Украина создает международную Крымскую платформу
Поддержать

Украина создает международную Крымскую платформу

Украина предлагает новый консультативный и координационный формат — Крымскую платформу для повышения эффективности международного реагирования на продолжающуюся оккупацию Крыма.

Материалы по теме

В 2014 году, нарушив основополагающие принципы Устава ООН и Хельсинского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе, Российская Федерация использовала свои вооруженные силы против Украины и оккупировала часть ее территории.

Оккупация и попытка аннексии Россией суверенной территории Украины — Автономной Республики Крым и города Севастополь представляют собой грубое нарушение норм международного права, вызвав серьезный кризис в международной политике. На европейском континенте появилась новая горячая точка, а Украина и Российская Федерация оказались в состоянии де-факто вооруженного конфликта, в котором уже погибло более 14 тыс. человек, более 40 тыс. получили ранения и более 1,5 млн. людей стали внутренне перемещенными лицами. Российская агрессия привела к расколу между Россией и многими государствами (прежде всего в Европе, Северной Америке, на Дальнем Востоке и в Тихоокеанском регионе) и этот раскол все больше углубляется. Кроме того, был подорван авторитет международных организаций, включая ООН, а усилиям международного сообщества, направленным на укрепление мирового порядка, был нанесен серьезный ущерб.

В региональном измерении, в Черном море и Средиземноморском бассейне появилась новая политическая реальность. Россия значительно нарастила свое военное присутствие в Крыму, разместив там более 30 тыс. военных и активно используя полуостров в качестве базы для своих действий на Ближнем Востоке и в Средиземном море. После 2014 года в Крыму были восстановлены хранилища для хранения ядерного оружия и доставлены бомбардировщики и подводные лодки, пригодные для использования ядерного оружия, что означает превращение полуострова в ядерную военную базу.

Под оккупацией Крым превратился в черную дыру Европы с точки зрения соблюдения прав человека, а именно стал местом распространенных грубых нарушений прав человека и международного гуманитарного права. Насильственное навязывание российского гражданства населению, призыв в ряды российских вооруженных сил более 25 тыс. жителей Крыма, незаконное перемещение гражданских лиц из оккупированной территории, масштабное уничтожение и экспроприация частной собственности, политически мотивированное системное преследование по религиозным и этническим признакам (сейчас на территории Крыма осталось только 7 из ранее 49 действующих приходов Православной церкви Украины и около 80 крымских татар находятся за решеткой по надуманным обвинениям) – все это является повседневной реальностью Крыма. Россия также целенаправленно меняет демографический состав населения Крыма. С начала оккупации с 2014 г. более 46 тысяч жителей Крыма вынуждены были выехать с полуострова, почти 5 тыс. украинских детей-сирот были незаконно перевезены на российскую территорию, более 2,5 тыс. человек были депортированы, 6 тыс. украинских граждан были переведены из мест заключения в Крыму в тюрьмы в России, в то же время, более 170 тыс. граждан РФ переехало в Крым.

Представительный орган крымскотатарского народа — Меджлис, остается под запретом несмотря на решение Международного суда ООН. ФСБ продолжает осуществлять на регулярной основе обыски домов крымских татар, которые сопровождаются задержаниями и допросами.

Ответ на оккупацию и попытку аннексии

Международная политика непризнания попытки аннексии постоянно развивается в ответ на незаконную российскую агрессию. Украина и ее международные партнеры исходят из того, что в результате нарушений международного права не могут возникать юридически легитимные последствия.

 В дополнение к ст. 2 (4) о запрете применения силы Устава ООН, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/25/2625 от 24 октября 1970 года отмечает, что «ни одно территориальное приобретение, вызванное угрозами или применением силы, не должно признаваться законным», а в резолюции A/RES/29/3314 от 14 декабря 1974 года указано, что «ни одно территориальное приобретение или особое преимущество вследствие агрессии не признается или не должно признаваться законным».

Действуя в соответствии с политикой непризнания в рамках общего международного права, 27 марта 2014 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию A/RES/68/262 “Территориальная целостность Украины”, которая призывает государства, международные организации и специализированные учреждения не признавать любое изменение статуса Крыма и города Севастополя и воздерживаться от действий или сделок, которые могут трактоваться как таковые. Призыв к непризнанию попытки аннексии был подтвержден в последующих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН 71/205, 72/190, 73/263, 74/168 по ситуации с правами человека в Крыму и 73/194 и 74/17 о милитаризации Крыма. Парламентские ассамблеи ОБСЕ и Совета Европы, а также Комитет министров Совета Европы приняли ряд соответствующих документов о непризнании попытки аннексии Крыма. В 2014 году Европейский Союз принял политику непризнания незаконной аннексии Крыма и города Севастополя и подтвердил свою приверженность у многих своих документах.

Украина и ее международные партнеры также ввели ряд санкций против Российской Федерации за ее агрессивные действия. Австралия, Албания, Канада, Европейский Союз, Япония, Грузия, Молдова, Черногория, Новая Зеландия, Норвегия, Швейцария, США — все приняли определенные ограничительные меры. Введенные экономические санкции, в частности, способствовали росту как прямых расходов на оккупацию (ежегодно из российского бюджета на поддержку Крыма тратится не менее 3 миллиардов долларов, на строительство моста через Керченский пролив было потрачено не менее 12 миллиардов долларов), так и косвенных расходов, что намного выше с учетом ограничений, наложенных на российские финансовые, банковские, инвестиционные, промышленные сектора.

Угрозы и вызовы сценария статус-кво

Российская Федерация сохраняет свою позицию по Крыму, подчеркивая, “что вопрос является закрытым и решенным”, и категорически отвергает даже идею проведения переговоров по этому вопросу.

Более того, чувствуя безнаказанность за военную агрессию против Украины, военную операцию в Сирии в поддержку режима Башара Асада, а также неоднократные систематические попытки вмешательства в избирательные процессы в иностранных государствах, нынешнее руководство России не проявляет склонности к приведению внешней политики в соответствие с установленными нормами и принципами международного права.

Таким образом, Российская Федерация прилагает все усилия для:

1) подрыва политики непризнания попытки аннексии Крыма и достижения формального признания российского статуса полуострова;

2) усиление своего военного присутствия в Крыму для проекции силы в Азово-Черноморском регионе, Восточной и Юго-Восточной Европе, Средиземноморье;

3) создание и использование инструментов для препятствования свободе судоходства и блокирования торговых путей в Черном и Азовском морях;

4) стимулирование посещение Крыма иностранными гражданами, направлено на создание впечатления о международном признании российского статуса полуострова;

5) создание иллюзии легитимности так называемых “представителей Крыма” путем их участия в международных форумах;

6) использование своего информационного, политического и экономического потенциала и влияния в мире для принуждения Украины к возобновлению поставок воды в Крым.

Для достижения этих целей Кремль активно использует широкий набор инструментов гибридной войны (применяя энергоносители как оружие против отдельных стран и европейской солидарности; используя потоки беженцев с Ближнего Востока как инструмент дестабилизации внутренней ситуации в государствах-членах ЕС; вмешательства в выборы; дезинформационные и манипуляционные кампании; кибератаки на критическую инфраструктуру, государственные и финансовые учреждения; террористические акты и убийства на территории иностранных государств, в том числе с применением запрещенного химического оружия и тому подобное).

В этих обстоятельствах крайне важно разработать более надежную и расширенную систему противодействия российской оккупации и попытке аннексии Крыма.

Крымская платформа

Украина предлагает новый консультативный и координационный формат — Крымскую платформу – с целью повышения эффективности международного реагирования на продолжающуюся оккупацию Крыма, ответы растущим угрозам безопасности, усиления международного давления на Кремль, предотвращения последующих нарушений прав человека и защиты жертв оккупационного режима, а также достижения главной цели — деоккупации Крыма и возвращения его Украине.

Цели Платформы:

  • консолидация политики непризнания попытки аннексии РФ Крыма;
  • усиленный мониторинг имплементации ограничительных мер и их надлежащее выполнение;
  • противодействие милитаризации Крыма и военной экспансии Москвы на Южно-Европейском фланге, что составляет растущие угрозы, в том числе и гибридные, для широкой региональной безопасности: Восточной и Юго-Восточной Европы, Азово-Черноморского региона, Средиземноморья, Ближнего Востока;
  • обеспечить свободу доставки и предотвратить блокировку транспортных коридоров;
  • решение проблем, связанных с оккупацией Крыма: нарушение прав человека, нарушение международного гуманитарного права, экологические угрозы и тому подобное;
  • смягчение неблагоприятного экономического влияния российских действий в регионе на экономику Украины и других стран.

Крымская платформа имеет целью собрать под своей эгидой все тематические мероприятия и инициативы по крымскому вопросу в рамках международных организаций, других международных правительственных и неправительственных форумов.

Деятельность Платформы предполагается осуществлять на всех уровнях:

— глав государств и правительств;

— министров иностранных дел;

— парламентского измерения;

— экспертной сети по вопросам безопасности, внешней политики, экономики, прав человека, правовых вопросов и т. п).

Планируется, что координацию деятельности Платформы и подготовку к заседаниям на высоком уровне будет осуществлять политический/ координационный комитет под руководством МИД Украины. В его состав будут входить представители посольств государств-участников и дипломатических миссий международных организаций в Киеве, которые будут встречаться по принципу ad hoc.

По договоренности государств-участников могут быть созданы дополнительные рабочие группы по практическим вопросам повестки дня платформы, а именно: относительно политики непризнания, санкций, безопасности и свободы судоходства, нарушения прав человека и международного гуманитарного права, экологических угроз и тому подобное. В зависимости от вопроса, такие рабочие группы могут объединять экспертов из столиц (МИД государств-участников или других государственных органов, НПО, исследовательских учреждений), а также представителей посольств в Киеве и МИД Украины.

В случае необходимости могут также использоваться иные способы обмена информацией по отдельным вопросам (например, через Специального представителя МИД Украины по вопросам санкций).

На ближайшую перспективу деятельность платформы может быть сосредоточена на следующих практических проектах:

  1. пересмотр эффективности международной политики непризнания с целью ее дальнейшей кодификации / конкретизации;
  2. анализ эффективности и действенности введенных санкций и ограничений, касающихся временно оккупированного Крыма, с целью выявления и устранения пробелов, позволяющие их обходить;
  3. разработка механизмов быстрого реагирования для обеспечения оперативной и скоординированной ответы государств-участников и международных организаций на нарушение Россией международного права, прав человека и международного гуманитарного права во временно оккупированном Крыму;
  4. основание ежегодного форума по вопросам безопасности Черноморского и Средиземноморского региона как ключевого мероприятия Платформы в сфере безопасности, включая защиту свободы судоходства.

Экспертная сеть будет оказывать информационно-аналитическую поддержку деятельности Платформы и играть активное участие в обеспечении высокого уровня публичности платформы. Сеть будет состоять из украинских и международных экспертов по Крымской проблематике – представителей общественных организаций, аналитических и исследовательских центров, академических учреждений.

Сеть будет организовывать тематические конференции, готовить и публиковать отчеты, предоставлять рекомендации по конкретным аспектам работы платформы.

На 2021 год в Киеве запланировано проведение Саммита для запуска Крымской платформы и принятие декларации, которая определяет видение дальнейшей консолидации крымской политики.

Александр Метелап, атташе по вопросам обороны при Посольстве Украины в Республике Казахстан, генерал-лейтенант




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.