Молодая гвардия
Поддержать

Молодая гвардия

Последние громкие перестановки во властном Олимпе выявили одну интересную тенденцию – президент все чаще меняет представителей старой гвардии, которая с трудом справляется с возникшими вызовами – на молодых людей, получивших образование на Западе по системе «Болашак». Последние уже довольно активно представлены во власти, но смогли ли они привнести в государственное управление что-то кардинально иное, чем представители старой гвардии?

Очевидно, что самой значимой рокировкой в связи с земельным вопросом стала смена Ерболата Досаева на Куандыка Бишимбаева на посту министра национальной экономики. И хотя в Интернете шутили, что вот теперь и пришел настоящий «Куандык казахстанской экономики», но само назначение действительно знаковое. Отныне Бишимбаев, вместе с действующим акимом Алматы Бауыржаном Байбеком – главные болашаковцы во властной иерархии.

Сумма не меняется

Поэтому главный вопрос: готовы ли эти молодые управленцы что-то реально менять, а не плыть по течению и копировать схему действий старших коллег? Ведь помимо Бауыржана Байбека и Куандыка Бишимбаева в системе власти представлены и другие молодые управленцы, такие как аким Западно-Казахстанской области Алтай Кульгинов, аким Шымкента Габидулла Абрахимов, руководитель совета Ассоциации финансистов Казахстана Магжан Ауэзов и многие другие

Политолог Султанбек Султангалиев считает, что новые назначения в правительстве стали подтверждением уже определившегося курса президента в кадровой политике, а именно: опора на молодых управленцев – «болашаковцев». Эксперт считает, что в отношении своих старых соратников президент никогда и не питал каких то особых иллюзий. Смена прежних чиновников на новых призвана снизить протестные настроения и дать надежду на скорые перемены, заметил он.

«На мой взгляд, подобные назначения не смогут привести к каким-либо положительным сдвигам принципиального характера. Я бы провел аналогию с косметическим ремонтом фасада здания в то время, когда само здание, от фундамента до крыши, нуждается в серьезном капитальном ремонте. Замечу, что заграничные дипломы «болашаковцев» еще не гарантируют того, что они могут быть эффективными управленцами. Сакральные жертвы, в виде отставок министров Ерболата Досаева и Асылжана Мамытбекова, конечно же, смогут на время успокоить недовольных, но это краткосрочный эффект. Дело ведь не в персоналиях министров, а в самой системе управления, которая на протяжении долгих лет демонстрирует явный кризис. Несмотря на попытки что либо изменить в положительную сторону, ничего не изменится до тех пор, пока не будет проведена качественная и масштабная политическая реформа. То есть, пока не будет пересмотрен устоявшийся формат отношений между властью и обществом», — сказал политолог.

Их время пришло

Предприниматель, экс вице-министр сельского хозяйства Марат Толибаев считает, что в последних назначениях на высокие посты «болашаковцев» нет ничего необычного. Это естественно, так как подошел их возраст. Первые выпускники зарубежных ВУЗов уже достигли 35-40 лет. Это хороший возраст для занятия довольно высоких государственных должностей. Он сказал, что не стоит их считать неопытными управленцами. Все последние назначения связаны с молодыми людьми, прошедшими большой карьерный путь с низших должностей в государственных и квазигосударственных организациях. Например, Бауыржан Байбек работал в Министерстве иностранных дел, в Администрации президента; Куандык Бишимбаев работал в министерствах, в нацкомпаниях; Габидолла Абдрахимов работал в Администрации президента, в министерствах и агентствах Республики Казахстан, напомнил предприниматель.

«Назначение молодых управленцев не считаю проявлением недоверия президентом к «старой гвардии». Сейчас в правительстве и в регионах представлены несколько поколений управленцев. Уже трудно выделить «старую» гвардию, «среднюю» или «молодую». За 25 лет независимости каждое новое поколение частично входило в управленческую элиту, поэтому сейчас в ней представлены все возраста. Что я думаю об отставке Досаева и Мамытбекова? Думаю, что ими пожертвовали, чтобы остудить толпу. Всем понятно, что идея продажи земли казахстанским крестьянам и сдачи ее в аренду иностранцам на более длительный срок – это не их собственная идея. Такое решение назревало, и было логическим продолжением внедрения рыночных отношений в экономику вообще, и в сельское хозяйство – в частности. Такой позиции придерживается президент и вся его команда — правительство, акимы. Во всяком случае, официально. Почему же именно эти два министра поплатились должностями? Наверное, выбор именно их в качестве «жертв» можно понять. Они отвечают за экономические реформы и за развитие сельского хозяйства. Однако все понимают, что их отставкой и мораторием на продажу земли на год вопрос принципиально не решился. Через год придется снова прийти к нему», — подчеркнул Марат Толибаев.

Отпрыски «старой элиты»

Директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева говорит, что в нынешней системе управления должность министра — это формальный пост, сами по себе министры не играют определяющей роли. Более того, последние события все больше позволяют заключить, что эта должность — позиция зависимая и нестабильная. Сами министры напоминают «универсальных солдатиков», которые готовы работать везде и повсюду, куда направит президент. И особенно под эту характеристику в большей степени подходят первые выпускники — «болашаковцы», считает она. И в силу того, что уже давно кадровое обновление не сопровождается содержательным обновлением, от новых министров или «болашаковцев» никто не требует содержания, заметила политолог.

«Ведь никто борьбу внутри элиты за власть не отменял, соответственно, думаю, что они — лишь инструмент тех сил, которые их продвигают, зная о слабости президента к запущенной им программе «Болашак». Не стоит забывать и тот момент, что первое поколение «болашаковцев» — это отпрыски «старой элиты», то есть они попали под эту программу не благодаря огромному уму и знаниям, а потому что принадлежали к гвардии, которая сейчас воспринимается как «старая»… Согласна с мнением экспертов, которые считают Ерболата Досаева серьезным специалистом в своей области. Как ни крути — умные люди в правительстве нужны. Но в такие «жертвы» никто не верит, все прекрасно понимают, что он оказался не на том месте, не в то время… Ведь ясно, что в стране все решения принимает президент, он ключевой игрок и центр силы, но возник вакуум аргументов по объяснению этого решения народу. На мой взгляд, именно этот вакуум закрывается сейчас сменой отдельных звеньев, переводом внимания на другие технические вопросы. В действительности, конечно, вся команда должна пойти в отставку. На мой взгляд, дает сбои «концепция» или идея, которая лежит в основе принятия решений властью – «идея неуязвимости». Согласно их пониманию, в политической системе нет другой силы, которая могла бы противостоять ей и ее решениям, побороться с ней. Потому общество примет все, что предложит власть, отсюда и идея аренды земли. Вероятно, решили, что пора использовать «молодых болашаковцев» в продвижении своих целей», — сказала она.

«Пластичное» поколение

Доцент Евразийского Национального университета имени Льва Гумилева Жаксылык Сабитов считает, что сейчас мы становимся свидетелями такого процесса как эволюционная смена элит. Здесь нет желания сгладить общественное недовольство, путем «выдачи шанса» молодым «болашаковцам», потому что рано или поздно такие назначения начались бы. И Бауыржан Байбек и Куандык Бишимбаев — это «первые ласточки». В дальнейшем количество «болашаковцев» на высоких политических позициях будет расти, убежден эксперт.

«По моему мнению, это позитивный тренд, по нескольким причинам. В среднем образование на Западе гораздо более качественно, чем в самом Казахстане, хотя встречаются и редкие исключения. Поэтому мы можем предположить, что в профессиональном плане «болашаковцы» в будут более квалифицированы, чем чиновники, окончившие только местные ВУЗы. Далее — получение образование происходит в основном в «пластичном» возрасте, до 25 лет, когда происходят процессы социализации и формирования ценностных ориентиров. Во многом эти процессы зависят от среды. С этой точки зрения, большинство «болашаковцев», по идее, должны иметь более либеральные ценности, чем остальные чиновники. В-третьих, нобелевский лауреат Гари Бэккер доказал, что инвестиции в человеческий капитал дают гораздо большую отдачу, чем инвестиции в другие отрасли экономики. Но при этом, инвестиции в человеческий капитал имеют более долгие сроки по извлечению прибыли. С этой точки зрения, программу «Болашак» надо рассматривать как инвестиции в человеческий капитал, которые, в долгосрочной перспективе, помогут повысить качество государственных услуг и провести необходимые институциональные реформы в нашем государстве. Кадровые решения последнего времени, по моему мнению, говорят о нацеленности на модернизацию со стороны лиц, принимающих политические решения. А символические «жертвы», в виде отставок некоторых министров, по моему мнению, хороший сигнал о том, что власть настроена на диалог и чувствует обратную связь с народом, что хорошо для устойчивости политической системы в целом», — заключил Жаксылык Сабитов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.