Движение «Намыс»: титушки или патриоты?
Поддержать

Движение «Намыс»: титушки или патриоты?

Петиция против Бората, плакат на заборе российского консульства, предложение переименовать Петропавловск в Кызылжар, нападение на «Оян»: неизвестное ранее движение «Намыс» за пару месяцев успело несколько раз засветиться в СМИ и соцсетях с резонансными акциями. По мнению некоторых экспертов, попытка нападения на ояновцев поставила их в один ряд с провокаторами. Exclusive.kz пообщался с намысовцами и ояновцами и попытался разобраться, появились ли в Казахстане новые титушки или это своеобразный пиар начинающих политиков?

Материалы по теме

В прошлом материале мы разъяснили, кто такие титушки, откуда взялся этот термин и чем закончил прототип явления Вадим Титушко. Под описание молодых людей, негласно используемых местными властями в качестве подстрекателей и наёмников для организации силовых провокаций, потасовок, иных акций с применением физической силы подходят активисты «Намыс». Напомним, в день парламентских выборов в Алматы они попытались напасть на ояновцев. Отличительной чертой титушек является их поддержка со стороны структур местных властей и, как следствие, — гарантированная безнаказанность и покровительство со стороны правоохранительных органов.

Жапишева: «Власти точно используют намысовцев»

Если «Намыс» и не титушки, то их точно используют, считает активистка «Оян» Асем Жапишева. Exclusive.kz она привела свои аргументы.

«Акимат не впервые использует повестку: «Оян» – ЛГБТ-парады, — рассказала предысторию Асем. – Когда два года назад мы собирались провести марш в День Конституции, нам пришлось скрывать место его проведения до последнего дня. Я сделала взброс, что марш будет в 14-00 на Панфилова около ГАТОБа. И сразу же во все чаты наблюдателей пошел взброс: «В 14-00 около ГАТОБа будет ЛГБТ-марш «Оян, Казахстан». И туда приехали разъяренные наблюдатели, которые хотели нас избить. Это была провокация. И затем эти провокации все усиливались и усиливались».

По словам активистки, попытки придать ояновцам образ ЛГБТ-активистов продолжились.

«Позже, когда мы собирались выходить 16 декабря 2020 года, в Instagram были созданы специальные аккаунты с закрытыми лицами, которые говорили: «Я – «Оян», я – ЛГБТ». Эти люди, конечно же, не были ояновцами, это были нанятые люди. Мы провели раследование и выяснили, что это были модели из модельного агентства, специально нанятые говорить: «Оян, ЛГБТ». За пару месяцев до выборов в Алматы в ноябре-декабре, особенно в районе студенческих городков, начали развешивать листовки «Оян, Казахстан, ЛГБТ». И все время акиматовские и боты говорят: «Вот, вы ЛГБТ-парады устраиваете». Это, конечно, смешно, мы уже не реагируем. С помощью таких групп, как «Намыс», они дискридитируют наше движение за политические реформы», — сообщила Асем.

Девушка вспоминает, как 10 января активистов движения «Намыс» к блокированным в кольцо СОБРа ояновцам привезли на автобусе.

«Намысовцы хотели нас избить»

«Они вышли огромной толпой. И только когда они побежали нас уже избивать, СОБР начал их оттаскивать. А так бы они нас, конечно же, избили», — уверена она.

Жапишева заявила, что движение «Оян» никак не связано с ЛГБТ: «Это тактика АП. Больше некому», — добавила она.

На видеозаписях, размещенных в пабликах и СМИ, видно, как мужчины в черных куртках и черных кепках с надписью «Намыс» кричат в сторону ояновцев различные варианты нецензурных выражений, указывающих на нетрадиционную сексуальную ориентацию последних. Видно, что парни пытаются прорваться к блокированным СОБРом ояновцам, но их останавливают те же собровцы.

«Намыс» не горит желанием общаться со СМИ

Мы связались с движением «Намыс». Звонок по номеру телефона, указанному на Instagram-странице организации, остался не отвеченным. В свою очередь, в WhatsApp сначала пояснили, что заняты и ответят, когда появится свободное время.

Позже в мессенджере на вопрос, согласны ли они с обвинением в принадлежности к титушкам, и почему называют ояновцев ЛГБТ-активистами, сообщили, что ближайшее время будет обращение, в котором ответят на эти и другие вопросы, после чего перестали отвечать на другие вопросы.

Что же представляет собой движение «Намыс»?

Движение без госрегистрации?

В базах имеется молодежное общественное объединение «Намыс» (БИН 050940008772), зарегистрированное в 21 сентября 2005 года в ЗКО. Мы связались с председателем данного НПО Гульзадой Мулдашевой и выяснили, что ее организация не имеет отношения к алматинским намысовцам.

По-видимому, у алматинского «Намыса» пока нет государственной регистрации юрлица.

В СМИ представителями движения «Намыс» названы как минимум двое: Жолданбаев Азамат Галымжанулы и Максат Мамадияров. Мы прогуглили обоих.

В лидерах – выпускник военного интерната и тамада

Жолданбаев имеет какое-то отношение в КазНПУ им. Абая, но не ясно, какую позицию он там занимал либо занимает: просто на главной странице высвечиваются его полные ФИО. По видимому, Азамат работал или работает в этом вузе – в Сети есть объявлении о проведении в КазНПУ мероприятия, организатором которого является именно он. В Facebook всего одно фото и данные только о том, что он выпускник военной школы-интерната им. Момышулы.

О втором намысовцеинформации больше.

«Максат Мамадияров – возможно, самый неординарный ведущий, которого вы можете встретить на просторах Казахстана», — говорится на сайте 1show.kz. – У него есть талант – возможно, не самый значительный, не тот талант, которым хотят обладать повсеместно. Но все-таки очень редкий: Максат умеет читать слова задом наперед! Да, это вряд ли будет решающим фактором на мероприятии – это скорее просто занимательный факт. Однажды его даже показали по Хабару в «Минуте славы», где он зачитал текст на А4 полностью задом наперед – видео есть в сети. Ему принадлежит рекорд – он читает «обратно» на казахском, русском и арабском языках со скоростью 290 слов в минуту».

В общем, Максат – тамада. В сториз его инстаграма – поздравление коллеги, другого тамады Максата Иманбетова. На фото – друг намысовца в обнимку с Болатом Назарбаевым где-то на Шымбулаке. Брата Елбасы Иманбетов называет «қазақ өнерінің жанашыры, ел ағасы».

Интерес представляет страница «Намыс» в Instagram. Здесь с 19 октября прошлого года размещено несколько роликов.

Мамадияров: «Намыс» выступил против «Оян, Казахстан»

Среди творчества Максата Мамадиярова – видеообзоры под названием «Неге нақ» с логотипом «Неге медиа». В последнем ролике на инстаграм-странице Движения «Намыс» о конфликте с ояновцами он написал следующее (приводим перевод с казахского):

«Мы знаем, что среди членов движения «Оян, Казахстан» много тех, кто поддерживает феминизм, ЛГБТ. Члены движения «Намыс» выразили свою гражданскую позицию и выступили против «Оян, Казахстан». Хотите знать, чем закончился этот сценарий? Если интересно, расскажу. СОБР забрал группу ребят из «Намыс». Ну, это и понятно, у СОБРа есть честь. А если говорить об «Оян, казах», то «Оян, казах» спит. Наверно, их не трогали, чтобы они проснулись», — говорит тамада-намысовец в ролике.

Пообщаться с Максатом не удалось: ни на звонок, ни на сообщение в мессенджере он не ответил.

Жолданбаев: «Оян» пропагандирует ЛГБТ»

На самом последнем видеоролике в инстаграме Азамат Жолданбаев на фоне своих сторонников с флагами движения заявляет (тоже на казахском):

«Наша цель – развитие родного языка, уважение и пропаганда национальных ценностей. Мы ездили в Кызылжар и потребовали возвращения исконных казахских названий городам. (…) Такие движения, как Kөk.team и «Оян, Казахстан», провоцируют наш народ, пропагандируют ЛГБТ и гомосексуализм. Это противоречит казахам. Если бы наши предки увидели гомосексаулистов, они бы напали на них. Куда смотрят власти и общество? Они пропагандируют ЛГБТ. Поэтому мы, ребята с честью, никогда не пропустим их. Казахам не нужны гомосексуалисты. Мужчина должен быть мужчиной, девушка – девушкой. Пока есть мы, ребята с честью, на казахской земле никогда не будут ходить лесби, гомосексуалисты, «голубые»! Вперед, ребята с честью!» — кричит он, после чего рядом стоящие «ребята с честью» подхватывают его призыв: «Впереееед!».

Власти не мешают намысовцам митинговать

Характерным для титушек отличительным знаком является безнаказанность. Оппозиции митинговать нельзя, а титушкам – можно. На видеоролике, размещенном в инстаграме 17 декабря, запечатлено шествие намысовцев с госфлгами и флагами движения. Они доходят до памятника, посвящённого декабрьским событиям 1986 года, где заявляют, что будут митинговать до тех пор, пока власти не переименуют Петропавловск. Ни прокуратура, ни полиция, ни акимат не препятствуют шествию и собранию намысовцев. Кстати, в Петропавловске во время митинга перед зданием акимата их тоже не разгоняли.

Также выснилось, что 31 октября намысовцы посетили митинг правозащитников за политреформы. Из видеозаписи следует, что активисты «Намыс» не довольны тем, что митингующие выступают на русском языке – Азамат кричит: «Қазақша сөйле!»

Интересно, что в самом первом ролике, размещенном на страничке 19 октября, намысовцы возлагают цветы памятнику Бауыржану Момышулы и выступают против продажи и аренды земли, а главной ценностью называют независимость. В последующих акциях вопрос земли уже не звучит.

Разбавляют видеоролики фотографиями встреч с Ринатом Зайитовым и Еркином Ракишевым.

Что же такое движение «Намыс»? Группа для подавления инакомыслящих, созданная по инициативе властей, или максималисты,болеющий за родной язык и казахские ценности? Почему они так скрываются и избегают открытого общения? Может быть, они боятся выдать своих заказчиков? Не получили разрешение от властей? Разве действительно болеющий за идеи своего движения патриот будет избегать вопросов журналиста? Разве не в интересах открытого движения воспользоваться СМИ и рассказать о себе, опровергнув обвинения в принадлежности к провокаторам-титушкам?




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.