Что дали стране и что отобрали у нее Выборы-2019
Поддержать

Что дали стране и что отобрали у нее Выборы-2019

Ровно год назад в Казахстане прошли одни из самых ярких президентских выборов. Было значительно меньше «экшна», чем в избирательных кампаниях 2005-го и 1999 годов, но прошлогодняя электоральная кампания несомненно войдет яркой страницей в современную историю. А пока отмотаем временную ленту апрель-июнь 2019 года, сравним с днем сегодняшним и попробуем извлечь уроки из всего этого.

 «Призываю вас подойти к будущим выборам со всей ответственностью. От вашего решения зависит будущее страны и судьба каждой казахстанской семьи! – заключил президент РК». Это слова исполняющего обязанности президента РК, сказанные им в день объявления срочных досрочных выборов главы государства. Тогда же, 9 июня 2020 года, он «гарантировал», «что выборы будут проведены честно, открыто, справедливо», зачем-то добавив при этом: «Это – моя принципиальная позиция!».

Через три месяца гарантии гаранта оказались не столь принципиальными, но именно выборы, события вокруг них и их общие последствия дали стране и обществу нечто, чего не было в сценарии операции «Преемник» (глава «Президент-переходник»). Конечно, авторы сценарии и режиссеры-постановщики не могли предугадать взрывов в Арыси, событий на Кордае или нападения коронавируса, но все же уже настала пора немного оценить год легитимного (де-юре) правления Токаев с точки зрения выполнения его предвыборных обещаний и надежд, которые возлагали на него многие наши сограждане.

Но перед этим следует напомнить, что Касым-Жомарт Кемелевич вполне мог бы в полной мере исполнять обязанности хозяина Акорды еще годик (по графику, который почти никогда не соблюдался – в апреле 2020 года), но было решено провести легализацию этого правления. Это было сделано по нескольким причинам. Во-первых, переходный период мог растянуться больше, чем на год (так и получилось). Во-вторых, на 2020-ый намечались другие «очередные внеочередные» (парламентские). Да и нужно было дать понять обществу, что можно реформировать власть, не сменяя ее кардинально. В общем, произошло то, что произошло.

Но для того, чтобы все выглядело хоть как-то реалистично, Токаеву нужно было максимально войти в роль кандидата от Акорды, а это иногда сложнее, чем просто молча быть президентом.

Усыпить бдительность

Замечено, что мало кто обращает внимание на предвыборную программу кандидатов от власти, будь то президентские выборы, парламентские и уж тем более – маслихатовские. В принципе, все они сводятся к двум позициям «продолжать» и «приумножать», а также идут в соответствии с генеральной линией партии правительства. Ничего особенного не было и в случае с программой Токаева в бытность его и.о. президента, с тем лишь отличием, что к ней был хоть какой-то интерес у общества. Она носила название «Благополучие для всех!» и строилась на трех основных позициях – преемственность, справедливость и прогресс.

Наверное, не стоит расписывать их по-пунктно – достаточно названий и ситуации на сегодняшний день. Но отметим, что были планы «по модернизации судебной системы, усилению общественного контроля над деятельностью полицейской службы, совершенствованию государственной службы, усилению подотчетности и подконтрольности обществу квазигосударственного сектора, устранению барьеров для конкуренции и недопущению злоупотреблений со стороны монополистов, установлению единых стандартов гарантированного объема социальной поддержки граждан, защите их финансовых интересов» и так далее. Что-то, безусловно, было сделано, другие направление вызывают снисходительную улыбку, а третьи звучат в некоторой степени издевательски, но мы в большей степени обратим внимание на политические реформы.

Именно эта часть подкупала (в хорошем понимании) чаяния избирателя – у многих на подсознательном уровне, а у некоторых даже на вполне сознательном уровнях. Но при объективном рассмотрении и испытанием временем, большинство постигло разочарование. Заявление уже действующего президента о политических реформах, в которых важную (но фоновую) роль должен был сыграть НСОД и его члены, на деле тоже оказались иллюзорными. Снижение пороговой численности партии для ее регистрации ничего не значит при прежних внутренних преградах в Минюсте и «счетчиках голосов» в Центризбиркоме, 30-процентная квота для женщин и молодежи более похоже на формальность, а закон о парламентской оппозиции вызывает смех даже в кулуарах самого парламента. Про новый антимитинговый закон и говорить не приходится – события прошлой субботы это доказали де-факто.

Коротко говоря, предвыборные обещания Токаева, по большому счету, остались только обещаниями. В принципе, удивляться нечему, так как упор был сделан только на одной из трех позиций программы Касым-Жомарат Кемелевича – на преемственности. Ведь, по большому счету, она противоречит двум другим (прогрессу и справедливости), а проведение реальных реформ практически в любой сфере на самом деле означало бы фактическую критику действий предшественника «Ноль-Второго». Таким образом выходит, что его президентствование – это ширма, внешний эффект, поэтому не особо важны оценки деятельности и большие аналитические материалы относительно первого (возможно, не последнего) года его правления. И вообще, несмотря на заявления о «слышащем государстве», в этом плане ничего особо не изменилось, и для Акорды оценки общества (если они не восторженные, конечно), мягко говоря, маловажны.

Не все плохо?

Но, безусловно, были и «плюсы». Большинство из них касалось отдельных сфер социального обеспечения, а также того, что касалось малого и микро бизнеса. Увеличение числа граждан, получающих АСП – это хороший пример, равно как и налоговые каникулы для мелких предпринимателей. Но, по сути, эти меры вполне мог предпринять Назарбаев. Это касается и большинства других направлений политики Токаева, в том числе и так называемых реформ в правоохранительных органах и судебной системе. Единственное, на что можно было обратить внимание – это особый «интерес» второго президента и его администрации к акимам и региональным элитам (которые отвечают ему «взаимностью»). Речь идет о том, что Токаев с первых дней своего президентства (даже еще на уровне и.о.) особое внимание уделял этим «удельным князькам», а его АП одно время усиленно работала в этом направлении. В итоге один аким «класса А» был с шумом снят со своей должности, а двое других – задержаны чуть ли не на рабочем месте. Впрочем, сейчас это направление уже не так заметно, хотя может получить новый импульс после внеочередных выборов в маслихаты.

Есть и другой несомненный «плюс», о котором, судя по всему, уже давно жалеют и в Акорде, и в «Библиотеке». Он касается пресловутого пробуждения гражданского самосознания. Эту главу можно расписать до уровня кандидатской диссертации по политологии, либо обойтись лишь констатацией факта в размере одного абзаца – кому нужно, поймет, как говорится. Ни того, ни другого мы делать не станем, а лишь выделим ряд важных факторов.

В первую очередь стоит отметить отрицательные моменты, многие из которых базируются на так называемом «синдроме Косанова». Сейчас это стало чуть ли не ругательным выражением, часто более нецензурным, чем «агент КНБ» и «марионетка Акорды» вместе взятые. Но при всей негативности подобных комментариев они говорят о развитии диалога внутри общества, а также стремлении не повторять ошибок. Вместе с тем, следует отметить тот факт, что при всем нехорошем отношении общества к «альтернативному кандидату», именно его появление в избирательном бюллетене дало мощный импульс в развитии пресловутого гражданского самосознания.

Иначе говоря, если бы не было «проекта «Амиржана Косанова», то его следовало бы выдумать и внедрить. Кстати, проведенный автором в прошлом году опрос в соцсетях с вопросом «Если бы вы изначально знали, чем это закончится, стали бы поддерживать кандидатуру Косанова?» в большинстве своем (более 60 %) дал утвердительные ответы.

Также следует отметить то, чего уж точно никак не ожидали сценаристы Выборов-2019 – появление «ополченцев» в армии независимых наблюдателей, которые сохранили активность и после выборов (в отличие даже от предвыборной команды Косанова), до последнего защищая голоса избирателей, сумели самоорганизоваться и до сих пор не опустить руки.

Утерянные возможности

Если вновь заговорить о президенте Токаеве, то можно, в некоторой степени сожалеть не только о тех обещаниях в рамках предвыборной программы, которые он не выполнил, но и о том, что он мог бы сделать. Списка в этом плане хватило бы не на одну публикацию, поэтому не станем подробно писать об этом. Даже если не учитывать упреки регионального характера или попросту не относящиеся к его компетенции, то достаточно вспомнить открытые обращения на его имя от имени общественности, отдельных граждан и (или) НПО. Это касается и политических заключенных, и коррупции в высших эшелонах власти, и возвращения выведенных капиталов, и слабохарактерность в отношении внешней политики, и все того же митингового законодательства, на которое он просто на просто мог наложить вето.

К сожалению, так и не произошло объединение хотя бы какой-то части демократических сил, в чем уже достаточно сложно обвинить лично Касым-Жомарта Кемелевича, хотя его администрация считает это своей заслугой. Другими словами, у нас, у общественности, тоже было много упущенных возможностей, и часть из них относится именно к событиям годичной давности – к самим выборам и их последствиям.

Однако судьба (читай, Акорда), судя по всему, готовит нам и себе самой новые уроки, поэтому нужно вспомнить старые и не повторять прежних ошибок. Повторимся – это касается всех – и власти, и оппозиции, и гражданского общества, и даже инертного большинства вместе с «диванными батырами».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.