Что общего между Нурланом Ногаевым и стодолларовой купюрой?
Поддержать

Что общего между Нурланом Ногаевым и стодолларовой купюрой?

Материалы по теме

Ну вот, свершилось – 9 октября Касым-Жомарт Токаев подписал указ  президента №184. На официальном сайте президента текст документа найти не удалось – последний опубликованный указ датирован 4 октября. Однако, во Всемирной паутине легко нашелся другой указ от 29 марта 2002 года со  свежими изменениями и дополнениями в соответствии с искомым документом №184.

Новации, надо сказать, хоть и немногочисленные, но впечатляющие.

По сути, второй президент сам подписал себе приговор: теперь он не просто волен, а законодательно обязан согласовывать с первым все мало-мальски значимые кадровые решения. Открываем Положение о порядке назначения на должность и освобождения от должности политических государственных служащих и иных должностных лиц Республики Казахстан и обнаруживаем первую «мину»: в соответствии со 184-м указом «кандидаты, рекомендуемые (рассматриваемые) к назначению на должности первых руководителей центральных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы, а также государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, подлежат согласованию с Председателем Совета Безопасности Республики Казахстан».

Иначе говоря, «полнокровному» президенту Токаеву теперь придется «бегать в Библиотеку» не только за одобрением кандидатов в силовики, но и за министрами с акимами. Фактически это означает одно: как не было у Токаева собственной команды, так в обозримой перспективе и не будет. Его «потешное войско» — Нацсовет общественного доверия – по понятным причинам не поможет ему утвердиться в качестве верховного арбитра элит, да и авторитета в глазах тех же министров с акимами едва ли прибавит.

Фактически он оказался в шкуре Медведева: в бытность Дмитрия Анатольевича президентом соседней России в кремлевских коридорах его пренебрежительно называли даже не Димой, а «Дамой» — при всех внешних атрибутах президентской власти.

Но и это еще не все. В том же положении читаем: «Не допускается принятие актов о назначении на должность и освобождении от должности кандидатур, подлежащих согласованию с Главой государства, Руководителем Администрации или иными должностными лицами, до вынесения ими соответствующего решения в установленном порядке». Под «иными лицами» кто подразумевается? Да по существу кто угодно от секретаря Совбеза Калмуханбета Касымова до фактически любого мало-мальски весового сотрудника его секретариата.

 К слову, в законе о Совете безопасности есть совершенно замечательный пассаж: «Аппарат Совета безопасности вправе давать обязательные к исполнению поручения государственным органам и организациям». То есть, де-юре любой аппаратный чиновник СБ может приказывать акимату, министерству, канцелярии премьера или даже  администрации президента? Получается именно так!

Если это не двоевластие, то что же тогда?! Ответ неутешителен, господа: это переворот. На фоне которого призыв елбасы «сплотиться вокруг президента Токаева» звучит, мягко говоря, интересно. А уж вопрос: кто станет следующим председателем Совбеза? Становится главной государственной интригой.

P.S. Об Указе Главы государства от 9 октября 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Казахстан» высказался пресс-секретарь президента Берик Уали. На своей странице в фейсбуке он написал следующее:
«Данный документ вызвал различные комментарии и интерпретации в СМИ. По моему мнению, это «дежурный» указ Президента. Его подписание продиктовано положением нового Закона о Совете безопасности, принятого в июле 2018 года. Законом предусматривается усиление полномочий этого коллегиального органа, во главе которого пожизненно находится Первый Президент, Елбасы Н. Назарбаев.
Действующий порядок согласования назначения ключевых фигур государства на практике не препятствует Президенту принимать самостоятельные решения по всем кадровым вопросам, что недавно подтвердил Елбасы в интервью телеканалу «Хабар»: «Токаев советуется со мной, но решения принимает самостоятельно». Президент по Конституции страны является Верховным Главнокомандующим, формирует Правительство, является Главой государства, его высшим должностным лицом, назначающим акимов областей, городов республиканского значения с согласия соответствующих маслихатов».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.