Пекин зря любит авторитарные страны
Поддержать

Пекин зря любит авторитарные страны

Вот уже в 10-й раз Международный центр журналистики MediaNet собирает в Алматы на Центральноазиатский Интернет-форум  журналистов и экспертов. На юбилейный форум приехали гости и спикеры из России, Украины, Чехии, Сингапура, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и впервые — журналист из Туркменистана. Говорили не столько о новых технологиях и возможностях мультимедиа, сколько о выборах в Украине, кыргызском опыте смены власти и президентской кампании в Казахстане.

Туркмен Максим

На самом деле, туркменский эксперт Максим Папанов, редактор и web-мастер информационного сайта «Orient.tm» (https://orient.tm/) вызвал ажиотаж в аудитории, ведь эта страна остается Терра инкогнита для большинства из нас. Всю информацию о Туркменистане можно уместить буквально в несколько строк: более-менее свежих представлениях о том, как и чем живет (развлекается) их президент, и давно известной общей – о покойном Туркменбаши и его реформах, о  запасах газа. Редкий из моих коллег видел живьем гражданина этой закрытой страны, и почти никто никогда не общался с туркменскими коллегами по цеху.

Итак, выяснилось, что в Туркменистане тоже есть интернет, и, также, как во всех центральноазиатских республиках, там злостно глушат социальные сети. Но, по словам Максима, он и его коллеги завели на всякий случай свои страницы в фейсбуке, и туда они выходят посредством VPN. В Туркменистане до сих пор существовали только официальные сайты, но недавно появились частые  информационные сайты.  По словам Максима, теперь предприниматели могут получить патент на создание собственного сайта. «Мы вольны писать о чем хотим, и в каком хотим объеме, — рассказывает журналист, — Вы, наверно, будете смеяться, несколько лет назад у нас было невозможно написать, например, такой заголовок: «Бердымухамедов встретился с Путиным», потому что важно было писать «Президент Бердымухамедов…».

Туркменский журналист говорит, что постепенно меняются и официальные сайты, там появились новости, которые касаются соседей по региону Центральная Азия, о событиях в странах Кавказа, в целом, в СНГ. Есть ссылки на другие местные сайты, включая частные.

Максим Папанов рассказал, что в Туркменистане популярна политика здорового образа жизни, а также политика импортозамещения. Обе темы топовые на сайтах.

Я была в 2006 году в Ашхабаде, и помню, как все окна и балконы домов были облеплены спутниковыми тарелками. Народ смотрел турецкие и иранские каналы, как альтернативу скучному туркменскому контенту. Сегодня вместо тарелок в каждом доме кабельное телевидение. Граждане страны смотрят по-прежнему турецкие и российские сериалы и новости, а также иранские каналы.

Одним словом, перемены медленно, но верно происходят в информационном поле этой страны.

Язык вражды

Эту тему обсуждают уже не первый год на этом и подобных форумах, которые в последнее время буквально конкурируют между собой.

Лично я ничего нового не узнала. Может, потому что пока ситуация с языком вражды в наших странах не меняется. Все, о чем говорили авторитетные спикеры панели, уже было сказано. В частности, директор «Центра развития современной журналистики» из Узбекистана Саида Сулайманова рассказала о проекте «Язык вражды» в СМИ Узбекистана: гендерный разрез». Речь идет о том,

как часто новостные сайты используют в своих заголовках и лиде слова с явным дискриминационным посылом. Для нашего региона, в частности, для них характерен гендерный аспект. Женщины в них всегда выступают нарушительницами дорожного движения, убийцами мужей, отравительницами, просто глупыми и неловкими, и таким образом закрепляют невольно в обществе образ неполноценного пола. Словно мы все еще живем стандартами 18-го века.

Аудитория телеканалов стареет

Чешский спикер, главный редактор информационных программ телеканала «Настоящее время» Кирилл Сухоцкий считает, что в течение 40 – 50 лет журналистика особо не менялась, но за короткое время интернет, новые технологии изменились все.  Технологии меняются каждые 18 месяцев, говорит Сухоцкий. Причем, телеканалы теряют свою аудиторию, и основной контент перебрался в Yootube и соцсети. По его словам, средний возраст Fox News составляет 65 лет, CNN смотрит зритель, которому 61 год в среднем.

Телеканал «Настоящее время» давно понял силу прямого эфира. Армянская служба «Радио Свободы» (телеканал «Настоящее время» работает совместно с Радио Свобода и Голос Америки) снимали такой эфир о лидере протестного движения Николе Пашиняне. Журналист снимал каждый день и шаг политика, показывал в прямом эфире.

Известно, что Никола Пашинян стал премьер-министром в том числе благодаря новым медиа-технологиям. По сути, в Армении произошла бескровная революция, которая сменила власть.

«Life stream может изменить любую ситуацию, — считает журналист из Праги. – Людям интересны человеческие истории, потому что каждый думает, что это могла быть моя история».

От Трампа до Зеленского

Не все украинцы рады итогам президентских выборов, и наши коллеги откровенно называют Владимира Зеленского шоуменом, выбранным под влиянием медиа. По словам заместителя редактора StopFake, заместителя директора Могилевской школы журналистики Виктории Романюк, эти выборы лишь иллюзия свободы, которые сломали все шаблоны. Она начала свое выступление с вопроса – что такое демократия? Это — народ, право, свобода, но также демократия – это еще и ответственность. «Готовы ли мы взять на себя ответственность за свою жизнь?», — кажется, этот вопрос украинской журналистки особенно актуален сегодня для казахстанцев. Ведь, больщинство граждан нашей страны уверено, что только власти виновны в том, что мы живем не как в какой-нибудь старой демократии.

Между тем, Виктория Романюк считает, что на выборах в Украине был применен маркетинговый подход как на американских выборах. Digital команда Трампа иначе подошла к выборному процессу и нашла новые пути к целевой аудитории.

Романюк говорит, что команда Зеленского с 2015 года транслирует фильм «Слуга народа» на самом  популярном в Украине телеканале, где он играет идеального президента.  «Телевидение в Украине отличается от телевидения в странах Центральной Азии, у нас нет официальных телеканалов, государство не имеет прямых каналов влияния, — рассказывает Виктория Романюк,  — Каналы находятся в руках у олигархов и властных структур, которые транслируют свои интересы. Это каналы: 1+1, 1+2, 95 квартал».

Так, украинскому олигарху Игорю Коломойскому принадлежит телеканал 1+1, а также акции 95 квартала.

Украинская журналистка рассказала, что на канале 1+1 вышло новогоднее поздраление с 2019 годом, который прочитал Зеленский вместо президента Порошенко, где тот объявил, что собирается баллотироваться в президенты страны.

«У Зеленского 5 миллионов подписчиков в Инстаграмме, при этом его команда отвечает на все вопросы целевой аудитории, — говорит Романюк, — часто на личные вопросы. При этом за все время президентской кампании сам Зеленский ни говорил ничего, за него все говорила его команда Хочется верить, что Зеленский – молодой продвинутый президент, который сможет построить хорошую страну. Но новые технологии могут создать любой образ, иллюзию для большинства. Только ответственность каждого из нас позволит устоять в мире новых технологий».

Странная кампания

Казахстанский политолог Марат Шибутов начал свое выступление с признания, что приехал на форум прямо с …административного суда. Его, а также ряд казахстанских СМИ, включая Exclusive.kz, обвиняют в нарушении выборного законодательства – проведении опроса до начала электоральной кампании. «ЦИК не понимает отличия опроса общественного мнения от социального опроса», — говорит Шибутов.

Политолог рассказал какие сегодня существуют тренды развития интернет-СМИ в Казахстане, как они отражаются на политике. Он говорит, что, помимо традиционных СМИ, сегодня существуют квази СМИ, которые работают только в интернете, где публикуют новости. Аудитория у них намного больше аудитории традиционных СМИ. Кроме того, к СМИ можно отнести чаты в мессенджерах, интервью в Youtube.

Политолог советует кандидатам ориентироваться на собственную команду, держать собственный сайт и каналы в социальных сетях и мессенджерах. Он уверен —  чем больше личного участия кандидата,  тем эффективнее его кампания.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.