Бакытжан Базарбек: «Кто сказал, что иностранцам вообще интересна наша земля?»
Поддержать

Бакытжан Базарбек: «Кто сказал, что иностранцам вообще интересна наша земля?»

Споры вокруг земельного вопроса продолжаются, о чем свидетельствуют события, произошедшие 21 мая. Власти говорят об эффективности работы земельной комиссии, прошло уже два заседания, где звучали разные точки зрения – как решить проблему. Между тем острота земельного вопроса остается, но если отбросить эмоциональную составляющую и обратиться сугубо к фактам и прагматике, то вопрос аренды земли иностранными гражданами и новые поправки в Земельный кодекс не буду казаться столь однозначными.

Мы попросили рассказать подробности предлагаемых изменений в земельное законодательство и прояснить нюансы аренды сельхозугодий иностранцами в Казахстане юриста, эксперта земельного и экологического права, эксперта Всемирной комиссии экологического права IUCN, старшего преподавателя Университета «Туран-Астана» Бакытжана Базарбека

— Бакытжан, сейчас много говорится о системе аукционов на земли. Как они будут проходить? Насколько нам известно, есть различия в британском и голландском подходе, по какому пути намерен пойти Казахстан?

Относительно готовности государства к проведению аукционов. Думаю, нужно тщательно провести правовую экспертизу подзаконных актов, регламентирующих организацию и проведения аукционов. Нужно дополнительно определить перечень ограничений по аффилированности негосударственных юридических лиц, участвующих на аукционных торгах. У населения не должно быть поводов усомниться в закономерности планируемых торгов, на все юридические вопросы должны быть даны исчерпывающие ответы. Что касается отличия в методологии торгов, то, согласно Правилам проведения аукционов, различаются английские и голландские методы торгов. Английский метод отличается нарастанием цены за земельный участок, или права аренды на землю после каждого предложения. Голландский метод, наоборот, основан на убывание цены. Использование этих методов, мировая практика и выбор в пользу того или иного метода должен быть сделан исходя из того, какие цели преследуются государством при проведении торгов и аукционов.

— Много фобий относительно аренды земли иностранными гражданами. А насколько сами казахстанцы активны в этом вопросе? Берут ли они в аренду земли сельхозназначения?

— То, что 99% земель сельскохозяйственного назначения находятся во временном возмездном землепользовании, говорит об абсолютной популярности аренды земли у нас в стране. К сожалению, это не повод для радости. Мы потеряли главные ориентиры земельной реформы – это введение частной собственности на землю. Арендаторы до сих пор были рады оплачивать незначительную плату за землю и спать спокойно. Им было невыгодно выкупать землю в собственность, по полной кадастровой стоимости. К тому же, в связи с несовершенством механизма изъятия, они не напрягали себя рациональным и эффективным использованием всей площади арендуемых земель. Это и не нужно было земельной инспекции, в результате этого региональная коррупциогенность этих служб, некомпетентность, вкупе с массовым характером небрежного отношения арендаторов к земле, привели к тому, что, многие сельскохозяйственные угодья практически не использовались, либо использовались с нарушениями. О каком успехе можно говорить, если за годы независимости мы не смогли привить собственнику сельскохозяйственных земель и землепользователю психологию ответственного владельца и хозяина земли! У нас до сих пор среди землепользователей преобладает психология – моя земля, что хочу то и делаю. Сейчас же новыми поправками в Земельный кодекс мы существенно увеличиваем размер арендной платы. Этим мы заставляем арендаторов бережно относится к каждому сантиметру земли, и стимулируем быстрее перейти к частной форме собственности. Думаю, нет, наверное, тех, которые не работая на земле, будут оплачивать аренду. Даже если и есть такие, то, думаю, время «беззаботной жизни» в сельском хозяйстве уже позади.

— Но вот сейчас объявлен мораторий на внесение поправок в наиболее дискуссионные нормы Земельного кодекса. Как оцениваете такое решение?

— Я об этих рисках говорил еще полгода тому назад. Я повторюсь: идея правительства по поправкам в Земельный кодекс является большим подарком для сельскохозяйственных землепользователей. Но аукционы мы должны провести после того, как приведем в порядок земельное законодательство в части проведения аукционов. Думаю, если обновленный парламент хорошо поработает, совместно с уполномоченным органом, то в следующем году можно реализовать эти планы. На данный момент введение моратория является самым лучшим выходом из ситуации.

— Граждане боятся, что иностранцы могут сначала арендовать земли, а потом их выкупить. Это возможно?

— Действующий Земельный кодекс предусмотрел достаточно возможностей возврата арендуемых иностранцами земель. Так, статьей 82 Земельного кодекса договор аренды может быть прекращен досрочно. При этом мы должны понимать, что право аренды иностранцами ограничены сроками, они лишены права собственности, права постоянного землепользования, или иного бессрочного пользования сельскохозяйственной землей. И после истечения сроков аренды они должны вернуть землю государству. Хотел бы, чтобы меня услышали: статьями 24,37,97 Земельного кодекса мы иностранцев просто лишили возможностей на любые попытки получить землю в собственность.

— А сейчас иностранцы активно арендуют казахстанские земли? И какую роль в этом процессе играют граждане Китая?

— В аренде у иностранцев и иностранных юридических лиц всего 313 тыс. га сельскохозяйственных земель — это что, много? В аренде у пресловутых китайцев вообще 4 тыс.га! Разве это угроза национальной безопасности!? Я скажу больше, многим это не понравится, но большая угроза для сельскохозяйственных земель — это наши соотечественники, которые, как показал опыт, не умеют должным образом ухаживать за своей землей. И кроме того — кто сказал, что для иностранцев вообще интересна наша земля?! У нас рискованно вести сельское хозяйство. Сложный климат, сухая почва, постоянные ветра, опустынивание — это еще не весь перечень «радостей», с которыми может столкнуться иностранец. У нас туго с каналами, с оросительными системами, дорогами, иностранец — то будет на такие вещи смотреть… А к нашим патриотам хотел бы обратиться: ваш патриотизм был бы убедителен, если бы вы вложили свои кровные в родную землю отчизны…

— Это, правда, что аренда земель иностранцами может поддержать экономику Казахстана в условиях кризиса?

— Какой риск может идти от иностранцев, вообще не понимаю? Иностранные граждане и иностранные юридические лица приходят к нам с капиталом. А это могло быть освоение земель, которые ранее пустовали. Помимо этого, там много других положительных вещей, о которых мы забываем. Это и снижение безработицы, это и увеличение налогооблагаемой базы, конкуренция среди товаропроизводителей, продовольственная безопасность, экологически чистая сельскохозяйственная продукция. В конце концов, самое важное, для чего все это делается — у земли будет ответственный и заинтересованный землепользователь. При этом, арендные платежи, которые могут поступать от иностранцев, не основная цель законопроекта. Деньги здесь, если играют какую-то роль, то вспомогательную.

— Когда такая реакция, непонимание очевидных выгод – придут ли после этого иностранные арендаторы?

— Я в это не верю. Самые лучшие по качеству земли разобрали. Наши земли должны, по логике вещей, быть интересны нашим гражданам и нашим юридическим лицам. Массового притока желающих взять земли в аренду иностранцев нет, если и будут они вкладывать, то не в ближайшее время. Вообще, склоняюсь к тому, что они будут долго изучать наш рынок, инфраструктуру, конкуренцию в нем, потребительский спрос на сельхозпродукцию и рынок сбыта. Если увидим мы с вами какой либо инвестиционный проект, то это будет в форме СП, либо хозяйство с ограниченной долей иностранного участия в предприятии. Они умеют считать деньги, и поверьте, сделают все возможное, чтобы предупредить все риски. А рисков очень и очень много.

— Что вы думаете о приватизации земель сельхозназначения? Это выход из ситуации? Нужна ли она?

— Обязательно нужна. Мы формируем истинного хозяина земли, который бережно будет относиться к почве и плодородию. Вместе с тем, чем больше наших граждан воспользуются этими льготами и выкупят земли, тем лучше государству. Государство до сих пор всеми силами пыталось разбудить сельское хозяйство. Сколько государственных программ поддержки приняты! Не могу говорить об их эффективности, но приватизация напрашивается, и это самое лучшее, что могло было быть придумано. Вот посмотрите: земля обретает ответственного хозяина, над ним не довлеет сумма выкупа, так как земля становится доступной для всех, без преувеличения. Это развивает сельскую конкуренцию, в селах развивается предпринимательство, рынок насыщается собственной сельхозпродукцией, местные бюджеты пополняются налогами, частично решается вопрос с сельской безработицей. Да и поправками мы не всех запускаем на сельскохозяйственный рынок, мы устанавливаем четкие критерии по знаниям и квалификации, опыту, материальному оснащению для потенциальных участников аукционов. Что касается минусов. Думаю, одной приватизации не будет достаточно для того, чтобы одновременно поднять сельское хозяйство и, с другой стороны, обеспечить рациональное использование земель. В Земельном кодексе выделяется принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения, а на деле он ничем не подкреплен. Почему бы на освоение сельхозземель смотреть не с позиции всевозможных санкций, а с позиции поддержки сельхозсубъектов? В частности, путем внедрения механизмов экономического стимулирования землепользования.

— Как опустынивание земель отражается на сельском хозяйстве в Казахстане, насколько сильно это отражается на экономической привлекательности агросектора?

— Повторюсь: сельское хозяйство у нас в стране — весьма рискованный вид деятельности. Всевозможные экологические факторы, такие как выветривание плодородного гумуса земли, опустынивание земель и резкие температурные перепады отталкивают инвестиции и превращают плодородные угодья в непригодные. Казахстан присоединился к Международной конвенции по борьбе с опустыниванием, и эта проблема в ближайшие десятилетия станет основной экологической проблемой нашего сельского хозяйства. Около 70% территории Казахстана, более 190 млн. га, подвержены в той или иной мере опустыниванию, и эта статистика, как и тенденция, будет только нарастать. У нас приняли Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, но эти Правила вообще не учитывают экологический фактор опустынивания при осуществлении землепользования. На этот вопрос не отвечает ни Земельный кодекс Республики Казахстан, ни иные подзаконные нормативные акты. Складывается такое чувство, что этого либо у нас не знают, либо знают, но не хотят прописать эти вопросы в законодательстве. Если мы не исправим ситуацию, связанную с опустыниванием земель, мы можем оказаться совсем в других условиях жизни, когда уже вопрос об аренде земли иностранцами в принципе не будет стоять.

— Могли бы вы детально разъяснить все положения предлагаемых государством изменений в Земельный кодекс, очертить плюсы и минусы?

— Какие минусы! Это «подарок» от государства сельчанам, которые доселе не ощущали таких благ. Во-первых, вы, как арендатор, можете купить арендуемую землю, оплачивая всего лишь 50% от кадастровой стоимости, остальные 50 % государство списывает! При этом, эти 50% вы можете не оплачивать сразу, а равномерно распределить эту сумму на 10 лет! Во-вторых, вы, как и раньше, можете не менять целевое назначение земли, если решили на ней построить строение, скажем, птицефабрику или рыбный цех. В-третьих, право аренды можно отчуждать и закладывать в банки. Ну, и конечно, в-четвертых, исключается изъятие неиспользуемых земель, находящихся в частной собственности, где ставки земельного налога, увеличиваются в десять раз. Вернее, один минус я вижу. Уж больно запоздали мы с этими поправками, очень запоздали.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.