Об энергетической и энергичной карьере нового главы «Самрук-Казына» Саткалиева
Поддержать

Об энергетической и энергичной карьере нового главы «Самрук-Казына» Саткалиева

Новый глава Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» – личность загадочная и непубличная, в отличие от всех своих предшественников. Но его нынешняя позиция заставляет с большим вниманием присмотреться к его профессиональным качествам, поискать ответ на логичный вопрос «Чьих будете?». Поэтому мы попытались составить небольшой онлайн-портрет Алмасадама Саткалиева.

«В одну точку»

Трудовая биография Саткалиева, не столь многосторонняя, как у большинства других наших героев – в его случае больше подходит присказка «бьет в одну точку», хотя подолгу на одной должности он не задерживался. Если коротко, то Алмасадам Майданович значительную часть своего резюме посвятил энергетике, да и в «Самрук-Казыне» он человек не пришлый, как некоторые другие его предшественники. Но обо всем по порядку.

Родился наш сегодняшний герой в Алматы в 1970 году в интернациональной, как тогда говорили, семье Майдана Абдугалиевича и Валентины Адамовны. На самой заре независимости, в 1992-ом, он закончил КазНУ им. аль-Фараби, где специализировался на прикладной математике, а затем практически сразу открыл и возглавил ТОО «ТаССат». Чем занималась эта фирма доподлинно не известно, но через пять лет Саткалиев ушел из малого бизнеса прямиком на госслужбу, а точнее – в нацкомпанию. Впоследствии он из них (нацкомпаний) никуда далеко не уходил.

Сначала это было ЗАО «Национальная компания по транспортировке нефти КазТрансОйл», родившееся на свет буквально за несколько месяцев до его появления там – здесь он занимался клирингом и отвечал за проекты. Меньше года понадобилось ему, чтобы стать управляющим директором, а потом и вице-президентом компании (заметим, в 28 лет). Но нефтетрейдингом Алмасадам занимался сравнительно недолго – в самом начале 2001 года он перешел на аналогичную должность в KEGOK, где проработал пять лет, приподнявшись до первого вице-президента. После этого он на полгодика становится директором по управлению электроэнергетическими активами АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук», курируя работу того же «КЕГОКа», а затем (тоже ненадолго) появляется в правительстве Карима Масимова в ранге вице-министра энергетики.

Дальше в трудовой книжке Саткалиева все повторяется иногда с добавлением новых должностей, и в 39 лет он становится-таки президентом АО KEGOK. А затем опять меняет «КЕГОК» на «Самрук», а «Самрук» на «КЕГОК», поэтому повторяться (чтобы не было лишней тавтологии) не станем, заметив, что лишь однажды его резюме было разбавлено должностью заместителя председателя ОЮЛ «KAZENERGY» – целых сто дней на ней проработал. В общем, далеко от ФНБ и энергетики (энергетики руководства, точнее) Алмасадам Майданович не уходил. До прихода на место главы ФНБ он был управляющий директор по управлению активами и приватизации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», и на него было возложена миссия с выгодой продать некоторые активы Фонда.

Чьих будете?

Так уж сложилось, что в Казахстане принято ассоциировать того или иного успешного в бизнесе или политике (а при совмещении и подавно) с каким-то кланом или «агашкой». Человеку, хоть немного знакомому с течениями на казахстанском властном олимпе, глядя на вышеизложенную биографию Алмасадама Саткалиева, легко предположить, что он является человеком Кулибаева. Это так только отчасти.

Есть версия, что изначально нашего героя продвигал другой «агашка», который, впрочем, только на год старше его самого. Возможно, можно даже сказать, что они двигались в паре. Речь идет о Кайрате Бозумбаеве, который, как утверждают злые языки, подтянул к себе ранее знакомого Саткалиева. В первое время они, действительно, двигались вместе, а потом его под покровительство взял Тимур Аскарович.

Причем, это касается не только сферы энергетики, которая по определению была в руках второго зятя первого президента и не обязательно того времени, когда он возглавлял «Самрук-Казына». Бывало Кулибаев сам лично назначал Саткалиева на определенные кресла – в том числе, когда на пост президента «КЕГОКа», но чаще это делалось не так явно – через тестя или подконтрольные структуры. Это касается таких должностей, как член совета директоров тех или иных нацкомпаний, почетный член еще чего-то и руководство какой-нибудь спортивной или около-спортивной федераций – это у нас любят.

Вдали от скандалов

В целом же, как мы отмечали выше, Алмасадам Майданович «бет в одну точку» и это у него, вроде бы, неплохо получается. Даже встречаются заверения, что он очень неплохой руководитель и организатор, хотя чаще всего был на подхвате и вторых ролях. Действительно, светился он довольно редко и его не назовешь публичной фигурой. Вполне возможно, именно этот факт является причиной того, что Саткалиев до сих пор не засветился ни в одном крупном скандале.

Исключением является скандал вокруг Балхашской ТЭЦ – очередной громкой инициативы ФНБ, которая фактически закончилась ничем, то есть провалом. Кроме этого, на взгляд как обывателя, так и придирчивых экспертов, ситуация с энергетикой в стране не заслуживает восхищения и с каждым годом она все более ухудшается. Никаких особых системных улучшений в этом направлении нет, большинство сетей изношено, а все новаторство сводится к текущему ремонту и латанию дыр. Отдельные же достижения никак нельзя назвать системными и преобладающими – это в большей степени исключения, подтверждающие правило. Недавнее повышение тарифов на электроэнергию – в том же ряду. При этом, как мы уже неоднократно писали, модернизацию энергосистемы можно было бы провести за счет снижения потерь и менеджмента, а не за счет населения, и без того оплачивающее «гениальный» менеджмент страны в условиях уже давно неуправляемой инфляции. Не говоря уже о том, что Казахстан явно не справляется с заявленными параметрами по развитию альтернативных источников энергии, никак не перешагивая 1,3-3% от всех энергомощностей. Таким образом, менеджерский талант нашего визави очень легко поставить под сомнение.

Как мы писали ранее, разговоры об уходе Ахметжана Есимова, предшественника Саткалиева, начались еще в прошлом году. Уже тогда энергетик назывался главным претендентом на главу «Самрук-Казына», причем, утверждалось, что Тимур Кулибаев таким образом хочет взять под контроль крупнейшую национальную компанию и контролировать прибыль от нее. Кстати, необходимо напомнить, что на предыдущей позиции Алмасадам Майданович отвечал за широко разрекламированную самим первым президентом приватизацию ряда активов «СамКи». Это должно было неплохо пополнить не только бюджет страны, но и капиталы кого надо. Для того, чтобы понять, кого именно, нужно вновь вернуться к «персональной справке» объекта нашего внимания, и ненадолго заглянуть в его семейное положение.

Дела семейные

Алмасадам Саткалиев является (сравнительно) многодетным отцом – у него трое сыновей, старшему из которых, Асету Майданову, 26 лет, а младшему, Аслану – восемь. Кроме того, что их имена засвечены в качестве аффилированных лиц на сайте «КАСЕ», ничем особенным они не примечательны. Наверное, молодые еще или правильно воспитаны, что тоже не исключается.

А вот про 16-летнююю Анадэль Майданову стоит сказать отдельно. В астанинских курилках и кухнях уже давно говорят, что она является близкой подругой неофициального сына Елбасы – Таумана Нурсултанулы. Они ровесники и дружат с раннего детства и, как поговаривают, в некоторые поездки Нурсултан Абишевич берет не только Таумана, но и Анадэль, а за одно и ее отца. Например, по некоторым слухам, гуляющим по Левобережью, так было с поездкой Назарабева в Абу-Даби. Но, как говорится, имеет право – что не сделаешь для долгожданного наследника, и чисто по-человечески это можно понять. Поэтому мы не будем особо развивать эту тему. Тем более, Елбасы – это не батька, который всюду светит своего внебрачного сына Колю и даже бронежилет на него надевает.

Однако в этой связи становится понятным, в чью пользу должна была пройти приватизация объектов ФНБ «Самрук-Казына». Впрочем, с этим ничего особенного не получилось, чему причиной стал комплекс фактов, начиная с мирового кризиса и заканчивая нестабильностью вокруг «перераспределения богатств» внутри страны. Но это тема совершенно для другого разговора. А пока же можно сказать, что Саткалиева ждет неплохое будущее. В профессиональном плане и карьере. На нынешней должности он может задержаться значительно дольше, чем на другие, тем более, она предполагает стабильный доход даже в условиях экономического кризиса (а иногда даже благодаря ему).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.