Акорда готовится к санкциям?
Поддержать

Акорда готовится к санкциям?

На этой неделе Касым-Жомарт Токаев подписал закон, согласно которому Нур-Султан может приостанавливать действия международных договоров, ранее ратифицированных Казахстаном. Это довольно настораживающий шаг. Теоретически это может относиться к различным пактам в рамках Евразийского и Таможенного союзов, которые мало полезны для Казахстана. Но скорее, эти «контрмеры» вызваны принятием Европарламентом резолюции, осуждающей нарушение прав человека в Казахстане. Что еще предусматривает новый закон и какие антисанкционные меры пример Акорда в ближайшее время?

Впервые о том, что Казахстан вдруг озаботился национальными интересами в международных пактах стало известно ровно через две недели после принятия Европарламентом «санкционной» резолюции. 25 февраля вдруг появилась новость о том, что сенат принял соответствующий закон. Вот как это объяснил министр иностранных дел и вице-премьер Мухтар Тлеуберди: «Законопроектом предлагается включение норм, предусматривающих возможность принятия Республикой Казахстан ответных мер (контрмер) в виде приостановления выполнения международных договоров в случае нарушения контрпартнерами своих обязательств».

Примерно тоже самое сказал и спикер сената Маулен Ашимбаев: «Принятый сегодня Закон предоставляет дополнительные возможности для защиты наших национальных интересов на международном уровне. Отныне, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения второй стороной международного соглашения своих обязательств, будет возможность принятия ответных мер со стороны Казахстана. С этой целью в Законе предусмотрены нормы о приостановлении выполнения международных договоров или их отдельных положений». Он также выразил надежду, что «в дальнейшем этот закон внесет свой вклад в усиление защиты национальных интересов нашего государства».

Между тем, мы не нашли на сайте верхней палаты парламента какую-либо информацию о готовящемся обсуждении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан». Ничего подобного не было и в планах законотворческой деятельности мажилиса. Можно предположить, что этот документ лежал под сукном в парламенте или там же в виде «полуфабриката». И тот факт, что он был быстро пропущен через депутатов без каких-либо обсуждений, а еще через две недели уже попал под перо главы государства, заставляет задуматься о причинах такой скорости.

Буква закона

Какие же «изменения и дополнения» Тлеуберди протащил через наших законотворцев? Как уже отмечалось выше, они были приняты для того, чтобы «сохранить наши государственные интересы». Странно, что такие поправки были приняты в закон о международных договорах, когда как в нем черным по белому написано: «Не допускается заключение международных договоров, не соответствующих национальным интересам Республики Казахстан, способных нанести ущерб национальной безопасности или ведущих к утрате независимости Республики Казахстан».

То есть, изначально было предусмотрена невозможность подписания, а затем и ратифицирования актов, которые бы вреди ли бы нашей экономике, политике, культуре и так далее. Но, конечно, бывает и такое, что времена меняются или тот (те), с кем договорился о чем-то, оказался недругом. Поэтому сразу несколько статей этого закона предусматривали возможность прекращения действия международных договоров. Здесь стоит уточнить, что большинство из таких соглашений и договоров сами предусматривают порядок выхода из них (как, скажем, в том же евразийском или таможенном договорах), а отечественное законодательство лишь уточняло действия Казахстана при таких случаях. И это правильно.

Сейчас же были добавлены некоторые новеллы в действующий закон. Например, в пункте 2 его 21-ой статьи говорится, что «могут быть приняты ответные меры (контрмеры) в порядке, предусмотренном статьями 29 и 30 настоящего Закона, в виде приостановления Республикой Казахстан выполнения международных договоров или их отдельных положений». В свою очередь упомянутые статьи, регламентирующие выход из заключенных ранее договоров, дополнились терминами понятиями, как «контрмеры». То есть, теперь предусматривается не только громкое хлопание дверью, но какие-то действия в ответ.

Среди новшеств следует отметить пару занимательных моментов. Во-первых, приостановление или денонсация международных договоров теперь может быть частичная – касаться только отдельных его пунктов. Во-вторых, многие пункты были дополнены оговоркой, что денонсированные акты могут быть возобновлены, но каким образом это будет делаться, не уточняется. Таким образом здесь видно, что отечественные дипломаты внесли посильный вклад в сотворение законопроекта. Впрочем, роль внешнеполитического ведомства Казахстана в реализации нового закона более чем важная. Так, теперь законом предусмотрено, что вся информация о выходе из международных договоров, денонсации и всяких контрмерах будет публиковаться на интернет-сайте МИД РК. Странное дополнение – оно может означать, что громогласно объявлять свое «фи» Акорда (или правительство) не собирается, а просто появится короткая и незаметная информация на мидовском сайте.

И что из этого?

Но самое главное и странное «изменение и дополнение» – это появление статьи 20-1. Она гласит: «Действующие международные договоры Республики Казахстан, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона». Кто не понял, в чем его странность, перечитайте еще раз, а потом откройте пункт 3 статьи 4 Конституции РК, в котором говорится: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики». Без никаких оговорок.

Вообще, следует заметить, что противоречия между различными законами, нормативно-правовыми актами и различными постановлениями являются показателем того, что Казахстан – это далеко не правовое государство. А несоответствие отечественных норм международным пактам, которые ратифицировала наша власть, периодически становится объектом критики отечественных правозащитников и международных наблюдателей. Теперь Астана, по всей видимости, решила пойти другим путем – просто отказаться от мысли, что, скажем, казахстанский закон о мирных собраниях не соответствует нормам международного пакта о правах человека, пытаясь доказать всем и вся, что у нас все хорошо. Сейчас, а точнее, через десять дней после подписания закона президентом, можно расслабиться.

Думаем, что вскоре эти поправки вызовут определенный резонанс в том же Европарламенте, что может только ускорить введение персональных санкций. К слову, принятые «изменения и дополнения» никак не могут остановить этот процесс со стороны Евросоюза (а вскоре США, Канады и Великобритании) – казахстанские законы никак не влияют на европейские. Но здесь вступают в права те самые ответные контрмеры, которые красной нитью проходят в принятых поправках. Какие именно это будут антисанкции, сейчас сказать трудно, но, возможно, они будут касаться ранее (скажем в 90-х) подписанных договоров по недропользованию. То есть, если Европа будет арестовывать зарубежные активы (например) Тимура Кулибаева, то Казахстан может разорвать какие-то договора по нефти на Каспии.

Это только предположение, так как вряд ли наши власть не продумали заранее, что скрывается под понятием «контрмеры». Но в таком случае будут включены в игру транснациональные компании, большие лоббисты и теневые политики, а заодно могут всплыть полусекретные договора по Тенгизу, Кармету или другим лакомым кусочкам – впрочем, это отдельная тема для разговора, который возможен уже в ближайшее время – скажем, до конца весны.

С дрогой стороны, о пересмотре международных договоров по недропользованию, а также упомянутых выше евразийско-таможенных пактов оппозиция и гражданские активисты говорят постоянно. В связи с этим появилось мнение, что таким образом Акорда готовится к каким-то действиям по этому направлению, и угроза европарламентских санкций здесь ни при чем – просто так совпало. Конечно, можно было успокоиться и пустить мысли по этому руслу, но сомнений все же больше. Тем более, что обложенная санкциями путинская Россия действовала по тому же сценарию. Правда, для того, чтобы перебороть себя и заставить отказаться от приоритета международных законов на своими Путину понадобилось много лет и всенародное голосование (прошлогодний конституционный референдум), а вот Токаев сделал все легким росчерком пера.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.