понедельник, 14 октября 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
Премьер – президентам пример Бишимбаев вышел на свободу Перейдем на российское Учителей заставляют читать книги президента Дело Атамбаева продлено до 1 ноября Налоговых поступлений в бюджет стало больше Серик Кудебаев от работы не отстранен КНБ подтвердил приговор Константину Сыроежкину В Алматы открылся турнир «Мемориал Дениса Тен» Это – фейк Цены на нефть упадут? Кого посадят за хищения LRT? Еще один конфликт с иностранными рабочими Объем безнала побил новый рекорд Зять сдал, зять принял Константину Сыроежкину дали 10 лет? Елжан Биртанов: приоритет детям и профилактике Сергей Лавров: мы не видим альтернативы Минским договорённостям. Полиция Караганды ищет стрелка КНБшника арестовали по подозрению в насилии над трансгендером За что уволили главу КУИС? Французы нам помогут? В Казахстане стали меньше читать Полетим на своем Германия собирается инвестировать в Казахстан 700 млн. евро

"Рано или поздно люди будут благодарить Елбасы за то, что из всех вариантов преемников он оставил именно Токаева."

На вопросы exclusive.kz отвечает Олжас Худайбергенов, старший партнёр компании СSI.

- Можете ли Вы согласиться с тем, что существующая модель экономики исчерпала пределы своего роста. Есть ли у нового правительства представление о том, что и как нужно делать дальше?

- Однозначно, исчерпала.  Модель экономики ориентировалась на внешние займы и рост доходов от экспорта. Внешние займы закрылись, (вернее, остались открытыми разве что только для государства, но наращивание валютных рисков –это плохо). К сожалению, у нас берут внешние займы даже на обустройство таможенных пунктов, что, конечно, является абсурдом. Что касается доходов от экспорта, то то они уполовинились, так как цена нефти упала с $110-120 в 2010-2013 годах, до $55-60 последние несколько лет. При этом сторона расходов постоянно растет. Иначе говоря, текущая цена нефти близка к точке безубыточности на уровне страновых потоков, а потому текущих экспортных доходов недостаточно для роста экономики.

Сейчас складывается интересная ситуация. Несмотря на большие доходы от экспорта сырья, почти все хорошие показатели экономики на низах (доля обрабатывающей промышленности, обеспеченность собственным производством, доходы населения, обеспеченность жильем, средняя пенсия, занятость, производительность труда, налоговые поступления и тд), а все плохие (внешний долг, безработица, долларизация, доля импорта, изношенность фондов, доля теневой экономики, дефицит бюджета и т.д.). на высоких уровнях  С другой стороны, такое состояние экономики предполагает потенциал  - пока будем решать все это, экономика может минимум лет десять расти, даже если в мире будет экономический кризис.

Что касается правительства, то, скорее всего, видение дальнейшего движения у него есть. Но есть два нюанса - правительство сейчас живет в режиме решения оперативных проблем, поэтому, мягко говоря, не до стратегии. Во-вторых, сложившаяся бюрократия в системе госуправления не позволит в принципе реализовывать большие задачи.

- Не кажется ли Вам, что кадровая чехарда последних месяцев, по сути создала ситуацию, когда правительству не до социально-экономических стратегий?

- Если смотреть со стороны, то, действительно, есть чехарда - 4 руководителя Администрации президента с начала года, 4 госсекретаря, по 2-3 изменения по другим должностям. Думаю, все понимают, что это следствие транзита власти - поиск баланса, притирка и постепенное формирование нового контура власти. В целом, конечно, это усугубляет ситуацию для правительства с точки зрения реализуемости задач, но в принципе, и без этой чехарды уже ситуация критическая. Чиновник проводит время за совещаниями и отчетами, и на реальную работу времени практически не остается.  Это на фоне того, что финансирования зачастую нет, а если, то оно долго доходит.

- Как вы думаете, способен ли Токаев привлечь десятки и сотни эффективных менеджеров и специалистов, которые уже долгие годы остаются  не у дел, для того, чтобы оживить ситуацию в экономике? Ведь долгие годы пребывания одних и тех же людей в чиновничьих креслах лишили их восприимчивости к адекватной оценке того, что происходит в стране на самом деле.

- Здесь несколько нюансов. Во-первых, все понимают, что сложившийся контур политической элиты предполагает неизбежное обновление ее большей части -  независимо от того, кто будет у руля. Вопрос лишь в том, насколько болезненно это будет происходить для всех сторон процесса. В целом, Токаев был темной лошадкой для населения, и его образ содержал множество мифов, которые теперь все ушли. Некоторые считали, что у него слабый казахский, но оказалось, что у него владеет казахским на литературном уровне. Говорили, что он болеет, но как видим, график поездок и встреч пока говорит об обратном. Говорили, что у него нет амбиций, но, судя по посланию, он четко знает, чего хочет, причем держит стойку, даже если все обстоятельства против него.

Интересно, что стиль управления Токаева достаточно прогрессивный. В случае тех назначений, когда речь идет о его личном выборе, работает меритократия - он назначает людей по способностям, причем зачастую эти люди раньше не работали с ним. Также из косвенной информации можно судить, что исключает интриги в работе, не сталкивает подчиненных, нацеливая их на дружную работу.

Я сам достаточно скептически относился к новому президенту, но сейчас поменял отношение. Токаев свободно владеет английским, французским, китайским, помимо русского и казахского языка. Он работал замгенсека ООН, и достаточно признаваем в мире, причем его возраст позволяет вести переговоры с соседями на должном уровне. У Токаева нет активов, прошлых скандалов, близких родственников во власти, да и в виде скамейки запасных. Даже переименование Астаны, думаю, было лишь шагом, демонстрирующим умение держать обязательства. И в принципе, думаю, он выдержит и все прочие обязательства. У развивающихся стран всегда есть риск слабой преемственности, когда каждый следующий президент критикует предыдущего. Но Токаев, думаю, выше этого, и поэтому сознательно идет сценарием взрослых стран, который предполагает сохранение положительного образа предшественника. Как в свое врем Дэн Сяопин нашел формулу в отношении Мао Цзедуна, что "Его заслуги занимают главное, а ошибки — второстепенное место". Собственно, если смотреть с высоты истории, то от ушедших правителей нужен лишь тот образ, который формирует в населении уверенность и высокую самооценку.

Точно также и в отношении элиты. Его послание было больше обращено к элите, которую он призывал к конструктивному диалогу. По сути, думаю, это означает отказ от рассмотрения прошлых грехов взамен на принятие новых правил игры, которые нужны стране. И это наиболее желательный сценарий, который позволит стране быстро перестроиться и готовиться к вызовам грядущего десятилетия. Еще один момент : могу ошибаться, но, кажется, что при Токаеве конфликты внутри элиты будут минимизированы. Стиль управления подчиненными в АП будет неизбежно отражаться и на всей элите.

Кстати, Токаев очень сильно упрощает процедуры. Он начал сокращать бюрократию, излишние процедуры, по крайней мере, внутри АП. Даже тот же Совет нац.инвесторов прошел предельно в рабочем порядке. До других участков госуправления волна дойдет, думаю, после завершения всей цепочки кадровых назначений и упрощения правил в системе госуправления. К сожалению, у нас еще многое зависит от межличностных отношений между руководителями различных госорганов, которые больше тяготеют к недоверию, чем к сплоченной командной работе.

Переходя, наконец, к вашему вопросу, скажу: стиль управления Токаева будет импонировать многим, а потому он привлечет большое количество умных и талантливых людей, коих в нашей стране предостаточно. В целом, думаю, рано или поздно люди будут благодарить Елбасы за то, что из всех вариантов преемников он оставил именно Токаева.

- Токаев пытается выстроить диалог с обществом и пока это воспринимается с надеждой. Как Вы думаете, какие стратегические шаги ему стоило бы предпринять, чтобы  оправдать эти ожидания?

- Сейчас Токаев постепенно становится народным президентом на фоне слухов о том, что разные представители элиты пытаются демонстрировать сопротивление. Сейчас рейтинг одобрения президента однозначно выше 50%. Если он продолжит рекрутировать новые кадры, к которым есть доверие у населения, то естественно, это будет самым главным шагом. И, конечно, же он должен перейти к реальной борьбе с коррупцией, исходя из правила, что "прошлые грехи", совершенные до его прихода, не рассматриваются, а новые будут наказываться  вдвойне жестко.

- С какой повесткой дня со своей стороны Вы участвуете в НСОД? Насколько она воспринята?

- Я пока не член Нацсовета. Пока прошло одно заседание, и теперь люди ждут как пройдут следующие. Очень важно, чтобы вырабатывались полезные рекомендации и обязательно реализовывались.

- Недавно Вы поделились ссылкой на исследование Credit Suisse Research Institute, согласно которому 162 человек владеют 55% богатства Казахстана. Кто эти люди? Насколько это нормально?

- Думаю, этих людей знают все.. В целом, для рыночной экономики такой уровень расслоения может быть нормальным, при условии, что активы получены некоррупционным способом. Вот здесь, конечно, мы и отличается от развитых рыночных экономик. В принципе, понятно, что был период первоначального накопления капитала, но теперь уже пора переходить к честным правилам игры, и вообще к цивилизованному формату формирования и функционирования элиты страны.

- Вот уже два года  правительство никак не может прийти к решению о судьбе ЕНПФ. С чем это связано? Ведь промедление ведет к росту системных проблем в этой сфере? Насколько оправданной и продуманной Вы считаете меру о возможности использования части пенсионных накоплений для приобретения жилья и прочих расходов?

- С самим ЕНПФ никаких проблем нет. Это правильная конструкция, которая помогает минимизировать расходы на содержание пенсионной системы. За последние 6 лет комиссия ЕНПФ снизилась в 3 раза, но сейчас видно, что можно еще в 3 раза снизить. Итого в 9 раз сократятся расходы на содержание пенсионной системы.

Однако, есть серьезная проблема с пенсионной системой. В текущем варианте она дает мощные проблемы в пределах 2025-30 годов, когда начнется первый массовый выход на пенсию, и пенсии будут маленькими, 30-40% людей могут вообще не иметь пенсий из-за того, что их сейчас нет в пенсионной системе. Что касается использования выплат на жилье, то это право можно и нужно реализовать когда будет сделана связка пенсионной и жилищной системы по сингапурской модели.

- По вашей версии, антикитайские митинги - это, скорее всего, результат межкланового противостояния и "привет" Токаеву на его достаточно жесткую политическую часть послания. Что вы имели в виду?

- Я не знаю, кто именно это  организовывал, но очевидна искусственность. Антикитайские митинги неожиданно прошли в нескольких городах, причем даже в тех, где нет китайцев, митинги несмотря на малочисленность были хорошо освещены в государственных СМИ. Они появились до визита Токаева в Китай, и потом вдруг исчезли.

Что касается послания, то, как я говорил, оно было больше обращено к элите. Не всем понравилось, видимо.

- Есть ли какое-то концептуальное новшество в работе проектного офиса по противодействию коррупции, членом которого Вы являетесь?

- Это попытка создать доверительную атмосферу, чтобы найти способы профилактики коррупции  с участием общеста.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33