Ультиматум Эрдогана
Поддержать

Ультиматум Эрдогана

Турецкие репрессии дошли до Казахстана и Кыргызстана

Развернувшаяся в Турции волна репрессий против оппозиции, журналистов и военных докатилась до Центральной Азии. На днях глава МИД Турции призвал в максимально сжатые сроки закрыть все турецкие лицеи в республиках ЦА, а в адрес властей Кыргызстана со стороны главы турецкого МИД Мевлюта Чавушоглу прозвучал прямой ультиматум. Получившие индульгенцию от мирового сообщества на самые разнообразные репрессивные меры турецкие власти, видимо, решили расширить географию своих действий.

Так, во время выступления в городе Аланья, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу обратился к властям Кыргызстана с призывом «поддержать Анкару в борьбе против Фетхуллаха Гюлена», пригрозив последствиям, если Бишкек не послушает советов старшего турецкого брата.

«Если вы не измените отношение против них, тогда мы изменим отношение против вас. Мы ждем поддержки от наших братьев, от брата не отвернешься. В эти трудные дни вы должны доказать свое братство», — заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.

То, что по отношению к кыргызским властям со стороны Анкары был избран столь уничижительный тон, вполне понятно, ведь уже не раз проходила информация, что глава КР Алмазбек Атамбаев имеет весьма серьезные бизнес-интересы в Турции, владеет в ней дорогостоящей недвижимостью и, возможно, даже отелями. Поэтому у Турции есть как инструменты прямого давления на самого Атамбаева, так и на зависимую от внешних денег Кыргызскую Республику в целом.

Видимо поэтому турецкий министр не остановился на требовании прикрыть лицеи, а пошел дальше и заявил, что гюленисты проникли в администрацию Кыргызстана и, возможно, могут даже планировать попытку государственного переворота и существует серьезная угроза для Кыргызстана.

МИД КР отреагировал на слова турецкого министра довольно осторожно.

«Мы внимательно изучили заявление министра иностранных дел Турции г-на Мевлюта Чавушоглу относительно деятельности отдельных образовательных учреждений в Кыргызстане. Сегодня Турецкая Республика – это братская для Кыргызстана страна, у наших народов давние исторически обусловленные тесные связи. Мы с пониманием относимся к обеспокоенности турецких официальных лиц. Но вместе с тем хотели бы напомнить, что Кыргызстан, прежде всего — независимое, суверенное государство, которое само в состоянии понять и решить, что для него хорошо, а что плохо. Считаем, по крайней мере, некорректным, когда министр иностранных дел какой-либо страны указывает другому государству на необходимость предпринять те или иные действия, при этом на языке ультиматумов и шантажа. Да, министерство иностранных дел Кыргызской Республики получило соответствующее обращение турецкой стороны относительно действующих на территории Кыргызстана частных турецких образовательных учреждений. Кыргызская сторона внимательно его изучает, и, при необходимости, предпримет адекватные и своевременные меры. Есть определенные правовые нормы, обязательства сторон, другие вопросы. Но это все, мы подчеркиваем, исключительно внутреннее дело нашего государства», — говорится в заявлении.

В последнее время, с негласного попустительства США, которые фактически бросили своих военных на контролируемой ими базе Инджирлик, турецкий лидер начал проводить политику, которая приводит в ужас всех, кто наблюдает за тем, как светская и относительно свободная Турция превращается фактически в государство по типу Ирана. Десятки арестованных журналистов, 40% всех военных в стране подверглись наказанию и были уволены, оппозиционные активисты также планомерно дискредитируются властями. По сути, Эрдоган получил возможность «зачистить» все политическое поле Турции, но решил не ограничиваться своей страной, и ударить по столь ему ненавистным турецким лицеям. Они, по мнению официальной Анкары, финансируются богословом, оппонентом Эрдогана Фетхуллахом Гюленом.

Стоит отметить, что «страшилка» в лице Гюлена стала традиционным аргументом Эрдогана в 2013 году, когда он сам оказался в центре крупного коррупционного скандала, и, пытаясь отвлечь внимание от него, объявил Гюлена «врагом народа», организовавшим «параллельное государство» внутри Турции, которое, якобы, пыталось его смести. Гюлена считают приверженцем идеи пантюркизма и идеологом движения «Нурджулар», по некоторым данным оно активно сотрудничает с ЦРУ.

Несмотря на то, что прямых доказательств того, что Гюлен финансирует турецкие лицеи по всему миру, нет, но Эрдоган уже не первый раз обращается к властям разных стран, включая Казахстан, с требованием немедленно закрыть их.

Стоит отметить, что в апреле 2014 года минобразование РК сообщило, что не намерено закрывать турецкие лицеи в Казахстане. Тогда директор департамента дошкольного и среднего образования МОН Казахстана Жаныл Жонтаева пояснила, что турецкие власти не могут повлиять на работу этих школ.

«Они финансируются из местного бюджета. Уполномоченным органом, администратором этих программ являются областные акиматы. Они работают по государственным учебным программам, которые разработаны Национальной академией имени Ыбрая Алтынсарина. Утверждены Министерством образования и науки. И они зарегистрированы в Министерстве юстиции. На сегодняшний день о закрытии вопрос вообще не стоит», — отметила она.

В Казахстане сейчас действуют 29 турецко-казахских лицеев. Представитель KATEV в Казахстане Нурбол Толебаев в интервью радио «Свобода» опроверг любые связи с турецким богословом, проживающим в США.

«У нас нет ни финансовых, ни вообще никаких связей с Фетхуллахом Гюленом. Однако, благодаря Интернету, все знают, кто такой Фетхуллах Гюлен. Как философ, он, возможно, положительно отзывался о таких школах, открывающихся по всему миру. Однако эти казахстанские школы открыты на основе соглашения между президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и бывшим президентом Турции Тургутом Озалом. В открытии этих учебных заведений не принимали участия ни Фетхуллах Гюлен, ни Сулейман Демирель, ни Тайип Реджеп Эрдоган. Книги и учение Фетхуллаха Гюлена в лицеях не изучают. Все казахско-турецкие лицеи — государственные учреждения. Министерством образования и науки выделяются средства для заработной платы учителей, оплаты коммунальных услуг для учреждений. Фонд KATEV занимается повышением квалификации учителей, поиском учителей и руководителей учебных заведений, назначает стипендию учителям от 30 до 230 тысяч тенге. Если новые технологии соответствуют стандартам министерства образования и науки, то фонд занимается их внедрением в учебный процесс. То есть фонд занимается лишь вопросами образования», — заверил Нурбол Толебаев.

Политолог Ерлан Саиров заметил, что в турецком обществе существуют глубинные традиции разного рода орденов, которые в той или иной мере влияли на политику государства. Личное противостояние Реджепа Тайипа Эрдогана и Фетхуллаха Гулена такого же порядка, но «отзвуки» этой борьбы давно уже вышли за рамки самой страны и теперь коснулись и Казахстана. По его словам, эти заведения создают в некотором роде альтернативу традиционной системе образования в стране, поэтому играют роль стабилизатора сферы среднего образования. Хотя взаимоотношения между двумя странами дружеские, носят стратегический характер, но по его словам, на столь радикальные шаги, как закрытие лицеев власти Казахстана не должны идти. Уже укоренились традиции преподавания, выросли целые поколения выпускников турецких лицеев, которые работают в разных сферах РК, заметил г-н Саиров.

Стоит отметить, что попытки оказать давление на зависящие от Турции в экономическом плавне государства — излюбленная тактика Реджепа Тайипа Эрдогана. Главный вопрос в том, хватит ли мужества у независимых государств Центральной Азии, отстоят ли они свои интересы? Или же пойдут на поводу у Турции, в которой полным ходом идет «охота на ведьм», и десятки преподавателей ВУЗов, ученых, в том числе с мировым именем, лишаются работы.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.