Вангуют все. Россия готовится ввести войска в Казахстан?
Поддержать

Вангуют все. Россия готовится ввести войска в Казахстан?

В последние два месяца в российской и западной экспертной среде с завидной регулярностью появляются различные пропагандистские материалы о том, что Кремлю рано или поздно придется принимать непростое решение о вводе войск в Казахстан.

Сначала с экстравагантным заявлением сразу же после терактов в Актобе выступил одиозный писатель Эдуард Лимонов, на чьи провокации уже мало кто обращает внимание. Правда, существует предположение, что российские власти используют его, чтобы проверять реакцию как в самой РФ, так и в соседних странах на различные инициативы. Эта же тема всплыла в анализе довольно авторитетного западного института — Берлинского фонда науки и политики.

Масла в огонь с завидным постоянством подливают российские политологи. Так, в середине июля на сайте Башкирского Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» появилась статья политолога Булата Мурзагалеева, в которой он пространно рассуждает о необходимости Российского спецназа «прийти в Казахстан». И вот на днях новый сигнал из Москвы. На страницах довольно серьезной деловой газеты «Взгляд» глава аналитической компании «Альпари» Александр Разуваев спрогнозировал, что в случае «серьезного осложнения в Казахстане Россия будет вынуждена вмешаться». Возникает вопрос — что значат все эти пророчества российских политологов, идет ли обкатка некой новой технологии, или казахстанское общество проверяют на прочность? И что стоит за этими информационными вбросами не только от общепризнанных маргиналов, но, казалось бы, от вполне серьезных аналитиков? Чтобы разобраться с этим имеет смысла проанализировать каждый вброс в отдельности.

Опять «фашисты»?

Сразу после терактов в Актобе на авансцену выполз небезыствестный Эдуард Лимонов с новой порцией провокационных призывов. На сей раз в трагических событиях на Западе Казахстана он увидел призрак грядущих серьезных потрясений и написал в своих аккаунтах в соцсетях, что «скоро мы увидим, как рвут на части Казахстан. Придется вводить войска для защиты русских». Отработанная и довольно стандартная, а заодно крайне примитивная схема, которая уже прошла обкатку в Молдове, Грузии и Украине. Жаль, что местный агитпроп не радует разнообразием легенд, необходимых для «ввода войск». Идея, что кругом фашисты, несмотря на свою абсурдность и примитивизм, во многом оказалась для российских пропагандистов благодатной.

Стоит отметить, что провокатор Эдуард Лимонов на своих призывах не остановился, и присовокупил к призыву ввести войска и такую сентенцию: «Россия будет кромешной дурой, если не попытается вернуть себе исконно русские города, оказавшиеся на севере Казахстана вдоль границы с Россией, но за границей, начиная с Уральска — и далее на восток вдоль границы».

Официальные российские власти на прямое нарушение г-ном Лимоновым российских законов о недопустимости призывов к сепаратизму ровным счетом никак не отреагировали. При этом, такая реакция была необходима, хотя бы в силу стратегического партнерства между двумя странами и наличии общих договоренностей между государствами о взаимном уважении суверенитета и территориальной целостности.

Не менее любопытным в этом ряду оказался и прогноз Берлинского фонда науки и политики — SWP, который консультирует парламент, правительство ФРГ, а также ЕС, НАТО и ООН. Так вот, этот авторитетный фонд на основе анализа публикаций в российской прессе, заявлений политиков и оценивая «общие настроения российского руководства и общества» смоделировал ситуацию форс-мажора, во время транзита власти в Казахстане. Эксперты фонда считают, что вероятность того, что Россия может воспользоваться неопределенностью в Казахстане, крайне велика, и есть опасность появления «зеленых человечков» в РК. Автором гипотетического сценария российского вторжения является специалист SWP по странам Центральной Азии Себастиан Шик. Он считает, что Кремль имеет свои виды на Казахстан и не будет молча наблюдать за изменениями, но если он все же решится на вторжение, то получит серьезный отпор не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии. По словам г-на Шика, соблазн у российских властей ввести войска в Казахстан существует, но это будет самой катастрофической ошибкой Москвы, убежден он, так как в таком случае Россия потеряет чуть ли не единственного оставшегося союзника в мире. Она отвернет от себя всю Центральную Азию, также уже не удастся «свалить все на притеснения русских», считает он. Аналитик убежден, что такой шаг Москвы будет означать фактический крах евразийского проекта, поэтому Путину нужно серьезно взвесить, готов ли он на новую авантюру, отмечается в анализе Берлинского фонда науки и политики — SWP.

Ливийские страшилки

Свои пять копеек в описание жутких возможных сценариев для Казахстана вставил и вполне официальный российский Центр геополитических исследований «Берлек-Единство». Эксперт центра Булат Мурзагалеев в своей недавней статье, посвященной Казахстану, начинает свое повествование с достаточно пространных размышлений и сравнений. По его словам, теракты, произошедшие в Актобе, по своему сценарию напоминают, например, печальный ход событий в Ливии. «В данном контексте у Казахстана и Ливии достаточно много сходств», — убежден он.

«Странно или нет, но Актобе с точки зрения территориального расположения мог бы стать точкой исхода деструктивного влияния на Казахстан, как Бенгази для Ливии. Город достаточно далеко стоит от других крупных центров и группировок ВС РК, которые в большинстве своем сосредоточены на юге страны», — развивает свою мысль российский политолог.

Пожалуй, самый любопытный отрывок из этой статьи следующий.

«Конечно, в случае, если бы боевики смогли-таки взять воинскую часть Национальной гвардии РК и продолжить бесчинствовать в Актобе, на выручку могли бы быть отправлены Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ, костяк которых, по понятным причинам, составляют именно российские силы. Однако именно этот факт сыграл бы злую шутку с положением России на мировой арене, поскольку даже полностью соответствующий нормативно-правовым стандартам процесс вмешательства российской стороны в решение возможной проблемы Казахстана был бы в обязательном порядке воспринят западной частью мирового сообщества вмешательством во внутренние дела государства, как в случае с Украиной. Стала бы возможной заведомо искаженная интерпретация российского участия для ухудшения взаимоотношений русских казахстанцев с этническими казахами».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.