Эрдоган прилетит в Москву
Поддержать

Эрдоган прилетит в Москву

Президент Токаев отменил праздничное собрание и концерт по случаю 8 Марта, а вот другое относительно массовое мероприятие – расширенное заседание Политсовета партии Nur Otan – не отменял. Но эта мероприятие на считается массовым, хотя, судя по всему, будет зрелищным, при том, что все решения уже приняты заранее – просто сроки сдвинулись. А вот почему и куда так спешат, пока доподлинно не известно. Все сомнения развеются уже завтра, а пока немного поразмышляем на заданную тему. 

Ускорение формальности

Буквально месяц назад мы писали о том, что вместо съезда Nur Otan решил провести расширенный Политсовет партии. Причем, был очень занимательный расклад. В конце ноября прошлого года председатель партии Нурсултан Назарбаев в ходе встречи с партийцами из регионов анонсировал проведение в феврале съезда, причем, открыто намекнул при этом о том, что нужно готовятся к следующим, очевидно, внеочередным парламентским выборам. 

Но потом «что-то пошло не так», и в начале февраля Назарбаев созвал Политсовет, озвучив дату 18 марта, о чем было официально сказано на сайте «Нур-Отана». Зато дата была выбрана знаменательная – за сутки до годовщины «отречения от престола» первого президента и под Науырыз (известно, что все начинания следует делать именно в эти дни). А уже через пару недель после этого опять переиграли. Пресс-секретарь елбасы Айдос Укимбай по-тихому «твитнул»: «Нурсултан Назарбаев подписал постановление о созыве заседания бюро политического совета партии «Нур Отан» 5 марта 2020 года в городе Нур-Султане». Никаких сообщений на сайте партии на этот раз не было. Создалось впечатление, что Укимбай просто разослал SMS-ки среди тех, кому надо. 

Впрочем, есть мнение, что мероприятие будет не таким расширенным, как предполагается. С другой стороны, всем понятно, что заседание это формальное – все необходимые решения уже приняты и остается лишь только официально их озвучить и занести в протокол. А вот что это за решения – вопрос очень интересный, который еще более актуализируется на фоне происходящих вокруг событий. Но официально ничего не сообщается, конечно – как будто специально создается интрига вокруг Политсовета, тем самым возвеличивая роль «Нур-Отана» в стране. На самом деле всем понятно, что речь идет не о партии, а о ее лидере, который по совместительству является лидером нации. 

Правда, первый зампред Бауыржан Байбек месяц назад проговорился, что одной из тем заседания будет «борьба с коррупцией». Очень занимательно, особенно, когда накануне проходит информация об аресте бывшего руководителя президентского спортклуба и экс-помощника этого самого первого зампреда партии Nur Otan Аманбека Кульчикова. Но, как говорится, с кем не бывает – что произошло, то произошло. Тем более, подавляющее большинство выявленных и представленных на всеобщее обозрение крупных коррупционеров имеют в кармане партбилет «Нур Отана». 

Повестка дня

Некоторые предположения о том, что может встать на повестке дня Политсовета, мы немного рассказали месяц назад. Тогда были расписаны моменты по возможном применении «китайского варианта», при котором укрепляется ведущая роль партии во властной иерархии государства, а ее председатель автоматически становится первым лицом в государстве. Для этого есть некоторые предпосылки – а именно подготовка базиса в виде перераспределения полномочий, которые сводятся к увеличению роли парламента в управлении страной – в частности, возможности формирования правительства страны. При таком раскладе государство становится на практике президентско-парламентской республикой. 

Здесь нужно вспомнить о роли в этом процессе Дариги Назарбаевой. Понятно, что в нынешних условиях быть выбранным президентом, даже при условии глобальных подтасовок и наличия свата в роли председателя Центризбиркома, ей не светит. А вот через партию ее могут и «протащить» на пост премьер-министра. А как же ее отец? 

Есть мнение, успевшее вжиться в умы обитателей интернет-пространства и даже некоторых «звезд Фейсбука», что председателя партии вновь попросят выдвинуться президентом страны. Но это не то что сырая, а даже чересчур рыхлая версия. Она не вяжется хотя бы потому, что нынешнее положение Нурсултана Абишевича гораздо весомее, удобнее и приятнее, чем положение Касым-Жомарта Кемелевича. Идея хоть и «ватная», но имеет под собой некоторые основания. Роль главы правительства для елбасы тоже «не очень», но его можно снабдить дополнительными полномочиями, которые усилят его возможности влияния на все структуры власти, включая президента страны. Коротко говоря, Назарбаев может максимально приблизиться к рангу аятоллы Хаменеи в Иране. 

Другой немаловажный вопрос – почему так спешат? По всей видимости, разворачивающиеся в стране события, в том числе незаметные глазу простого гражданина, каким-то образом подстегивают принятие особо важных решений. Если верны наши предположения, то дата 18 марта могла носить не только сакральный смысл (обновление), но и в некоторой степени хронологический – мол, дали второму президенту годик самому порулить, и хватит, надо переходить к очередному этапу транзита власти. 

Проводить очередные внеочередные выборы президента было бы уже не смешно, да и нелогично, учитывая снижение роли хозяина Акорды. А вот срочные парламентские выборы, наоборот, вновь актуализируются. И этому есть ряд предпосылок. Например, сейчас наблюдается активизация «Жас Отана» – молодежь составила список коррумпированных вузов, обновляется руководство ЖО, проводятся другие акции. Если вспомнить слова Назарбаева, сказанные в ноябре прошлого года о необходимости внесения в партийный список представителей нового поколения, то все эти действия становятся понятными и логичными. Кроме этого, партии власти (читай, самой власти) сейчас необходимо омолаживание и придание видимости современности. Проще говоря, нужно создавать задел на будущее, чтобы сохранять режим в прежнем русле в ближайшие десятилетия. 

Все-таки съезд?

Судя по Уставу партии Nur Otan, Политсовет, кроме всего прочего, вправе созывать съезд, что, вполне возможно, и будет сделано. Таким правом наделен и сам председатель партии. Но в данном случае, когда «политсоветчики» попросят его снова взять судьбу страны в свои руки, это будет выглядеть более демократично. Если, конечно, понятие «демократия» применительно к «Нур Отану». Поэтому можно предположить, что съезд состоится не в апреле, как предполагали наблюдатели до этого, а уже до конца месяца. 

Теперь дело остается только за президентом Токаевым – именно он наделен правом досрочно распускать мажилис и назначать новые выборы. Причин для этого можно выдумать множество, начиная от вдруг появившегося собственного желания депутатов до решения, что нынешние депутаты не способны претворять в жизнь «новые веяния». Впрочем, нынешний депутатский корпус может успеть принять поправки в законы о выборах и о политических партиях, а также по-быстрому обновить Уголовный кодекс, проголосовать за новый митинговый закон и сделать еще кое-что, о чем говорил Касым-Жомарт Кемелевич в своем послании народу и на заседании Нацсовета. В таком случае внеочередные парламентские выборы будут выглядеть более обоснованными – по новым правилам должны играть новые игроки, то есть, депутаты. 

При этом возможны и некоторые коррективы в составе мажилиса. Например, мы можем не увидеть в нем фракцию КНПК, что очень обрадует некоторые «диванных батыров» и национал-патриотов. За счет этой убыли могут прибавить в весе «акжоловцы». Что касается оппозиции, то вряд ли мы ее увидим в парламенте, несмотря на то, что президент заявлял о поправках по части развития парламентской оппозиции. Даже если Демпартии дадут провести учредительный съезд и она сможет успеть собрать необходимое число сторонников, а потом ее «вдруг» зарегистрируют в Минюсте, допустив до электоральной гонки, то нет сомнений в том, что ей не дадут переступить порога голосов, достаточных для входа в мажилис. 

Но это все наши прогнозы и предположения, а что-либо прогнозировать в нашей стране, тем более в нынешних реалиях, дело неблагодарное и иногда опасное. Как бы то ни было, можно с уверенностью сказать, что завтра нас ожидает большой сюрприз. Не такой великий, как 19 марта 2019 года, но ощутимый для внутренней политики страны. Ждать осталось недолго…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.