Почему сменился Генпрокурор Казахстана?
Поддержать

Почему сменился Генпрокурор Казахстана?

Спустя ровно 5 лет Асхат Даулбаев покинул свой пост. За эти годы Генеральная прокуратура получила немыслимое влияние. Может быть, дело в этом?

Даулбаев Асхат, выпускник Свердловского юридического института, мастер спорта СССР по классической борьбе – классический пример меритократии в правоохранительной системе. Свой путь от рабочего актюбинского облсовета «Динамо» до поста Генерального прокурора, который он занимал  с апреля 2011 по апрель 2016-го, он прошел честно, поработав и «простым» следователем и даже депутатом.

Из информации, почерпнутой в Интернете, вырисовывается вполне осязаемый образ работоспособного и преданного своему делу чиновника, полностью преданного Главе государства и тщательно выполняющего все требования, которые предъявляются к человеку на столь высокой должности.

По словам Даулбаева, граждане, собравшиеся в центре города для празднования 20-летнего юбилея независимости республики, «подверглись нападению группы хулиганствующих лиц»:

«Грубо нарушив общественный порядок, правонарушители напали на полицейских, перевернули новогоднюю елку, разрушили расставленные по случаю праздника юрты и сцену и подожгли полицейский автобус. Группа хулиганствующих лиц стала избивать мирное население и разбивать припаркованные рядом с площадью автомобили»…

(о волнениях в Жанаозене)

Все помнят, чем там все кончилось…

С другой стороны, Асхат Даулбаев немало делал для построения в Казахстане правового государства, отдав часть полномочий прокуратуры судебной системе, но это удивительным образом только укрепило авторитет и влияние Генеральной прокуратуры:

 «С учетом надзорной практики, мы подготовили пакет предложений по реформированию системы госуправления, правосудия, в том числе органов прокуратуры, а также обеспечения принципа верховенства закона, которые поддержаны Национальной комиссией по модернизации… Более того, в целях укрепления правосудия, мы готовы и дальше передавать судебной системе, по мере ее становления, отдельные функции прокуратуры. Это позволит обеспечить в судах баланс между обвинением и защитой… Особое место отводится средствам массовой информации. Государственные органы не должны бояться освещать свою работу. Прозрачность и открытость для СМИ является гарантией от проявлений коррупции и нарушений законности», — заявил Асхат Даулбаев.

Не чурался Генпрокурор  и менее масштабных проблем. Например:

«Я хотел бы обратиться к министерству транспорта и к министерству внутренних дел, мне кажется, в технический регламент можно было бы внести обязательное требование по установлению видеорегистратора и фиксации его на автотранспорте. Тогда это позволило бы, во-первых, элементарно обеспечить фиксацию всех ДТП», — заявил Асхат Даулбаев. — «Если он прав, он себя страхует от необоснованных претензий со стороны суда, со стороны потерпевшей стороны, если таковая имеется. Сегодня инновационные технологии, которые существуют, нужно внедрять», — сказал генеральный прокурор.

Прокурор иногда любил «резать правду-матку», не взирая на лица:

«Сегодня Генеральный прокурор Асхат Даулбаев заявил, что главный город страны занимает первое место по преступности, опережая такие крупные регионы как Карагандинская, Южно-Казахстанская области и даже город Алматы. По словам Даулбаева, столица лидирует по кражам, хулиганству, грабежам и изнасилованию. Количество тяжких преступлений, по данным надзорного органа, возросло почти на 90 процентов…»

Красивым завершающим аккордом деятельности Генпрокурора стали прошедшие выборы: «Генеральный прокурор Казахстана Асхат Даулбаев заявил сегодня в Астане, что грубых нарушений законодательства о выборах прокурорами не зафиксировано. По словам Даулбаева, избирательная кампания в целом протекает «в рамках правового поля». Об этом он заявил в ходе встречи с руководителем штаба миссии наблюдателей от СНГ Евгением Слободой. Даулбаев заявил о готовности генеральной прокуратуры к «конструктивному диалогу» с международными наблюдателями по вопросам, связанным с обеспечением законности в электоральный период, говорится в сообщении, распространенном сегодня генеральной прокуратурой.»

Сменивший Асхата Даулбаева на его посту Жакип Асанов – из того же поколения. Это те, кто застали перестройку и развал СССР уже в достаточно взрослом возрасте. Думается, что память о золотой «уходящей осени социализма», как назвал последние годы эпохи Брежнева один российский публицист,  помогла ему, как и его коллеге, не стать  слишком радикальным в своих мнениях и поступках, а опыт государственной службы дал четкое осознание, что необходимы перемены. Но, как водится в наших властных лесах, перемены должны быть эволюционные, неспешные и тщательно выверенные.

Биография у него проста и безыскусна, как неспешный, но уверенный  взлет авиалайнера.

Асанов Жакип Кажманович родился 17 августа 1963 в г. Кзыл-Орда. Окончил Казахский государственный университет им. С.М.Кирова по специальности «правоведение». Пройдя славный путь от стажера Кзыл-Ординской областной коллегии адвокатов (1985-1986) до должности заместителя Генерального прокурора, он позволял себе и «лирические» отклонения в виде Исполнительного директора Общенационального союза предпринимателей и работодателей «Атамекен» (06.2005-03.2006) и Президент и члена Совета директоров АО «Корпорации «Ордабасы» (20.03.2006-27.08.2007).

Словом — вся жизнь в прокуратуре, и вся жизнь — неустанная борьба с недостатками нашей государственной и правоохранительной системы.

Вот, например, есть у нас Парламент. И в парламенте, как все знают, есть лоббисты. Но они тайные, и действуют скрытно. А почему тогда у нас нет закона о лоббистах?

«Коль мы говорим о том, что лоббистская деятельность должна быть некоммерческой, то какие могут быть отчеты? А значит, и штрафные санкции здесь абсолютно не уместны. Наша республика утверждает себя светским, правовым, социальным государством, деятельность которого осуществляется демократическими методами. Их реализация предполагает обратную связь с населением, изучение общественного мнения.

Конституция запрещает незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений. Необходимы не административные санкции, а партнерские отношения. Неправительственные организации, отстаивающие права социально уязвимых групп населения, осуществляющие мониторинг пенитенциарных учреждений, ратующие за благоприятную окружающую среду и другие важные для общества вопросы, вправе донести свое мнение до тех, кто пишет и принимает законы.»

(о лоббистской деятельности в Парламенте Казахстана)

Генеральная прокуратура предлагает узаконить конфискацию собственности организаций, признанных судом экстремистскими или террористическими. Действительно: хвост рубим, а он отрастает! Потому что деньги остаются у бандитов целыми…

«Закон дает возможность того, чтобы судебные решения по делам, связанным с экстремизмом и терроризмом, немедленно вступали в силу. Кроме того, раньше, если организация признана экстремистской или террористической, то государственные органы не могли ставить перед судами вопрос о конфискации имущества этих организаций. Таких случаев много, когда организация признана, но так как не могут осуществить конфискацию, она продолжала работать под другим наименованием. Теперь, если суд принимает решение признать организацию экстремистской или террористической, то одновременно решается вопрос о возможности конфискации имущества», – подчеркнул заместитель Генерального прокурора Республики Казахстан Жакип Асанов.

Немало Жакип Асанов попортил крови и нерадивым полицейским и чиновникам…

«Прокуроры выявили 1 238 фактов неуплаты штрафов госорганами на 11,5 млн в Астане, Алматы, ЮКО и Кызылординской области. Их допустили служебные автомашины. Поскольку транспорт принадлежит госструктурам, то и предписания об уплате штрафов направлены им», — сообщил Жакип Асанов.

«Мы внесли акты надзора, чтобы эти учреждения погасили штрафы за счет водителей. Но такие разовые действия проблему не снимут. Поэтому в плане мероприятий предлагаем издать акты на уровне правительства и акиматов, чтобы в каждой госструктуре был ответственный за взыскание штрафов и введена отчетность по ним», — отметил Асанов.

Но Жакип Асанов – не тот человек, который видит соломинку в глазе у другого, а своих недостатков не замечает. В вопросах самосовершенствования прокуроров он доходит до поистине философских обобщений, приводя яркие примеры из жизни…

«Наверное, каждый из вас знаком с маркой машины Toyota. В чем секрет ее популярности? Японцы называют ее «кайдзен». Это означает постоянное стремление к совершенству. Сотрудники компании Toyota ежегодно вносят около 1,5 млн предложений и 95% из них принимаются топ-менеджментом компании. Как итог – Toyota один из мировых лидеров и конкурировать с ней очень сложно», — сказал Ж. Асанов. — Точно также госслужащим нужно шлифовать себя день за днем, год за годом. Это бесконечный процесс. Кто скажет, что он знает все и ему не нужно никуда расти – тот, скорее всего, остановился в своем развитии», — добавил он на одном из прокурорских совещаний.

Он рекомендовал всем присутствовавшим активнее вовлекаться в учебный процесс на семинаре.

«В Китае говорят: самое лучшее обучение – это обучение непосредственно у учителя. Следуя этому принципу, мы пригласили для чтения лекций лучших экспертов, а также опытных сотрудников центрального аппарата. С другой стороны, усилий со стороны преподавателей будет недостаточно, если каждый из вас не проявит должного внимания и усердия. Как говорится, без движения нет роста и нет развития без обучения. Чтобы быть востребованным и конкурентоспособным, нужно постоянно точить себя, и эти курсы хорошая для этого возможность», — сказал Ж. Асанов.

«Список коррупционеров Казахстана ежегодно пополняется на три тысячи человек. Сейчас в базе Комитета по правовой статистике и специальным учетам, наказанных за подобные деяния — 50 тысяч. Об этом сообщил заместитель Генерального прокурора Жакип Асанов на обсуждении нового законопроекта «О доступе к информации».

 «Вот именно, что закрытость, отгороженность их работы спровоцировало у них такое поведение. Часть просто попались на крючок. Если бы их действия были открыты, под контролем общества, то они и не подумали бы идти на эти нарушения. А в закрытости искушений много, поэтому если мы примем этот закон, то убережем и спасем многих. И это только одно из многих преимуществ».

Но стеклянные стены, прозрачные для общества, которые помогут спасти нравственное здоровье чиновного корпуса – не единственный  инструмент в арсенале нового Генерального прокурора.

«В Казахстане планируется ввести балльную систему оценки деятельности правоохранительных органов с присуждением разряда эффективности. Об этом в кулуарах международной научно-практической конференции «Доступ к информации и общественное участие как фактор обеспечения прозрачности и эффективности деятельности госорганов» сообщил заместитель генерального прокурора РК Жакип Асанов.

«Конечно, должно быть стимулирование. Каждый сотрудник, кто хорошо работает, должен получать достойную отплату за свой труд. Мы сейчас докладываем в Парламенте законопроект о правоохранительной службе, так эти подходы закладываются. Чем лучше ты работаешь, чем эффективней, тем, разряд у тебя будет выше. А эти разряды будут утверждены главой государства. Будет балльная система, и сейчас мы над этим думаем. Плюс, в рамках закона о госслужбе, будет проработан этот вопрос», — сообщил Жакип Асанов. — На мой взгляд надо обращать внимание не сколько на выявление, а сколько на профилактику. Мы должны создать такую атмосферу, чтобы никому не приходили в голову плохие мысли. Я уже говорил, что одним из искушений является закрытость госорганов. Закон о доступе к информации, в первую очередь, изменит психологию чиновников, сотрудников правоохранительных органов и других. Мы начнем, наконец-то, понимать, что наша задача — служение обществу», — добавил Асанов.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.