понедельник, 18 января 2021
,
USD/KZT: 412.24 EUR/KZT: 470.98 RUR/KZT: 5.81
Герхард Шредер: аннексия Крыма - явное нарушение международного права Антикоры: Нурашев не задержан, но расследование зарегистрировано Казахстанские правозащитники требуют освободить Алексея Навального Многодетные женщины протестуют в Нур-Султане Акимат Алматы отрицает задержание топ-чиновника Ничего святого Байден делает ставку на науку В узбекских школах начнут преподавать шахматы В Алматы свыше 20 тысяч избирательных бюллетеней признаны недействительными Навальный арестован Фейсбук удалил 59 аккаунтов, связанных с КНБ Казахстана Израиль расследует незаконную поставку вакцины Pfizer в Украину Москва вернется к нормальной жизни в мае Президент Турции привился китайской вакциной от коронавируса Мамин опять премьер Жанболат Мамай призвал депутатов покинуть парламент Тихановская призвала Евросоюз ввести адресные санкции против белорусских предприятий ЕБРР продлил Программу поддержки МСБ в Казахстане до 2025 года Российский политик предложил США поучиться у Казахстана и Кыргызстана проведению выборов Мировая добыча природного газа упала Вашингтон усиливает меры безопасности накануне инаугурации Байдена Дарига Назарбаева в новом Мажилисе осталась без должности Италия продлевает режим ЧС до конца апреля Назначения в Мажилисе: без интриги Токаев раскритиковал работу омбудсменов

Государство нас слышит, но…

Выступление Касым-Жомарта Токаева на  расширенном заседание правительства – это весьма нелестный вердикт отечественным реформам: «Вместе с тем сохраняются вопросы относительно качества экономического развития. Локомотивами роста остаются ресурсный потенциал и бюджетные инвестиции … Надо признать: темпы реализации реформ замедлились. Этот факт констатируют международные и отечественные эксперты».

Это важное признание, указывающее на то, что руководство страны не собирается успокаивать себя относительно высокими темпами роста ВВП и полагать, что серьезных проблем, требующих незамедлительного решения, нет. Наоборот, в выступление К.К. Токаева перечислены реальные системные проблемы, с которыми необходимо разбираться и чем быстрее, тем лучше.

Но важно не только идентифицировать проблему, но и понять причины, по которым они возникли. Об этом президент сказал не так много. Из его выступления можно понять, что первая причина – содержание текущих реформ неадекватно задачам, стоящим перед страной. Такой вывод можно сделать из следующего утверждения: «Считаю важным подготовить программу глубоких, возможно, радикальных реформ экономики страны. Нам нужен новый экономический курс, который даст четкое видение ключевых проблем и методов их решения».

Вторая причина – отсутствие необходимой решительности в работе государственного аппарата: «Реформы, как известно, требуют воли и решительности. Именно к этому я призываю Правительство … Пока же основные решения принимаются государственным аппаратом медленно, с оглядкой на многочисленные нормативные акты, со ссылкой на необходимость межведомственного согласования … Реформы придется проводить буквально «через колено»».

Но госаппарату мешают, и это, надо полагать, третья причина, правоохранительные органы: «Серьезный вопрос – менталитет и стиль работы госслужащих. Они должны быть ориентированы на результат, а не на бесконечную переписку и перекладывание ответственности. С другой стороны, апатия, безынициативность, нерешительность – это также результат чересчур пристального внимания правоохранительных органов к работе госслужащих. Нередко управленческие решения трактуются как коррупционно мотивированные. В этой ответственной работе не может быть предвзятости».

Странно, что в перечне проблем нет коррупции, которая всегда является барьером на пути любых реформ. К слову, в последнем Индексе восприятия коррупции Казахстан занимает 113 из 180 стран место с 34 баллами.

Но это все проблемы, лежащие на поверхности. Про фундаментальные проблемы не сказано ни слова.

Фундаментальная проблема №1 – это неверное понимание социальной структуры Казахстана. Во всех текущих программных документах она в неявном виде соответствует индустриальному обществу конца XIX – начала ХХ века или советскому обществу второй половины ХХ века. Это мир координации, где люди, сырье и рынки подгоняются под нужды производства и распределения товаров. Это мир строгого расчета и запрограммированной деятельности, в котором компоненты товаров производятся в нужных пропорциях и в должное время, требующееся для ускорения кругооборота благ. Это мир строгой организации — иерархии и бюрократии, — где к человеку относятся как к вещи, потому что вещами управлять легче, чем людьми. В таком мире можно дать распоряжение: «Увеличить инвестиции в основной капитал и экспорт продукции обрабатывающей промышленности», - и оно будет эффективно выполнено.

Но современное казахстанское общество уже не такое. Развитие интернета, социальных сетей, рост значения теоретических знаний в профессиональной деятельности поменял структуру общества. Главное значение имеют уже не мускульная сила и не энергия, а информация. Основным действующим лицом становится профессионал, потому что его образование и опыт позволяют ему отвечать всем требованиям, предъявляемым в постиндустриальном обществе. Если индустриальное общество определяется через количество товаров, обозначающее уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами — здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой, — которые становятся желанными и доступными для каждого. Но в таком обществе, если дать распоряжение, подобное тому, что приведено выше, оно не будет исполнено, во всяком случае эффективно. (Автор опирался на идеи Даниела Белла, изложенные им в книге «Грядущее постиндустриальное общество»).

Если провести аналогию, отечественные реформы и способы их проведения – это как применение методов управления парусным судном на современном теплоходе. Команда «Право руля» еще будет понята и может быть исполнена, но команда «Убрать фор-брамсель» не будет ни понята, ни исполнена.

Из-за того, что применяются устаревшие подходы, и госаппарат, и бизнес-сообщество не могут работать так эффективно, как хотелось бы. Постоянно возникает диссонанс между содержанием государственных программ развития и окружающей нас действительностью. Отсюда и пробуксовка проводимых реформ.

Поэтому, в основе реформ должно лежать приведение системы государственного управления в соответствие с реальной общественной структурой. По мере решения этой проблемы, будет решена и проблема коррупции, и все те проблемы, о которых говорил глава государства. А содержанием реформ должно быть создание условий, благоприятных для раскрытия творческого потенциала населения во всех сферах деятельности, в том числе и предпринимательстве. Президент сказал и об этом: «Поэтому ключевой вопрос успешного решения поставленных задач – эффективная система государственного управления. Речь не только о государственной службе. Концепция государственного управления шире. Она предусматривает создание сервисной модели, направленной на удовлетворение справедливых требований наших граждан. Это распределение властных полномочий между центром и регионами, объемы и направления бюджетного финансирования, масштаб участия государства в экономике, система межбюджетных отношений и так далее».

Но, к сожалению, нет хотя бы общих идей того, что и как сделать в обозначенных направлениях.

Есть триединая задача, решение которой должно не просто повысить качество государственного управления, но и привести его в соответствие с современной социальной структурой: развитие местного самоуправления, рост доверия со стороны общества к государству и рост доверия государства к обществу. О последних двух проблемах мы говорили в http://www.exclusive.kz/expertiza/finansy/117749/?dt=mp и http://www.exclusive.kz/expertiza/finansy/117894/?dt=mp.

Развитие местного самоуправления – это вовлечение граждан в процесс управления государством, пусть и на местном уровне, рост их активности и ответственности. Но это же и рост разнообразия государства как управляющего объекта, что ведет к росту управляемости, в том числе, экономической системы.

Но развитие местного самоуправления возможно лишь тогда, когда граждане доверяют государству и верят в то, что от их усилий что-то зависит. При этом, одним из необходимых условий такого доверия является доверие государства к своим гражданам – оно должно делегировать избираемым ими органам местного самоуправления достаточный объем полномочий. Пока об даже не упоминается.

Выступление главы государства полно энергии и решительности провести необходимые для успешного развития страны реформы. Есть, пусть и в завуалированном виде, признание ошибок прошлого. В нем содержится множество важных инициатив, которые мы с вами еще обсудим. Но нет реальной новизны, сохраняются подходы уже давно ушедших времен.

Остается надеяться, что вопросы, поднятые в этой заметке, окажутся полезными в ходе реализации реформ. Во всяком случае, многие идеи, поднимавшиеся в свое время различными независимыми экспертами и экономистами, в том или ином виде, нашли свое отражение в выступление главы государства. Например, что вопрос поддержки банковского сектора следует рассматривать на рыночных условиях, без использования бюджетных средств.

Или другой пример - ухудшение качества конкурентной среды: «Анализ основных товарных рынков страны показал, что конкурентная среда в последние годы ухудшается. Слишком высокий уровень концентрации и монополизации наблюдается практически во всех базовых отраслях: в электроэнергетике, поставке нефтепродуктов, железнодорожных перевозках, предоставлении сотовой связи, банковских услугах и других. Это исключает рыночное ценообразование, конкуренцию между поставщиками, перекладывает монопольные издержки на потребителей».

Конечно, возможно, что в Администрации президента совсем не читают независимых экономистов, а просто придерживаются тех же взглядов, что и они. Но все-таки хочется надеяться, что нас слышат.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33