А вы заметили потраченные 1,7 миллиарда тенге на парламентские выборы?
Поддержать

А вы заметили потраченные 1,7 миллиарда тенге на парламентские выборы?

Более 1,7 миллиарда тенге (около 4 млн долларов) потратили политические партии Казахстана на предстоящие в ближайшее воскресенье выборы. Это примерно по 170 тенге на каждого потенциального избирателя, но многие казахстанцы не ощутили на себе предвыборной агитации и на 10 тиын. На даже если мы сами платим за этот «спектакль», то хотелось бы хотя бы интересного зрелища. Конечно, это меньше, чем потрачено на выборы в США (полтора миллиарда долларов), но и «наших» четырех миллионов «баксов» тоже жалко.

Материалы по теме

Партийная касса

Чужие деньги считать, конечно же, неприлично, но здесь другой случай. Впрочем, начнем мы с подсчета своих собственных, бюджетных средств, потраченных на спектакль «Выборы-2021». Как мы уже сообщали, народ Казахстана, сам того не ведая, заплатил за него 15,3 миллиарда тенге – то есть, каждому гражданину, имеющему право выбирать (права быть избранным большинство из нас уже лишилось), это сомнительное удовольствие обошлось в полторы тысячи тенге.

В прошлый раз мы расписали, сколько и какая из партий внесла в свой избирательный фонд. Накануне Нового года партийные кассы пополнились, а заодно бы предоставлен предварительный отчет, какие средства и на что были затрачены. Заметим, сравнительно подробный финансовый отчет появился впервые – на прошлые парламентские выборы Центризбиркому даже приходилось оправдываться перед выводами ОБСЕ, в которых говорилось о непрозрачности финансирования и отсутствии данных, как полученные средства были потрачены. Тогда, в 2016 году, «Казправда» что-то опубликовала, но ясности эта публикация не добавила. Кстати, европейские наблюдатели говорили и о том, что не указаны конкретные спонсоры «игроков» в выборы, но этот момент наш ЦИК обошел стороной, да и на этот раз данных по этому поводу мы не увидели.

Как мы говорили в прошлый раз, согласно выборному законодательству, избирательный фонд партий формируется из двух источников – собственных средств и пожертвований физических и юридических лиц. За время предвыборной кампании партии должны были дважды отчитываться о поступлении средств – в данном случае, 11 и 27 декабря. До нового года партийные кассы существенно пополнились, причем, НПК («бывшие» народные коммунисты) обошлись собственными средствами (чуть более 200 миллионов), а ДПК «Ак-жол», напротив, использовала только деньги спонсоров (267 миллионов).

НДПП «Ауыл» собрала 310 миллионов, чуть больше удалось набрать ПП «Адал» – 315,5 миллиона тенге. Абсолютным лидером по привлеченным средствам, по понятным причинам, является партия «Нур-Отан», аккумулировавшая 637 500 000 тенге. Тут невольно вспоминаются «тамбов-саратовские» прослушки покойного Алиева, рассказывавшего, как собирали на предвыборную кампанию партии власти представители этой самой власти (по пять миллионов «не тенге»). Здесь стоит отметить, что прозрачность в финансировании кандидатов является обязательной в «нормальных» странах, и это служит не только предметом доверия к партии, но и исключает возможность каких-то подковерных игр. Впрочем, это не про нас.

Огласите весь список

Итак, за отчетный период львиная часть избирательных фондов партий была потрачена. Больше всего они затратили денег на «выпуск печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов». «Нур-Отан» потратил на это 433,6 миллиона тенге, «Адал» – 159 млн, «Акжол» и «Ауыл» – чуть больше 130 миллионов каждый, а НПК – 77 млн тенге. Другими словами, видно, что партии использовали старые методы агитации, причем никаких креативных плакатов замечено не было – все делалось по стандартам советских времен, разве что качество печати немного улучшилось.

Пункт «На изготовление для бесплатной раздачи печатных материалов, а также других знаков и символов для избирательной кампании» идет следующим по затратам, причем, если «Ауыл» израсходовал на него 56 миллионов, то «Адал» потратил «всего» 8 миллионов тенге. Зато эта «новенькая» партия больше всех затратила на «Организацию и проведение публичных предвыборных мероприятий» – целых 63 миллиона (фактически, пятую часть своего предвыборного бюджета), при том, что «Нур-Отан» на эти цели выделил 28 миллионов, а «коммунисты» – 13 миллионов тенге. Доподлинно не известно, какие именно это были мероприятия, тем более, что карантинные санкции пока никто не отменял, а необычные митинги «адаловцев» мы не заметили, хотя следили за темой.

Другим показательным пунктом в расходе средств являются «транспортные и командировочные расходы». Интересен он тем, что может говорить о намерении партий добраться до отдаленных регионов и желании их охватить каждого избирателя, а, учитывая широту страны родной, на это должно было быть потрачено значительно денег. Но наши герои обошлись сравнительно скромными проездными и командировочными – всего от 5,5 («Ак-жол») до 26,7 («Нур-Отан») миллионов тенге, и это при том, что партия власти, по сравнению со своими сателлитами, имеет более разветвленную структуру филиалов. Стоит напомнить, что 10 января мы будем «выбирать» не только мажилисменов, но и депутатов маслихатов, а без того, чтобы достучаться до избирателей на местах, все эта кампания выглядит нецелесообразной.

На привлечение сторонних лиц и организаций для предвыборной агитации «Ак-жол», «Адал» и «Ауыл» потратили примерно одинаковую сумму – порядка полутора десятка миллиона тенге каждый. НПК же израсходовала на это более 24 миллионов, а «Нур-Отану» хватило и 9 миллионов – видимо, своих сил и адмресурса хватило, а «народникам» нужно было напрячься, чтобы привлечь к себе внимание. А вот на оплату услуг зарегистрированных СМИ все партии потратили схожие суммы (10-12 миллионов) – видимо, сказались ограничения и нормы выборного законодательства.

Оплату труда блогеров, пиар-агентств и еще чего-то в этом роде мы не увидели. Возможно, затраты на них лежат в пункте «Оплата юридических и физических лиц по организации агитационной работы». Тем более, что, согласно закону, рекламой и агитацией могут заниматься только фирмы со специальной лицензией. В любом случае, особого «выхлопа» мы до сих пор не заметили, а ведь до выборов остается всего четыре рабочих дня (не считая субботы – дня тишины). То есть, складывается ощущение, что все эти 1,7 миллиарда тенге были потрачены на макулатуру в виде агиток и на существенное пополнение бюджетов СМИ.

Как говорится, хоть какая-то польза. Но ожидания того, что нынешняя предвыборная гонка будет «горячей» и запоминающейся, не оправдались. Напротив, многие утвердились во мнении, что ее принцип заключался в том, чтобы максимально уменьшить внимание общества и избирателей к плебисциту, а «шаг вправо, шаг влево» для игроков недопустим. В общем, было скучно даже для Казахстана, в общем, что подтвердило аксиому о том, что все предначертано – как сама агитационная кампания, так и итоги «выборов».

А как у них?

В Казахстане за выборами в соседней Киргизии особо не следили – интерес появился только во время и после очередного штурма президентского дворца в Бишкеке. А зря – там было много интересных вещей во время предвыборной гонки. По сравнению с буквально всеми странами постсоветской Центрально Азии, Кыргызстан показал пример настоящей битвы за электорат.

Конечно, в первую очередь следует отметить, что роль парламента у соседей выше, чем у нас или кого-либо в регионе. Кроме этого, сама выборная система у них вплотную подошла к европейским стандартам. Об этом можно судить как по количеству партий, участвовавших в парламентских выборах, так и по прозрачности самого процесса голосования. В октябрьских выборах там участвовало 16 партий, причем, практически все они представляли разные социальные группы людей.

Также было замечено появление новых политических сил. Среди них можно отметить партию «Реформа», которая, по сути, родилась на основе лидеров уличных протестов, и привнесла в предвыборную гонку немало креативных идей. Например, деньги на избирательный взнос (порядка 50 тысячи долларов) они собирали методом краудфандинга, что тоже стало своеобразной предвыборной агитацией – примерно так, как собирали подписи в пользу Тихановской в Беларуси. Та же «Реформа» из-за отсутствия денег на рекламу, подключала волонтеров, среди которой было немало креативной молодежи – избирателю запомнились необычные акции в различных частях города, своеобразные и часто самодельные плакаты, указатели на асфальте с номером партии в бюллетене и так далее.

Но самое главное – «реформаторы», как и другие партии, тесно работали с населением. Было много работы «лицом к лицу» и давно у нас подзабытой тактики агитации «от двери к двери». Даже те, кто особо не следил за предвыборной гонкой в Кыргызстане, замечал, что агитаторы были очень активны в регионах и нередко им оказывалось там даже тесно. В любой части практически каждого кыргызского города можно было увидеть либо предвыборный билборд (часто выполненный с «изюминкой»), либо партийные плакаты, группу агитаторов. В общем, было видно, что действительно идет борьба за каждый голос. Правда, иногда борьба и «тесная работа» перешагивала через закон – так, например, были зафиксированы многочисленные факты подкупа избирателей (давали по 2000 сомов), что, в принципе, тоже говорит о стремлении заработать очки. Напомним, эта сумма примерно равняется 10000 тенге, а все казахстанские партии вместе взятые потратили на каждого потенциального избирателя около 170 тенге.

Партии разные нужны

Еще раз подчеркнем – в Кыргызстане влияние партий в парламенте более существенно, чем у нас. Хотя и в Казахстане, как мы говорили не раз, с нынешнего политического сезона мажилис и мажилисмены встанут на ступеньку выше. Мы также отмечали рост влияния парламентского олигархизма, пусть с некоторыми «национальными особенностями». Но в любом случае, сравнивать предвыборную борьбу в наших странах можно и нужно.

Стоит привести в пример и Украину. Вообще, украинцы сами по себе очень креативные и не боящиеся инноваций во всех сферах люди – недаром их приглашают в наши рекламные агентства и пиар-директорами различных предприятий общественного питания (например). Поэтому в Украине предвыборные технологии уже давно стали весьма доходным бизнесом, причем, часто идущим на экспорт (в Россию, Молдову и даже некоторые страны Восточной Европы).

Однако мы обратим внимание на «бесплатный» креатив – идущий из гражданского общества. Ведь сейчас в Незалежной идет тенденция к отказу от влияния олигархов на Верховную Раду и, соответственно, общество зорко следит практически за каждым словом, сказанным партиями в ходе предвыборных баталий. Кстати, в прошлом году в бюллетене было 22 партии, и это еще не считая кандидатов по одномандатным округам.

Вообще, с момента подписания избранным президентом Зеленским указа о роспуске Рады до самого дня голосования не только политическая, но и общественно-социальная жизнь Украины вертелась только вокруг выборов. Ее отголоски были слышны и в России, и в Европе, и даже в Казахстане. Использовались практически все мыслимые и немыслимые возможности – от соцсетей до бамперов автомобилей. Отдельным направлением была антиреклама, которая и у нас не запрещена, по большому счету, но ее на это раз не было видно даже в искусственном противостоянии «перуашевцев» и «косаревцев».

Можно подумать, что скучность нашей электоральной кампании обусловлена малым количеством игроков. Но можно вспомнить хотя бы выборы 2004 года – тогда партий было немногим больше, и они могли объединяться в блоки, но самое главное – были сразу две оппозиционные силы (тогдашний «Ак-жол» и блок «ДВК» и КПК). По сути, боролись две стороны – власть и оппозиция. В Кыргызстане и Украине же деление не настолько очевидно, поэтому общественно-политическая жизнь более ярка и насыщена.

Поэтому хотелось бы на следующих выборах видеть на порядок больше партий, и чтобы они оппонировали не только действующей власти, но и друг другу. По крайней мере, появилась хотя бы иллюзия конкуренции идей.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.