ОЭСР: Комплексный страновой обзор Казахстана. Предварительная оценка. Часть 1.
Поддержать

ОЭСР: Комплексный страновой обзор Казахстана. Предварительная оценка. Часть 1.

Благосостояние народа, экономический рост, конкурентоспособность, система госуправления

Проблема честности и добропорядочности государственных служащих, разросшаяся коррупция, система образования, которой до сих пор не удавалось подготовить достаточное количество квалифицированных специалистов – все это и многое другое в отчете Организации экономического сотрудничества и развития по Казахстану. На днях была опубликована первая часть Комплексного странового обзора Казахстана (КСО). Первая часть обзора, которую публикует мультимедийный портал Exclusive, представляет собой выявление и анализ препятствий на пути к устойчивому и равноправному росту.

Перед вами первый доклад, подготовленный в рамках Комплексного странового обзора Казахстана. Задача данной инициативы заключается в том, чтобы оказать Казахстану содействие в достижении целей социально-экономического развития и улучшении благосостояния народа. Комплексный страновой обзор проводится в три этапа, по итогам каждого из которых составляется доклад. Целью первого доклада является определение факторов, препятствующих устойчивому и сбалансированному экономическому развитию, а также росту благосостояния граждан.

На следующем этапе будут более тщательно изучены основные выявленные препятствия и сформулированы рекомендации, которые можно отразить в стратегии развития Казахстана. Третий и последний этап предусматривает оказание поддержки в реализации предложенных рекомендаций.

В данной работе показатели Казахстана сравниваются с двумя основными ориентирами. Первый представляет собой группу отобранных по согласованию с Казахстаном государств со схожей экономической структурой, ресурсообеспеченностью и историей развития. Второй ориентир является результатом синтетического анализа и демонстрирует, каких результатов могла бы достичь среднестатистическая страна с уровнем дохода на душу населения, как в Казахстане.

Начало документа представлено описанием основных результатов проведенного анализа и наиболее серьезных проблем, которые удалось выявить авторам. За характеристикой экономических преобразований, имевших место с момента получения страной независимости, следуют четыре тематические главы, в которых рассматривается благосостояние народа, экономический рост, конкурентоспособность и система государственного управления в Казахстане.

После обзора ключевых факторов, формирующих перспективы будущего роста, в докладе говорится о первоочередных проблемах, которым будет уделено особое внимание на втором этапе КСО.

Краткое резюме

Экономика и общество Казахстана претерпели серьезные перемены с момента объявления независимости в 1991 году. Переходный период принес нестабильность и спад: к 1995 году реальный валовой внутренний продукт (ВВП) упал на 31%, инфляция достигла рекордной отметки, а 1.6 млн людей в 90-ые годы прошлого века остались без работы.

Темпы роста Казахстана с 2000 года производят впечатление, достигая, в среднем, около 8% в год в реальном выражении и способствуя созданию 2,3 млн новых рабочих мест. Период после обретения независимости ознаменовался серьезными социальными преобразованиями, которые выразились в интенсивной миграции в 90-ые годы и развитии социальной политики. В 2012 году Казахстан поставил перед собой цель войти в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году.

В связи с этим, в стратегии «Казахстан-2050» определяются приоритеты экономического, социального и политического развития на среднесрочную перспективу. Это первый доклад, подготовленный в рамках комплексного странового обзора Казахстана. В нем описываются движущие силы развития в Казахстане, а также производится попытка определить факторы, ограничивающие устойчивый и сбалансированный экономический рост и повышение благосостояния граждан.

Основные выводы

После резкого падения в первые годы независимости, уровень жизни стал постепенно повышаться, хотя некоторые нефинансовые показатели все еще ниже среднего. Материальное положение заметно улучшилось, а уровень бедности значительно снизился благодаря росту доходов и созданию штатных рабочих мест, при этом уровень неравенства остался низким. В тех аспектах благосостояния, где государственные услуги играют важную роль, Казахстан показывает хорошие результаты по количественным параметрам, но уступает по качеству и эффективности. Например, начальное образование является практически всеобщим, однако средний уровень качества и итоги обучения, по-прежнему, ниже среднего. Кроме того, сфера здравоохранения все еще показывает неудовлетворительные результаты по ожидаемой продолжительности жизни, уровню смертности и распространенности основных инфекционных заболеваний. Добывающая промышленность играет важную роль в экономике Казахстана, формируя 16% ВВП.

В 2000-2005 годах нефтегазовая отрасль обеспечивала половину прироста реального ВВП, и она, по-прежнему, оказывает сильное влияние на экономику. На нефтегазовый сектор приходится около 30% ВВП, почти треть бюджетных доходов и примерно две трети экспорта. Осмотрительное управление потоком нефтегазовых доходов позволило избежать главных симптомов голландской болезни. Основная часть государственных нефтяных доходов направляется в Национальный фонд, при этом отчисления в республиканский бюджет и ассигнования в обратном направлении носят ограниченный характер. Тем не менее, крупные нефтяные потоки поставили под угрозу макроэкономическую и финансовую стабильность, посредством обширной девальвации курса валюты и нестабильности банковского сектора.

Из-за географического положения и зависимости от природных ресурсов Казахстан подвержен внешним потрясениям. Сильное воздействие на экономику оказывают колебания цен на сырьевые товары, ситуация в странах, являющихся основными торговыми партнерами (по степени важности: Европейский союз, Китай и Россия) и напряженная геополитическая обстановка.

Отсутствие выхода к морю обуславливает зависимость эффективности логистической сети от соседних государств. Взаимоотношения с Российской Федерацией, которые всегда были прочными, еще более окрепли с созданием Евразийского экономического союза в январе 2015 года. Источники роста в несырьевом секторе экономики используются не в полной мере. Доля рабочей силы в общей численности населения, достигающая почти 80%, и низкий уровень безработицы, составляющий всего лишь 4%, указывают на ограниченные возможности активизации трудовых ресурсов.

Однако производительность можно повысить, если перевести трудовые ресурсы в более продуктивные отрасли экономики, особенно из сельского хозяйства (на долю которого приходится 24% занятого населения и только 5% ВВП). Помимо этого, есть возможность увеличить приток инвестиций, которые на сегодняшний день составляют 23% ВВП, отставая от сопоставимых государств.

Страна добилась скромных успехов в диверсификации экономики, столкнувшись с многочисленными препятствиями. С 2011 года уровень занятости и производительности труда в обрабатывающей промышленности и сфере наукоемких услуг повысился, но все еще остается низким. Структура рынка ограничивает конкуренцию.

Кроме того, Казахстану необходимо ослабить нормативно-правовую нагрузку и улучшить деловой климат. Основные препятствия для развития Зависимость от полезных ископаемых делает экономику уязвимой перед угрозой внешних рисков и может сдерживать рост несырьевого сектора в будущем.

Сырьевые доходы открывают перед страной много возможностей. Однако значимость сырьевого сектора привела к формированию такой структуры экономики, которая не способствует развитию других отраслей. Сосредоточение экономического влияния в руках государства и небольшой группы частных игроков сдерживает приток инвестиций и динамику экономического развития. На долю государственных предприятий и бюджетных структур, по-прежнему, приходится от 30% до 40% ВВП.

Сочетание строгого государственного контроля над ценами на некоторых рынках, возможность государственной интервенции и ограниченная конкурентоспособность искажает ценовые сигналы и сдерживает возможности для выхода на новые рынки сбыта и развития инноваций.

Осуществление программы приватизации и принятие в 2015 году законодательства должно ограничить потенциальные сферы вмешательства государственных предприятий. Финансовый сектор, по-прежнему, слаб и недостаточно развит. Доля просроченных займов в общем кредитном портфеле составляла 26% в декабре 2014 года, однако уже в июне 2015 года упала до 10%. Банки являются основным внешним источником финансирования для предприятий, при этом кредитование частного сектора все еще слабо развито. Финансовый сектор работает в относительно сложной среде, которая характеризуется слабым верховенством права, долларизацией и, до последнего времени, напряженным режимом валютного курса.

Экологическое регулирование осуществляется недостаточно эффективно, чтобы исправить исторически сложившуюся практику чрезмерного использования природных богатств. В свою очередь, это сказывается на экологическом благосостоянии страны. Экономику в текущем состоянии отличает высокая энергоемкость и большой объем выбросов парниковых газов. Негативные экологические последствия вызывают серьезные опасения. Это связано не только с ценностью, которую несет в себе окружающая среда, но и с угрозой, которой подвергается текущая модель экономического развития.

Разросшаяся коррупция препятствует ведению бизнеса в стране и подрывает принципы меритократии и дух предпринимательства. Данная проблема затрагивает ключевые 4 государственные функции, такие как оказание государственных услуг и осуществление государственных закупок. Государство выделило борьбу с коррупцией в качестве одного из своих ключевых приоритетов и уже приняло несколько антикоррупционных мер, а также провело важные институциональные реформы.

Возможности выполнения некоторых государственных функций ограничены, а качество государственных услуг остается посредственным. Некоторые препятствия являются сугубо отраслевыми, например, практика недостаточных капиталовложений в первичную медицинскую помощь или сложность управления кадрами в сфере образования, в то время как другие имеют более широкий характер. К последним относится проблема честности и добропорядочности государственных служащих, сложность организации межведомственного взаимодействия и управления работой различных органов государственного управления.

Системе образования до сих пор не удавалось подготовить достаточное количество квалифицированных специалистов для различных отраслей экономики. Это мешает реализации имеющегося потенциала. Формирование профессиональных навыков всегда было прерогативой системы образования. Комплексный подход к формированию профессиональных навыков и управлению рабочей силой, выходящий за рамки формального образования, позволил бы учесть важность малого и среднего бизнеса, развитие новых возможностей, а также необходимость привлечения и удержания квалифицированных специалистов.

Комплексный страновой обзор Казахстана. Часть 1. Предварительная оценка.

Казахстан прошел через глубокие перемены с момента получения независимости. Общество и экономика Казахстана претерпели серьезные перемены с момента объявления независимости в 1991 году. С началом нового века годы нестабильности и спада сменились периодом стремительного экономического роста. После непродолжительного, но весьма серьезного кризиса в 2008-2009 годах, страна довольно быстро восстановилась и с тех пор развивалась хоть и медленнее, но более сбалансированно.

Кроме того, Казахстан усилил присутствие на международной арене. Государство учредило собственные экономические институты и сразу же после объявления независимости встало на путь перехода от командной экономики к рыночной. Последовавшая дестабилизация экономической ситуации привела к глубокой рецессии в 1992-1994 годах и гиперинфляции. В период с 1990 по 1995 годы ВВП упал на 36%, а в 1992 году был зарегистрирован рекордный уровень инфляции, достигший отметки 3 060%.

Во время восстановления на страну обрушились последствия российского финансового кризиса 1998 года. В результате серьезных экономических потрясений страна в 90-ые годы прошлого века потеряла 1.6 млн рабочих мест. С 2000 года развитие казахстанской экономики протекало невероятно быстрыми темпами: несмотря на значительный спад во время кризиса, средний прирост в 2000-2013 годах составил около 8% в год в реальном выражении. Это во многом обусловлено нефтегазовым сектором, поскольку добыча заметно увеличилась в период с 1998 по 2007 год, а цены почти все время держались на высоком уровне.

В период стремительного роста уровень бедности резко упал с 47% до 2% населения, а численность безработных в 2013 году сократилась до 5%. В результате тенденций, наблюдавшихся в стране после получения независимости, добывающий сектор экономики потеснил сельское хозяйство. Доля промышленности в добавочной стоимости увеличилась с 20% в 1990 году до 33% в 2010 году. Основную роль в этом сыграла отрасль недропользования, включая нефтегазовый сектор, на которую в 2010 году приходилось 20% добавочной стоимости по сравнению с 8% в 1998 году.

Помимо этого, происходил отток рабочей силы из сельского хозяйства, чья доля с 2001 по 2014 годы сократилась с 35% до 24%. Люди переходили в сферу услуг, обеспечивающую работой 56% занятого населения, и строительство, поднявшееся за десять лет с 4% до 8%. Период после обретения независимости ознаменовался серьезными социальными преобразованиями. Вследствие массовой эмиграции русских, немцев и славян, население Казахстана сократилось с 16.5 млн. человек, зарегистрированных в 1991 году, до 14.9 млн. в 2000 году.

В то же время, на этническую родину вернулось большое количество иммигрантов (оралманов), которые сильно изменили состав общества. При этом уровень рождаемости резко упал с 3.16 детей на одну женщину в 1987 году до 1.76 в 1999 году, а доля незаконнорожденных младенцев увеличилась с 13% до 26%, что свидетельствует о перестройке культурных норм. В 2000-ые годы тенденция к снижению рождаемости резко изменила направление, однако показатели стабилизировались на отметке 2.5, так и не вернувшись на прежний уровень. Аналогичным образом частично восстановился уровень регистрации браков, однако средний возраст вступления в брак, по-прежнему, увеличивается.

С момента получения независимости в стране начался процесс формирования государственности и национального самосознания под влиянием казахских символов и ценностей. Приток этнических казахов и усиление влияния казахского языка стали неотъемлемой частью данного процесса. В удачные для страны 2000-ые годы постепенно создавалось государство с упором на технократическую систему управления и производились попытки найти золотую середину между насаждением казахского языка и культуры и формированием гражданской идентичности. В деловом мире Казахстана преобладают государственные предприятия и крупные конгломераты. Приватизация в стране началась в далеком 1991 году.

Несмотря на быструю приватизацию небольших активов и предприятий, частный сектор в 1996 году обеспечивал лишь 35% валового внутреннего продукта (ВВП). На долю государственных предприятий и бюджетных структур, по-прежнему, приходится от 30% до 40% ВВП. Более того, первая волна приватизации привела к образованию крупных фирм, возглавляемых влиятельными бизнесменами, которые впоследствии расширили сферу деятельности и сформировали диверсифицированные холдинговые компании.

Структурные факторы роста

Экономическая история Казахстана с момента объявления независимости была подвержена влиянию внешних сил, которые продолжают формировать перспективы 7 дальнейшего развития. Начиная с 1998 года, когда цены на нефть достигли исторического минимума (ниже 20 долларов США), темпы роста добычи нефти в Казахстане ускорились и за следующие десять лет выросли в семикратном размере, прежде чем снова упасть в разгар финансового кризиса 2007/2008 года. В будущем усилится воздействие географического положения страны и ключевых структурных факторов. Отсутствие выхода к морю обуславливает зависимость эффективности логистической сети от соседних государств.

Однако, экономический подъем, наблюдающийся в Китае с 1990 года, а также крупные региональные и трансконтинентальные проекты, такие как Евразийский таможенный союз и Новый шелковый путь, открывают новые возможности для развития Казахстана. Геополитические факторы могут оказать серьезное влияние на экономическое развитие страны в будущем. Прочные торговые связи с Россией окрепли с созданием Евразийского экономического союза (ЕЭС) в январе 2015 года. Этот шаг способен активизировать региональную торговлю, но в то же время усиливает уязвимость и зависимость Казахстана от экономической ситуации в России.

Ценовая конкурентоспособность пострадала от обесценивания российского рубля, что привело к расширению ценового коридора (диапазона), в котором на тот момент было допущено колебание тенге (KZT). Более того, около 50% казахстанского экспорта направляется в страны Европейского союза, при этом большинство товаров идет через Россию, а значит, может стать жертвой торговых споров между ней и ЕС. Рассматривая восточное направление торговых потоков, следует отметить, что торговля с Китаем процветает (объем ненефтяного экспорта увеличивается примерно на 20% в год), а экономический рост Китая в 2000-ые годы сыграл важную роль в поддержании высоких экспортных цен на сырьевые товары.

Однако, экономический спад в Китае ведет к снижению цен и спроса на природные ресурсы, замедляя рост экспорта из Казахстана. В Казахстане сложилась уникальная демографическая ситуация, которая в среднесрочной перспективе может отрицательно сказаться на ряде показателей благосостояния.

По прогнозам, к 2020 году доля неработающего населения увеличится с 46% до 55% или даже 60% и задержится на этой отметке на довольно долгое время (по оценкам ООН, до 2100 года). Это связано с массовой миграцией населения в начале 90-ых годов. Немногочисленная группа лиц, рожденных в этот период, придет на рынок труда как раз тогда, когда поколение, появившееся на свет во время послевоенного всплеска рождаемости, выйдет на пенсию, вызвав рост коэффициента демографической нагрузки.

Однако по мере достижения рабочего возраста новыми поколениями казахстанцев постепенное демографическое старение населения будет компенсироваться, а коэффициент стабилизируется. Резкое увеличение доли неработающих людей за счет лиц старшего поколения в конце 2010-ых годов может вызвать проблемы, если принять во внимание неоднозначные показатели системы здравоохранения. Отраслевая структура роста и дальнейший характер существенных региональных расхождений зависят от того, будет ли и далее усиливаться роль Астаны и Алматы как основных центров роста, или же рост будет более диверсифицированным в географическом отношении.

Низкий уровень производительности труда в сельском хозяйстве, наряду со слабой внутренней миграцией и урбанизацией, повышает вероятность того, что отток населения из сельской местности в город ускорится, если резко увеличится продуктивность сельского хозяйства или городского перерабатывающего сектора и сферы услуг. Формирование новых центров роста в городах второстепенного значения поможет диверсифицировать экономику, однако такой вариант развития событий зависит от степени технологической сложности развиваемых отраслей.

Человеческий капитал – источник основных конкурентных преимуществ Казахстана, так как местная рабочая сила имеет более высокий уровень образования, чем в сопоставимых государствах. Имея 15 лет обучения, средний рабочий в Казахстане получает более основательное образование, чем в странах из ориентировочной группы.

Независимо от того, какое решение будет принято: внедрять широкий ряд производств для борьбы с деиндустриализацией, искать высокотехнологичные ниши применения человеческого капитала 8 или наращивать объемы в сфере услуг (финансовые и другие услуги) на территории одного региона и за его пределами – залогом успешной реализации стратегии всегда будет качество и приспособленность человеческого капитала.

Цели, задачи и стратегия Казахстана на 2050 год

Основываясь на достижениях последних 15 лет, власти Казахстана в 2012 году поставили перед страной важную цель — войти в число 30 наиболее развитых государств мира к 2050 году. Если принять во внимание недавние показатели экономического роста в Казахстане, эта задача вполне выполнима. В связи с этим в стратегии «Казахстан – 2050» определяются приоритеты экономического, социального и политического развития. Об успехах можно будет судить не только по уровню ВВП на душу населения, но и по благосостоянию граждан, а также преобразованиям в экономике и обществе. В рамках первого этапа комплексного странового обзора ОЭСР организовала в Астане семинар, чтобы узнать, каким участники (представители министерств, НИИ, частного сектора и науки) видят будущее.

Образ Казахстана в 2050 году

В декабре 2012 года Президент Нурсултан Назарбаев представил свое видение Казахстана в 2050 году и стратегию, которая должна лечь в основу государственного планирования. В январе 2014 года президент озвучил план достижения поставленных целей в послании «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». К 2050 году в Казахстане планируется построить «общество на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда». В 2050 году казахстанцы должны стать «обществом образованных, свободных людей, говорящих на трех языках. Они – граждане мира. Они путешествуют. Они открыты новым знаниям. Они трудолюбивы. Они – патриоты своей страны». «Казахстан 2050 года — это… государство с сильной экономикой, где все делается для человека. Где лучшее образование, лучшее здравоохранение. Где царят мир и спокойствие. Где граждане свободны и равны, а власть справедлива. Где действует верховенство закона». «Главная цель — к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира».

Смысл, вложенный в слово «развитый», не конкретизирован, однако речь идет, безусловно, о многогранном процессе, так как развитую страну отличают принципиально «новые условия жизни народа». Данная цель тесно связана с множеством задач, некоторые из которых измеримы и затрагивают экономику (в том числе целевые показатели темпов роста ВВП и ВВП на душу населения), ее структуру и социальный сектор – начиная с урбанизации и заканчивая продолжительностью жизни, безопасностью, миром и стабильностью.

В январе 2014 года Президент отметил высокие показатели инвестиций, научных разработок и производительности труда, долю малых и средних предприятий (МСП) в экономике, а также уровень жизни в странах ОЭСР в числе «базовых ориентиров Казахстана» на пути к 2050 году.

В послании 2012 года Нурсултан Назарбаев перечислил семь первостепенных целей:

— Дальнейшее развитие и укрепление государственности

— Переход на новые принципы экономической политики

— Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики

— Формирование новой социальной модели

— Создание современных и эффективных систем образования и здравоохранения

— Повышение ответственности, эффективности и функциональности государственного аппарата

— Выстраивание адекватной международной и военной политики, отвечающей новым вызовам

Поднятые на встрече темы соответствуют тем, что изложены в долгосрочной стратегии развития страны. Помимо экономических аспектов (экономическая модернизация, диверсификация торговли, уровень дохода, инфраструктура, развитие технологий и сельское хозяйство), на семинаре были затронуты вопросы социального развития (образование, население, здравоохранение и здоровый образ жизни, социальная интеграция), устойчивого развития («зеленая» экономика) и институциональной структуры (эффективность работы государственных учреждений, культура).

Казахстан принял стратегический и иерархический подход к планированию, предусматривающий составление отраслевых и территориальных планов развития на основе долгосрочных целей. На верхней ступени стоит долгосрочная стратегическая концепция «Казахстан — 2050», при этом положения предыдущей стратегии («Казахстан — 2030») остаются в силе.

Второй уровень занимают десятилетние стратегические планы развития. Текущий стратегический план развития до 2020 года был принят в рамках стратегии «Казахстан — 2030». Такие планы предусматривают измеримые целевые показатели и предполагают оценку результатов в середине и конце периода реализации. Третий уровень представлен отраслевыми программами. Некоторые из них получают приоритетное значение и статус государственных программ.

Разработанная ОЭСР методика комплексного странового обзора (КСО) состоит из серии интерактивных семинаров, которые дают возможность обсудить конкретные проблемы и обеспечить актуальность и применимость предлагаемых рекомендаций. При этом используются методы стратегического прогнозирования, подчеркивающие важность интерактивных процессов и предполагающие, что будущее зависит от решений, принятых сегодня. Таким образом, эксперты могут познакомиться с различными точками зрения и надеждами, которые участники возлагают на свою страну. Первый семинар в рамках Комплексного странового обзора Казахстана прошел 9 декабря 2014 года в г.Астане при поддержке Министерства национальной экономики РК. На семинаре «Казахстан: видение и вызовы» собралось почти 40 участников, представляющих министерства, научно-исследовательские институты, частный сектор и научное сообщество. Первая сессия была посвящена целям развития Казахстана и планам на будущее. Разбившись на небольшие группы, участники подготовили истории о жизни граждан в 2050 году, когда Казахстан станет одной из десяти наиболее развитых стран в мире.

В представленных историях, в основном, поднимались темы, соответствующие долгосрочным целям Казахстана, а именно стратегиям «Казахстан — 2030» и «Казахстан — 2050»: экономическая модернизация, особенно в том, что касается сельского хозяйства и диверсификации, а также устойчивое развитие и охрана окружающей среды. Кроме того, большинство групп упомянули доступ к здравоохранению, культуру и здоровый образ жизни, в то время как в некоторых историях фигурировали также современные технологии, связь и инфраструктура.

На второй сессии была затронута важность внешних условий для развития Казахстана. Наиболее уязвимыми аспектами были признаны зависимость от нефтегазового сектора и изменение климата. Участники также подчеркнули геополитические риски, связанные с кризисом в Украине, региональный терроризм и торговлю наркотиками. При этом наибольшим потенциалом, по их мнению, обладают интеграция на мировые рынки и институциональная структура.

На семинаре было выявлено несколько проблем, которые могут помешать Казахстану реализовать его цели развития. Серьезным препятствием является доступ к качественному образованию и здравоохранению. Участники подчеркнули недостаток хорошего образования и низкую оплату труда работников данной сферы, коррупцию и значительные различия между регионами. Помимо этого, было признано, что несоблюдение здорового образа жизни может сказаться на здоровье населения. Зависимость от добычи полезных ископаемых, отсутствие деловой культуры, сложность получения финансирования и недостаток НИОКР также мешают формированию диверсифицированной и стабильной экономики.

Дополнительным сдерживающим фактором является стоимость экологически чистых технологий, отсутствие уверенности в их эффективности и неопределенная доходность инвестированного капитала. И наконец, большую пользу в достижении целей стратегии «Казахстан — 2050» принесет совершенствование институциональной структуры и искоренение коррупции.

Долгосрочная стратегия развития Казахстана содержит мощный посыл в направлении зеленой экономики. В 2013 году Казахстан принял Концепцию по переходу Республики Казахстан к «Зеленой экономике». В данном стратегическом документе определены задачи для нескольких отраслей на 2020, 2030 и 2050 годы (водные ресурсы, сельское хозяйство, энергоэффективность, энергетика, загрязнение воздуха и водопотребление). Несмотря на то, что концепция была принята после представления стратегии «Казахстан — 2050», она будет реализована посредством включения ее положений в стратегические и отраслевые программы, и потому является ключевым долгосрочным стратегическим документом.

Краткий обзор и основные результаты

Значительное повышение уровня благосостояния в Казахстане с 2000 года Понятие благосостояния довольно широкое и включает в себя множество аспектов, начиная с материального положения и заканчивая различными параметрами качества жизни. Для того, чтобы отразить всю многогранность данной концепции, уровень благосостояния в настоящем докладе измеряется по модели «Как жизнь?» (How’s life), разработанной для стран ОЭСР и скорректированной с учетом специфики государств с развивающейся экономикой. После резкого падения в первые годы независимости, уровень жизни стал постепенно повышаться, хотя некоторые показатели все еще ниже среднего. Материальное положение улучшилось, а уровень бедности значительно снизился благодаря росту доходов и, в частности, созданию штатных рабочих мест, а также проведению грамотной политики в области оплаты труда.

Субъективная удовлетворенность качеством жизни тоже повысилась по сравнению с 2005 годом, а неравномерность распределения доходов сократилась (коэффициент Джини упал до 0.28). Тем не менее, сохраняются серьезные различия между регионами, а также между городами и сельской местностью. Улучшилась ситуация по большинству рыночных аспектов благосостояния, наряду с такими количественными показателями, как численность учащихся и доступ к здравоохранению.

Однако, качество государственных услуг остается низким по сравнению с другими государствами. В частности, результаты работы системы образования и здравоохранения пока не соответствуют тому, чего можно было бы ожидать от страны с аналогичным уровнем дохода на душу населения. Субъективные оценки общего уровня жизни стали более оптимистичными в отличие от восприятия некоторых параметров благосостояния, особенно состояния жилищно-коммунального хозяйства или здравоохранения, которые пока ниже уровня, отмечаемого в сопоставимых государствах.

В тех аспектах благосостояния, где государственные услуги играют важную роль, Казахстан показывает хорошие результаты по исходным ресурсам и количеству, но уступает по качеству и эффективности. Начальное образование стало практически всеобщим, однако средний уровень качества, по-прежнему, невысок. Результаты работы системы образования, в том числе определяемые на основании Международной программы оценки образовательных достижений учащихся (PISA), остаются ниже среднего. Кроме того, несмотря на недавнее улучшение ключевых показателей, таких как уровень материнской и детской смертности и оказание медицинской помощи государственными учреждениями здравоохранения, которые бесплатно предоставляют ряд медицинских услуг, сфера здравоохранения все еще показывает неудовлетворительные результаты по ожидаемой продолжительности жизни, уровню смертности и распространенности основных инфекционных заболеваний, в том числе туберкулеза.

Изменение социальной модели и ряд сопутствующих проблем

Модель социальной защиты населения все дальше уходит непосредственно от защиты, поощряя индивидуальную ответственность граждан. С 1998 года пенсионная система из распределительной превратилась в накопительную. В настоящее время социальное обеспечение состоит из трех основных компонентов: гарантированные выплаты, обязательная 11 и добровольная часть. Финансирование денежных пособий малоимущим группам населения было урезано за счет увеличения выплат определенным категориям граждан независимо от уровня дохода, например лицам с ограниченными возможностями, многодетным семьям и семьям, потерявшим кормильца.

Помимо этого, рассматривается реформа системы здравоохранения, предполагающая переход от бюджетного финансирования к страховым взносам. На сегодняшний день система помощи малоимущим слоям населения играет незначительную роль в борьбе с неравенством.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.