечены представители служб национальной безопасности и наиболее элитных подразделений, призванные охранять безопасность самого Президента страны. Это обстоятельство ставит под сомнение дееспособность действующей власти и саму возможность обеспечить общественный порядок в стране. Если достигнутой «стабильности» еще не хватает для всего простого народа, то правящее сословие уже утратило спокойствие и гарантии своего выживания».

Это была реакция на убийство видного политика Алтынбека Сарсенбаева, которое она назвала « покушением на Президента страны: «Эта тщательно и умело спланированная акция  проведена в целях дискредитации Президента Н.Назарбаева, всей сложившейся системы государственной власти».  

Это было обо многом говорящее заявление в контексте того, что в коридорах Акорды оговаривалась особая роль в этих событиях ее мужа Рахата Алиева.

Чтобы понять, почему в июле  2007 года на внеочередном собрании акционеров «Нурбанка» Назарбаева была единогласно избрана членом совета директоров банка (ей принадлежали 36 процентов акций «Нурбанка») нужно вспомнить, что 23 мая 2007 года в Казахстане против Алиева было возбуждено уголовное дело по подозрению в похищении бывших членов правления «Нурбанка». Более того, муж Дариги Назарбаевой был обвинен в организации государственного переворота. Это был драматичный в жизни дочери президента – она оказалась перед самым тяжелым выбором, который может стоять перед женщиной – между отцом-президентом и мужем. В июне 2007 года появилась информация, что без согласия Алиева их брак с Назарбаевой был расторгнут.

На несколько лет Дарига Назарбаева не просто ушла в тень, но фактически была вытеснена со всех занимаемых позиций. Однако, на самом деле, ее активность просто перешла в другую плоскость.

С 2008 года в оппозиционных казахстанских СМИ появлялась информация о том, что Дарига Назарбаева эмигрировала. Так, в марте 2008 года появилось сообщение, что Дарига Назарбаева продала свою долю акций АО «Хабар» (бывший государственный телеканал, наполовину приватизированный старшей дочерью президента) за 100 миллионов долларов (по другим источникам – 600 млн.долларов) госхолдингу «Самгау», то есть обратно государству и в конце того же года эмигрировала в Швейцарию, исчезнув с политической арены страны. При этом даже беглый анализ заголовков новостей тех лет говорит о том, что «эмигрантка» в 2009—2011 гг. вела довольно активную общественную жизнь, и не в Швейцарии, а в Казахстане, занимая должность директора фонда первого Президента РК.

В течение 2011 года российская компания Universal Music снимала концертные выступления Дариги Назарбаевой на различных площадках для музыкального телефильма «Моя звезда». Фильм в двух частях, в рамках благотворительного проекта «Вместе против рака», был представлен в феврале 2012 года в Алма-Ате, и в Москве — 20 апреля 2012, — говорит википедия.

Поэтому, упоминание фамилии Дариги Назарбаевой в Панамских документах лишено подоплеки – происхождение ее капитала вполне объяснимо. Согласно информации, опубликованной в Панамских документах, Дарига Назарбаева в период с 2007 по 2012 год являлась совладелицей оффшорной компании Asterry Holdings LTD, проданной в апреле 2012 и впоследствии ликвидированной. Скорее, диссонировало высказывание Дариги Назарбаевой «о недопущении владения оффшорными компаниями, а также о привлечении выведенных средств обратно в Казахстан» незадолго до публикации Панамских документов.

Все это время Дарига Нурсултановна активно выступает на благотворительных концертах.

Если кто-то наивно предполагает, что я пришёл послушать дочь Назарбаева, они ошибаются. Я пришел послушать певицу Даригу Назарбаеву. Она профессиональная певица. Она не просто там доченька, которая научилась петь. Она получила профессиональное образование, она профессиональная певица. Но очень мало, на мой взгляд, работает, — многозначительно высказался Иосиф Кобзон, Народный артист СССР

В начале 2012 года Дарига Назарбаева возвращается в публичное поле как депутат и глава комитета мажилиса по социально-культурному развитию, через два года стала вице-спикером, а еще через год короткое время поработала заместителем Премьер-министра  Казахстана. Впрочем, стены парламента оказались для нее более счастливыми – осенью 2016 года она вновь депутат сената парламента, а теперь — Председатель сената парламента Республики.

И вот недавно уже даже влиятельная Financial Times опубликовала статью Настасьи Астрашевской под названием «Dariga Nazarbayeva: Kazakhstan’s understudy president» — «Дарига Назарбаева: дублер президента Казахстана».

«Три года назад тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ясно высказался о том, что, по его мнению, Казахстан готов принять в качестве главы государства женщину. «Это возможно, — сказал он. — Учитывая, что у меня три дочери, у меня к женщинам особое отношение», — припоминает автор.

Однако, судьба Дариги Назарбаевой еще раз доказала, что даже членам семьи не дозволено быть самостоятельными.

Тем не менее, тренд ХХ1 века – нарастание мягкой силы в политике. Об этом говорит успех 48-летней Марин Ле Пен,  главной женщине во французской политике,  46-летней Колинды Грабар-Китарович, первой женщины-президенты в истории современной Хорватии, президента Грузии  Салома Зурабишвили,  29-летней Александрии Окасио-Кортес, нью-йоркской конгрессвумен, о которой ещё год не знал практически никто, премьерминистра Cербии Аны Брнабич.

Но ни одна из них не была дочерью президента.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.