четверг, 09 апреля 2020
,
USD/KZT: 435.54 EUR/KZT: 473.08 RUR/KZT: 5.76
Еще один член клана Кеннеди погиб Нацбанк в течение месяца влил 1,4 млрд. долларов “Ак жол” считает недостаточным решение Нацбанка о снижении базовой ставки Фонд Visa Foundation выделил 210 миллионов долларов на поддержку малого и микробизнеса Седьмой человек умер от коронавируса в Казахстане Мажилисмены предложили проводить пикеты везде, где не запрещено законом Назарбаев призывает к единству Российские олигархи скупают аппараты ИВЛ По прогнозам в Европе от коронавируса умрет свыше 150 тысяч человек Кто и где сможет сдать тесты на коронавирус? Как волонтеры помогают в условиях карантина? Код аэропорта столицы изменен Правозащитники требуют выпустить политзаключённых из тюрем Нурсултан Назарбаев сегодня встретился с Аскаром Маминым Машин на дорогах Алматы стало в 5 раз меньше Вслед за Нурсултанами детей стали называть Касым-Жомартами Австрия собирается выходить из карантина Количество телеграмм-ботов для получения помощи увеличено В Турции маски будут выдавать бесплатно Защищает ли прививка БЦЖ от коронавируса? В Казахстане можно провести онлайн-диагностику на коронавирус По скорости загрузки фиксированного интернета Казахстан занимает 66-е место Елизавета II обратилась к своим подданным в тяжелый момент В уточненном бюджете нефть 20 долларов, а курс тенге - 440 Узбекистан начнет производство аппаратов ИВЛ

Единая SilkWay виза появится в ближайшее время

Генеральный консул Узбекистана в Казахстане Аброр Фатхуллаев рассказал exclusive.kz о том, когда появится SilkWay виза, за счет чего вырос товарооборот между нашими странами и что случится в Узбекистане в 2020 году.

- Как изменились политические и торгово-экономические отношения между Узбекистаном и Казахстаном за последние годы? Удовлетворены ли Вы их динамикой?

- За последние годы политические и торгово-экономические отношения между нашими братскими странами развиваются по возрастающей и находятся на беспрецедентно высоком уровне, в первую очередь, благодаря усилиям руководителей двух государств, взаимному стремлению наших народов укреплять и расширять двустороннее сотрудничество, в основе которого находятся глубокие исторические, культурно-гуманитарные и духовные связи, а также обоюдному желанию совместно противостоять новым вызовам и угрозам на глобальном уровне.

За истекший период создана прочная договорно-правовая база двустороннего взаимодействия. Сегодня практически нет сфер, по которым не сотрудничали бы наши страны. Этому во многом способствуют ежегодные взаимные визиты глав наших государств, которые, несомненно, придают новый импульс дальнейшему укреплению стратегического партнерства, а также действующие форматы сотрудничества - Межправительственная комиссия по двустороннему сотрудничеству, Узбекско-казахстанский деловой совет, Межрегиональный форум и т.д.

Безусловно, основным стержнем нашего взаимодействия является торгово-экономическое сотрудничество с учетом взаимодополняемости  наших экономик, общей границы протяженностью более 2 тыс. км., налаженной транспортной инфраструктуры, наличия режима свободной торговли без применения таможенных пошлин и ограничений.

По итогам 2019 года двусторонний товарооборот составил 3,3 млрд. долл.США, что, разумеется, не является пределом с учетом имеющегося потенциала. Для расширения взаимной торговли принимаются меры по дальнейшей либерализации акцизной политики, развитию приграничной торговли, совершенствованию транспортной логистики, увеличению пропускной способности пунктов пропуска, созданию сети совместных торговых домов и т.д. Все это позволяет смело прогнозировать рост товарооборота в ближайшей перспективе до 5 млрд. долларов.

С учетом проводимой работы в Узбекистане по дальнейшему улучшению деловой среды и инвестиционного климата, большой потенциал сохраняется также для дальнейшего развития сотрудничества в инвестиционной сфере и промышленной кооперации, в особенности, в горнодобывающей, нефтехимической, сельскохозяйственной, транспортно-логистической областях.

- На прошлой неделе в Ургенч состоялся II Форум межрегионального сотрудничества «Казахстан-Узбекистан». Каковы его итоги?

- В последние годы Форум межрегионального сотрудничества зарекомендовал себя в качестве эффективной площадки для расширения торгово-экономических связей между нашими странами на уровне регионов.

По итогам Форума подписаны 52 документа о развитии экономического сотрудничества, в том числе Итоговая декларация Форума, а также межведомственные, межрегиональные и коммерческие соглашения в машиностроении, сельскохозяйственной, финансово-банковской, промышленной, инфраструктурной, фармацевтической и т.д.

Безусловно, реализация подписанных в ходе Форума соглашений придаст значительный импульс развитию не только регионам, но и целым отраслям экономики наших стран.

- Прорабатывается вопрос по открытию на границе Казахстана и Узбекистана международного центра торгового сотрудничества "Центральная Азия". На какой стадии реализация этого проекта? Насколько в нем заинтересованы наши страны?

- Создаваемый Международный центр торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия» (МЦТЭС) призван придать новый импульс  межрегиональным связям и приграничной торговле, улучшить логистические услуги и наладить промышленную кооперацию на границе с Туркестанской областью, обеспечить создание новых рабочих мест. Разумеется, данный проект является взаимовыгодным для обеих сторон и в настоящее время совместная рабочая группа разрабатывает концепцию такого центра.

В ходе встречи в Ургенче стороны договорились ускорить реализацию этого проекта, провести соответствующую работу по разработке правовых основ создания центра до очередного заседания Совместной межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству.

- В качестве развития отношений рассматривался вариант открытия SilkWay визы. По каким причинам этот проект не реализовывается?

- Основной целью внедрения единой SilkWay визы является привлечение большего количества иностранных туристов для широкого ознакомления с историей и архитектурными памятниками наших стран, продвижение бренда «Шелковый путь» путем организации комбинированных туров с посещением исторических городов Самарканд, Бухара, Хива, Туркестан, Отрар и Тараз. Разумеется, этот список может быть расширен за счет включения Нур-Султана, Алматы, Ташкента и других городов в рамках проекта «Золотой квадрат».

Работа над реализацией этой идеи постоянно продолжается. Есть некоторые технические вопросы, требующие взаимного согласования в связи с разными подходами сторон к безвизовым режимам с другими странами. У Казахстана и Узбекистана имеются свои списки стран, с которыми установлен безвизовый режим. Кроме того, у Казахстана и Узбекистана свои списки государств, гражданам которых предоставляется электронная виза. Специалисты наших стран тесно работают, чтобы состыковать эти страны и прийти к единому знаменателю с тем, чтобы внедрить единую SilkWay визу в самое ближайшее время.

- Какие проблемные аспекты сотрудничества Узбекистана и Казахстана вы бы назвали?

- Я бы не стал в данном случае использовать термин «проблемные аспекты», которых просто не существуют в наших двусторонних отношениях.

Сегодня благодаря совместным усилиям создана совершенно новая атмосфера политического доверия между нашими странами, решаются многие вопросы, в том числе и пограничные. В феврале в Алматы состоялось очередное заседание совместной демаркационной комиссии, которая утвердила план мероприятий по подготовке проектов итоговых документов по демаркации узбекско-казахстанской государственной границы на 2020 год.

Казахстан и Узбекистан придерживаются общих позиций по водным и экологическим вопросам, выступают единым фронтом в вопросах противодействия современным вызовам и угрозам безопасности в регионе, прежде всего в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркотрафиком, транснациональной организованной преступностью, нелегальной миграцией и т.д.

- Казахстан с интересом следит за происходящими в Узбекистане изменениями. Каковы приоритетные задачи на 2020 год в Узбекистане?

Программные и целевые задачи экономического развития Узбекистана на 2020 год обозначены в Послании Президента Ш.М.Мирзиёева Парламенту страны 24 января, среди которых обеспечение макроэкономической стабильности, сдерживание инфляции, продолжение активной инвестиционной политики, совершенствование банковской системы, поиск новых международных рынков и увеличение экспорта, полноценное использование транзитного потенциала, превращение индустрии туризма в стратегическую отрасль экономики и т.д.

Особо хотелось бы остановиться на вопросе привлечения иностранных инвестиций, играющих существенную роль в функционировании и развитии экономики Узбекистана.

По итогам 2019 года общий объем привлеченных иностранных инвестиций составил $4,2 млрд, доля инвестиций в валовом внутреннем продукте достигла 37%. Активный рост привлечения прямых иностранных инвестиций наблюдался в электротехнической (в 7,5 раза), металлургической (4,6 раза), текстильной (2,5 раза), кожевенно-обувной (2,1 раза) и нефтегазовой (2 раза) отраслях.

По  данным конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в странах Центральной Азии рост объемов иностранных инвестиций в прошлом году составил в среднем 8-10%. В Узбекистане показатель вырос в 3,2 раза, что обеспечило республике лидерство по темпу роста среди стран региона.

Впервые Узбекистан получил международный кредитный рейтинг и успешно разместил на мировом финансовом рынке облигации на $1 млрд.

В 2020 году в республике планируется освоить инвестиции в размере $23 млрд. с введением в строй 206 новых крупных производственных объектов в энергетике, нефтегазовой промышленности, геологии, сфере транспорта, дорожного строительства, сельском и водном хозяйстве, теплоснабжении и ряде других отраслей.

Нынешний 2020 год объявлен в Узбекистане годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. Это наилучшим образом соответствует проводимой сегодня в республике работе по воспитанию молодежи, обладающей глубокими знаниями, развитию сферы науки и просвещения, внедрению современных информационных технологий на все этапы системы образования, развитию цифровой экономики, разработке программы «Цифровой Узбекистан – 2030».

- Насколько реально вхождение Узбекистана в такие интеграционные объединения, как ЕАЭС и ВТО ?

- Я бы добавил сюда и третье направление - сотрудничество с Европейским союзом. Участие в интеграционных процессах, которые способствуют улучшению качества продукции и уровня технологического развития, является естественным в современном мире и Узбекистан не может оставаться в стороне от этих процессов.

Безусловно, участие Узбекистана в ЕАЭС расширит его экспортные, технологические, транспортно-логистические возможности, создаст благоприятные условия для граждан республики, осуществляющих трудовую деятельность  в России и Казахстане.

В то же время Узбекистан стремится минимизировать риски при взаимодействии с международными экономическими союзами, тщательно изучив все плюсы и минусы.

В этой связи Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев в вышеупомянутом послании  Парламенту страны отметил:

«Открытый рынок диктует необходимость повышения качества продукции, снижения себестоимости, привлечения новых технологий, продвижения рыночных реформ. Мы должны встраиваться в международные цепочки производства, соответствовать требованиям рынка труда и идти в русле экономической интеграции.

Учитывая все эти факторы, мы хорошо понимаем необходимость расширения экономической интеграции.

Сегодня 80 процентов наших внешнеторговых грузов перевозится транзитом через Россию, Казахстан и Кыргызстан. При этом 50 процентов экспорта готовой продукции, а по некоторым позициям – свыше 80 процентов, приходится на долю этих стран.

Учитывая это, а также в целях создания благоприятных условий для наших граждан, работающих в России и Казахстане, в настоящее время изучается вопрос налаживания взаимодействия Узбекистана с Евразийским экономическим союзом. Безусловно, в этом серьезном вопросе мы будем исходить, прежде всего из интересов нашего народа, опираться на его мнение».

В этой связи Президент предложил парламентариям всесторонне изучить данный вопрос и выработать обоснованную позицию. Кабинету Министров поручено провести  анализ и комплексную оценку данного вопроса с последующим предоставлением соответствующих предложений палатам Олий Мажлиса.

В настоящее время продолжаются переговоры по вступлению Узбекистана в ВТО, четвертый раунд которых состоится в ближайшее время в Женеве.

Одновременно ведется работа по заключению Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом. Проведены четыре раунда переговоров. Планируется, что данное соглашение будет подписано к концу текущего года.

Хотел бы отметить, что эти три направления не противоречат друг другу и решения по формату участия Узбекистана в указанных международных экономических структурах будет принято с учетом его национальных интересов.

- Каковы задачи, стоящие перед Генконсульством в 2020 году?

- Нынешний год будет не менее насыщенным в плане организации взаимных визитов и совместных мероприятий, включая проведение различных конференций, бизнес-форумов, образовательных и туристических  программ, выставок и фестивалей.

Свою задачу в качестве Генерального консульства мы видим в дальнейшем сближении наших народов, поощрении взаимных обменов  и поездок наших граждан, наполнении конкретным практическим содержанием двустороннее сотрудничество в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.

Пользуясь случаем, в эти солнечные весенние дни хочу поздравить вашу аудиторию с наступающими праздниками, а именно, представителей прекрасной половины с Международным женским днем, наших казахстанских друзей с праздником «Наурыз», олицетворяющим мир, добро, созидание и благополучие.

 

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33