Протест в день выборов: кольцо СОБРа, семь часов без воды и туалета, обморожения и перелом позвонка
Поддержать

Протест в день выборов: кольцо СОБРа, семь часов без воды и туалета, обморожения и перелом позвонка

Асем Жапишева, активистка движения «Оян» рассказала Exclusive.kz, как в день парламентских выборов СОБР семь часов держал ояновцев в кольце на морозе, не выпуская даже в туалет; кто получил переломы, ушибы и обморожения; почему такие разные тактики силовиков в Алматы и Астане; и что выясняли полицейские в больнице, куда увезли активистов.

– Действиями СОБРа руководил чиновник управления общественного развития

– На каждого из 20 ояновцев приходилось 2-3 СОБРовца, которые постоянно менялись. Кроме них вокруг нас было очень много акиматовских людей в гражданском и обычных полицейских. Вокруг ДПК (Демократической партии Казахстана — ред.) было три круга СОБРа. Там было около 30 человек. И там тоже было очень много людей в гражданском, очень много акиматовских. Я видела Есенбекова из управления внутренней политики (общественного развития – ред.) – он руководил СОБРом, заместителя акима Алматы Ержана Бабакумарова, депутата маслихата Алматы Алшанова Рахмана и Айсулу Ерниязову из «Нур Отан». Они руководили всеми этими действиями.

– К обмороженным не подпускали врачей скорой помощи

– На активистку «Оян» Айнур упал лед. Вызвали скорую, но ей не оказали первую помощь. Позднее вызывали еще одну скорую для ДПК. Но к нам медиков не подпустили. У Дархана Шарипова, активиста «Оян» началось сильное обморожение, он не мог уже стоять, мы его поддерживали, и в какой-то момент они его кое-как пропустили. Мне тоже было тяжело, мы умоляли их пропустить меня к скорой. В итоге после долгих уговоров кое-как удалось пройти через кольцо СОБРа.

– Из-за ушиба обострилась старая травма

– В больнице полиция очень долго что-то выясняла. Сегодня в анонимных пабликах написали, что никаких проблем со здоровьем у меня не было, как и другую разную клевету. Но со мной, естественно, никто не разговаривал, они с врачами говорили. У меня изначально подозревали компрессионный перелом, но это не подтвердилось, сказали, что из-за ушиба старая травма обострилась, и кое-какие проблемы из-за обморожения.

– Хотели устроить провокацию

– Я не знаю, почему была такой разной тактика силовиков в Алматы и Астане. Возможно, в Алматы они хотели устроить провокацию, и им, собственно, это удалось. К «Оян» подвезли людей из «Намыс». Они были одеты в кепки, все в черном. Они кричали: «Педики!». «Оян» же вообще все время пытаются провокаторами представить, что якобы мы ЛГБТ-парад устраиваем. На Жанболата провокаторы кричали, что он «қарабет», «предатель» и так далее. Я думаю, это связано с тем, что видео с митинга 16 декабря очень активно разошлось по соцсетям. На этот раз они хотели выставить нас, активистов не адекватными людьми без определенной позиции. Поэтому они заглушали нас криками: «Почему не предлагаете реальные вещи? Почему не создаете партию? Идите в Парламент». Полный бред! Ведь они прекрасно знают, что Жанболат Мамай не может зарегистрировать партию уже долгое время.

– Пытка громкой музыкой

– А песня «Опять метель» превратилась для нас в кошмар, у меня в какой-то момент даже заложило уши. Сначала они поставили песню «Жан досым», но мы начали подпевать, и они поняли, что это не сработает. Песню «Опять метель» в исполнении Димаша Кудайбергена подпевать было сложно, он же там сильно поет. Когда она начала звучать в десятый и сотый раз, это начало просто сильно сводить с ума. Нужно было догадаться превратить песню в пытку…

– Без туалета, пищи и воды

– И то, что нас не выпускали в туалет, ДПК не давали передавать ни воду, ни еду, ни горячие напитки, тоже было дополнительной пыткой. Естественно, мы будем жаловаться спецдокладчику ООН, будем судиться.

Заключение медиков: ОРВИ, ангина, консолидированный перелом верхнего края позвонка

В Управлении общественного здравоохранения Алматы поделились заключениями медиков, проводивших обследование Шарипова и Жапишевой.

«Шарипов Д.Ш., 1989 года рождения, был доставлен в приёмное отделение в 19:24 часов. Температура при поступлении — 37,0 градусов. Со слов пациента, болеет в течение последних четырех суток, отмечает першение в горле, боль при глотании. Сразу же при поступлении больной был осмотрен терапевтом, взяты общие анализы крови и мочи. Проведено КТ-исследование органов грудной клетки. Был выставлен диагноз: ОРВИ. Катаральная ангина. Больной в удовлетворительном состоянии в 20:40 был отпущен домой для амбулаторного лечения с рекомендациями врача.

Жапишева А.К., 1988 г.р., была доставлена на машине скорой медицинской помощи в приёмное отделение клиники в 19.29 часов с жалобами на боли в пояснице и области коленных суставов. При поступлении сразу было проведено всестороннее обследование. Заключение: костно­травматических повреждений коленных суставов не выявлено. Консолидированный (застарелый) перелом верхнего края позвонка. В 22:30 часов больная в удовлетворительном состоянии была отпущена домой на амбулаторное лечение с врачебными рекомендациями», — говорится в тексте заключения, переданном пресс-службой УОЗ Алматы exclusive.kz.

На уточняющий вопрос журналиста, был ли перелом ранее или он появился вследствие действий полиции, в УОЗ ответили, что «перелом был ранее».

Также в Управлении добавили, что Жапишевой рекомендовали наблюдаться у врача, но не сообщили, по каким вопросам, так как не имеют права «давать личные данные и диагнозы пациентов».

МВД отмалчивается

Exclusive.kz обратился с вопросами в МВД РК и ДП Алматы: какими нормативно-правовыми актами предусмотрено многочасовое блокирование людей на морозе и не подпадают ли действия СОБР под пытки?

Официальный представитель МВД Нурдильда Ораз вопрос в мессенджере WhatsApp прочел, но проигнорировал. В свою очередь, официальный представитель департамента полиции Алматы Салтанат Азирбек не смогла ответить на вопрос, так как находится на больничном, но пообещала ответить в ближайшее время, если ей станет лучше.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.