Глобальный террор и возвращение «Талибана»
Поддержать

Глобальный террор и возвращение «Талибана»

Брахма Челани

Афганистан бросает один из первых серьезных вызовов президенту США Джо Байдену. Достигнув соглашения с администрацией Дональда Трампа, которое предусматривало разделение власти в Кабуле и полный вывод войск США к 1 мая, осмелевший «Талибан» активизировал свою кампанию убийств и террористических атак. Политический курс Байдена не только определит судьбу Афганистана, но и скажется на региональной безопасности, глобальной войне с террором и международном положении Америки в момент, когда ее относительный упадок уже нельзя отрицать.

Соединенные Штаты вернулись на стартовые позиции в феврале 2020 года, когда Трамп, стремясь отстраниться и бежать из Афганистана, подписал «мирное» соглашение с тем самым террористическим ополчением, которое США лишили власти, вторгнувшись в страну после террористических атак 11 сентября 2001 года. Заключив фаустовскую сделку за спиной избранного афганского правительства, Трамп сделал талибов легитимными. Наблюдающийся с тех пор всплеск террористического насилия наглядно демонстрирует, насколько неблагоприятной была для Афганистана сделка между США и «Талибаном».

Америке выгоден выход из долгой бесполезной войны, которая обошлась ей в более чем 800 миллиардов долларов и 2218 жизней американских военнослужащих. (Боевая роль США и НАТО в Афганистане фактически закончилась до того, как Трамп вступил в должность, а афганские правительственные силы приняли на себя полную ответственность за безопасность 1 января 2015 года.) Но это никак не оправдывает действия, которые бывший советник Трампа по национальной безопасности Г. Р. Макмастер назвал американским «мюнхенским умиротворением», которое было заключено с «одними из самых ужасных людей на земле».

Фактически, Трамп намеревался передать Афганистан под контроль террористов и их спонсоров в Пакистане, чьи обладающие полной властью в стране военные создали группировку «Талибан», по-прежнему укрывают ее руководство и предоставляют приграничные убежища для ее боевиков. Настоящим бенефициаром этой сделки являются пакистанские военные, поскольку она угрожает превратить Афганистан в слабого, податливого соседа, неспособного противостоять влиянию Пакистана.

И все же после вступления в должность Байден быстро принял сделку Трампа и сохранил Залмая Халилзада на позиции специального представителя США по примирению в Афганистане. Уроженец Афганистана Халилзад наладил тесные связи с талибами, но не смог найти общий язык с афганским правительством. В недавно утекшем проекте мирного предложения администрации Байдена хорошо видно безумное стремление любыми путями добиться урегулирования в Афганистане, чтобы успеть вывести войска до 1 мая.

Предложение строится вокруг замены президента Афганистана Ашрафа Гани новым переходным правительством, в котором талибы займут половину всех должностей. В письме к Гани госсекретарь США Энтони Блинкен призвал его разработать «дорожную карту к новому, инклюзивному правительству» и новую конституцию, добавив, что он просил исламистское правительство Турции провести встречу между афганским правительством и представителями «Талибана» для «доработки мирного соглашения». Повелительный тон письма побудил вице-президента Афганистана Амруллу Салеха заявить, что Афганистан «никогда не примет властные и навязанные условия мира».

Администрация Байдена должна ответить на главный вопрос: как террористическая группа может быть частью правительства, оставаясь при этом приверженной военной победе и восстановлению жестокого теократического правления? «Талибан» хочет закрепить за собой абсолютную власть над Афганистаном, дожидаясь ослабления позиции американцев, что объясняет их медлительность в переговорах о разделении власти с законным афганским правительством.

Поскольку теперь стратегия США находится под угрозой провала, Байден говорит, что «будет трудно уложиться» в срок, установленный на 1 мая, но он «не может представить себе», чтобы американские войска находились в Афганистане в следующем году. Вывод войск США из Афганистана до 2022 года делает сценарий террористического захвата власти весьма вероятным. По сути, талибы воспримут заявление Байдена как очередное подтверждение того, что им нужно просто выждать время еще несколько месяцев перед осадой Кабула.

Дебаты в США о том, сможет ли «Аль-Каида» восстановить базу в Афганистане после ухода Америки или сможет ли «Исламское государство» («ИГИЛ») расширить свое присутствие в этом регионе, игнорируют тот факт, что исламистский терроризм представляет собой самоорганизующееся идеологическое движение, объединяющее разнообразные джихадистские группы и не требующее координации действий. Ополчение «Талибана» может не иметь глобальной миссии, но оно является важным звеном в международном джихадистском движении, которое превращает враждебность к мусульманам-несуннитам в жестокую ярость против всего современного.

Вынудив американцев уйти и захватив Кабул, «Талибан» вдохновит джихадистские группы в других местах на эскалацию своих террористических кампаний. Представление о том, что джихадисты победили самые могущественные вооруженные силы мира, будет способствовать укоренению идеи о необратимом упадке американской глобальной мощи. Проще говоря, талибы, обладающие абсолютной властью в Афганистане, будут представлять большую джихадистскую угрозу свободному миру, чем любая другая группировка, включая «Аль-Каиду» или остатки «ИГИЛ».

Чтобы избежать такого исхода, США необходимо оставить в Афганистане военный резерв и продолжить поддержание правопорядка и обеспечение поддержки афганских вооруженных сил с воздуха, а также оказывать материально-техническую помощь примерно 7000 военнослужащим НАТО и союзников. Сейчас военный контингент США в Афганистане составляет всего 2500 военнослужащих, в то время как в разгар войны их число доходило до 100000. Финансовые издержки и потери Америки резко сократились после сворачивания ее боевой роли – за последние 14 месяцев она не потеряла убитыми ни одного человека.

Байден должен выбрать между полным выводом войск США, что вполне может спровоцировать хаос и подорвать афганское государство, и сохранением там небольшого резерва, который не допустит начала гражданской войны и превращения Афганистана в центр распространения терроризма. Первый вариант, который едва ли поспособствует выходу США из 20-летней войны, грозит сделать их сообщником «Талибана», а оказавшийся под его контролем Афганистан нанесет долгосрочный ущерб интересам США и их друзьям.

Брахма Челани – профессор стратегических исследований Центра политических исследований в Нью-Дели и научный сотрудник Академии Роберта Боша в Берлине, автор девяти книг, в том числе «Азиатский джаггернаут», «Вода: новое поле битвы в Азии» и «Вода, мир и война: противостояние глобальному водному кризису».

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.