Правительство с ограниченными возможностями
Поддержать

Правительство с ограниченными возможностями

ИНВАЛ 1-1

Правительство, наконец-то, озаботилось положениями инвалидов в Казахстане. Очевидно, потому, что ситуация в этой сфере становится просто неприличной. Казахстан по всем социальным индикаторам качества жизни людей с ограниченными возможностями – именно так называют таких людей в развитых странах Европы и Азии – в несколько раз отстает от этих стран. Даже недавнее председательство Казахстана в ОБСЕ не стало для руководства страны толчком к решительном изменении жизни таких людей к лучшему.
Впервые за много лет прошло специальное заседания Правительства РК, на котором рассмотрели выполнение плана мероприятий по обеспечению прав и улучшения качества жизни инвалидов (2012–2013 годы). Констатировали неутешительный итог: реализация означенных мероприятий успешно провалена. Как сообщил министр труда и социальной защиты населения РК Серик Абденов за последние несколько лет количество трудоустроенных инвалидов составляет не более 50 тысяч человек, или 12% от тех, кто может и хотел бы работать. (Для сравнения: в развитых странах этот показатель составляет 40%). Не решена и другая «вечная» проблема: из 9,1 тысячи паспортизированных объектов социальной инфраструктуры в 7,2 тысяч люди с ограниченными возможностями не могут попасть – не созданы соответствующие инженерные приспособления – пандусы, подъемники и т.д.
Уже одного этого хватает, чтобы поставить Правительству «двойку» за исполнение программы. Но если хоть немного углубиться в анализ ситуации, оценка может быть и более уничижительной. Намеченные мероприятия исполнительной властью, особенно на местах, осуществляются в таком формальном, бездушном стиле, так «по казенному», с такими ограничениями, что забота об инвалидах превращается или в гротеск, или в пародию. Например, давно уже решили создать для инвалидов специальный вид транспорта, чтобы они не мучились на автобусных остановках. Выделили деньги и действительно создали специальную службу – такси для инвалидов. И что же мы имеем через два года? На всю страну работают всего 102 инватакси.
— Я обращаюсь к акимам областей. В среднем это 7-8 инватакси на регион. Теперь посчитайте, уважаемые наши акимы, это много или мало? – с понятным сарказмом задал вопрос глава Правительства.
Входы во многие здания оснащаются пандусами. Но огромное число их, как выразился Серик Ахметов, «не выдерживают никакой критики.»
-Сами видите, на некоторые пандусы даже не каждый здоровый человек рискнет подняться или опуститься. В таких случаях объект не должен приниматься в эксплуатацию. Поэтому необходимо еще при проведении государственной экспертизы документаций на строительство или ремонт объектов социальной инфраструктуры обязательно учитывать СНИПы по доступу людей с ограниченными возможностями, — подчеркнул Премьер-Министр.

ИНВАЛ 2-2

Создается впечатление, что в отношении людей с ограниченными возможностями государство демонстрирует свои собственные «ограниченные возможности», причем такая вялотекущая деятельность исполнительной власти наблюдается на протяжении многих лет. И так во всем: специальное медицинское обслуживание есть, но действует в крайне ограниченном масштабе. Инклюзивное образование инвалидов имеется, но, по сравнению с потребностями этой категории граждан – оно мизерно.
Иногда, после жесткой критики Президента или правозащитных организаций, или после громких публичных акций, на которые идут отчаявшиеся инвалиды и которые имеют громкий общественный резонанс, Правительство как бы «просыпается», собирает очередное заседание, на котором очередные чиновники опят бормочут о том, сколько они сделали для своих граждан-инвалидов, а тем, неблагодарным, все мало… Давным — давно, к примеру, принято решение о квоте при приеме на работу инвалидов. Эта трехпроцентная квота для инвалидов сегодня не исполняется практически ни одним работодателем ( в том числе, кстати, и государственными учреждениями!) Допустим, Премьер не может директивно заставить принять на работу инвалида частного предпринимателя, но в своем ведомстве, на госслужбе – неужели он не мог жестко настоять на этом?! Получить кредит на развитие бизнеса для человека с ограниченными возможностями – недостижимая мечта, банки автоматически отказывают им в этом.
Мировой опыт доказывает, что грозные приказы «сверху» для того, чтобы инвалидов принимали на работу, малоэффективны. Нужно создавать привлекательные стимулы для бизнеса. По казахстанскому законодательству бизнесмены, на чьих предприятиях трудится больше 51% инвалидов, освобождаются от уплаты НДС и соцналога. Но уже вполне очевидно, что этого недостаточно. Да и много ли найдется предприятий, где число работающих инвалидов было бы больше половины от списочного состава? Их практически нет. Но вот о том, чтобы предложить какие-то более выгодные налоговые и другие льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов, Серик Ахметов промолчал. Ограничились общими словами: о том, что Министерство труда и социальной защиты населения, совместно с заинтересованными госорганами, общественными объединениями должно приступить к разработке плана мероприятий следующего этапа – на 2014–2015 годы; что в регионах необходимо обратить особое внимание на обеспечение доступа людей с ограниченными возможностями к жилым помещениям, объектам образования, здравоохранения, культуры и спорта; что нужно избегать бездушного подхода и формализма… Слова, как всегда, правильные. Но будут ли это благие пожелания исполнятся на местах? 90% ответственности за улучшение жизни инвалидов лежит на местных акимах. Но как можно требовать от них улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями, когда «качество» самих акимов оставляет желать лучшего! Вот самые последние факты: при тестировании акимов городов и районов на соответствие требованиям, предъявляемым к госслужащим «корпуса «А» 54 из 191 акима не прошли аттестацию. Это официальные данные Агентства РК по госслужбе. А вообще не прошедших аттестацию госслужащих – треть от общего числа. Государственный аппарат переполнен «двоечниками» — до проблем ли инвалидов им, озабоченных только тем, чтобы удержаться на теплом государственном месте?
Нашим отечественным чиновниками легче имитировать бурную деятельность, чем последовательно, изо дня в день работать над реальным изменением положения инвалидов, которые давно уже стали париями в нашей стране. Казахстанские СМИ моментально раструбили на всю страну, что теперь новые здания, в которых нет специальных приспособлений для инвалидов, сдаваться в эксплуатацию не будут. Но все не так благостно и чудес не бывает. Серик Ахметов только обратил внимание на то, что необходимо еще при проведении госэкспертизы документации на строительство или ремонт объектов социальной инфраструктуры учитывать СНиПы по доступу людей с ограниченными возможностями. Как отреагируют на его слова подчиненные и заинтересованные ведомства, сколько лет пройдет, пока необходимые изменения внесут в нормативные документы – об этом можно долго гадать. К тому же, что для инвалидов эти новые дома? Им там все-равно не жить. Даже специальную очередь на получение социального жилья для инвалидов власти благополучно ликвидировали, теперь им предлагают встать в общую очередь нуждающихся, и получить, в лучшем случае, арендное жилье, на которое денег у инвалидов нет.

О реальных проблемах инвалидов и новых инициативах правительства журналу Exclusive.kz рассказали сами люди с ограниченными возможностями:
Ляззат Калтаева, председатель Ассоциации женщин-инвалидов «Шырақ»:
— Это, на моей памяти, первое вообще заседание Правительства, посвященное полностью проблемам инвалидов. Очень важно, что на это заседание были приглашены, тоже впервые, общественные объединения. И мы давали оценку тому, что сегодня происходит, смогли представить свои предложения.
Мне показалось, что Премьеру Серику Ахметову была интересна наша общественная оценка. Например, мы предложили, чтобы на местах были созданы должности советников по проблемам инвалидов при акимах всех уровней. Премьер тут же дал задание акимам проработать и решить этот вопрос. . Это очень важное решение и если оно воплотится в жизнь, инвалиды получат мощное средство для улучшения своей жизни.
Мы заслушали отчет о реализации мероприятий по выполнению плана по улучшению жизни инвалидов. Он разбит на три этапа. Первый этап, который мы сегодня переживаем, также разбит на три основных блока. Во первых — совершенствование законодательства. Должны быть пересмотрены 24 нормативно — правовых акта, на предмет соответствия Конвенции о защите прав инвалидов. Н здесь, мы считаем, была проведена большая работа. Причем правительство здесь тесно работало с гражданским сектором, общественными организациями инвалидов. Мы только хотели бы, чтобы когда эти документы будут проходить разные инстанции и финансовую оценку, они не потеряли свою ценность, чтобы необходимые статьи расходов не были сочтены излишними.
Вторая часть – это паспортизация объектов. Тех, кто это делает, надо обучать, потому что они имеют свою точку зрения о том, что должно быть в том или ином здании. Паспортизация была разработана с учетом всех категорий инвалидности. А когда паспортизацию проводит человек, который не знает, для чего то или иное изменение, он может исключить целые категории людей из числа тех, кому вход в то или иное здание будет доступен. Не по злому умыслу – просто по незнанию. Вот, например, предусмотрят въезд и получение услуг для инвалидов – колясочников. А что делать людям с нарушениями слуха, зрения, если при паспортизации их интересы не будут учтены. Поэтому мы настойчиво просили: привлекать представителей организаций инвалидов в качестве экспертов при паспортизации. И нашли в этом поддержку Премьера.
Третья фаза – медиаплан. Он должен изменить отношение общества к инвалидам, повысить толерантность людей к инвалидам. Но мы прямо сказали разработчикам: план этот направлен на нас –например, провести для инвалидов какой-то конкурс, соревнования, концерт. А нужно, чтобы общество знало о наших возможностях и способностях, чтобы медиа — мероприятия были не только для инвалидов, а включались бы в общий контекст культурной жизни любого города или поселка. Министр культуры обещал помочь нам и доработать этот план в соответствии с нашими предложениями.
Конечно, важнейшим вопросом остается улучшение материального обеспечения инвалидов. Я была во многих странах, и согласна, что пособие и пенсии для инвалидов должны быть такими, чтобы обеспечивать достойную жизнь. Особенно для тех, кто не может работать. Однако я не верю, что пособие можно «дорастить» до такого уровня, чтобы любой человек был удовлетворен. Но везде, во всех странах, главный упор делается на трудоустройство людей. В Японии большая часть людей- инвалидов работают и не получают пособие, добровольно отказываются от него. И вот такую схему мы предлагаем правительству.
Факт, что существующие квоты по приему на работу инвалидов не выполняются, нужны новые стимулы. Опыт Японии, других стран показывает, как это можно сделать. Там создали фонд, в который те предприниматели, которые не берут на работу инвалидов, отчисляют определенные деньги в виде штрафа, за то, что нарушают закон. А другие, которые берут на работу инвалидов, из этого фонда получают дотации – в фонд оплаты труда. В Японии пошли еще дальше: если работодатель устраивает на работу человека с тяжелой инвалидностью, полностью слепого или парализованного, он получает отчисления на зарплату из этого фонда в двукратном размере. Мы предложили эту схему нашему правительству.

Сагымхан Смагулова, председатель общества инвалидов «Алатау»:

— Проблемы инвалидов нужно решать комплексно, увязывая со всеми многообразными аспектами их повседневной нелегкой жизни, на которую обречены такие люди. Начинать нужно с маленьких детей, создавать для них специальные условия и в детских садах, и в школах. Такие дети не должны быть изначально исключаться из общества и обучаться в специализированных учреждениях, нужно, чтобы они включались в обычную жизнь, привыкали жить в обществе, а люди привыкали бы к ним. Конечно, сегодня государство в основном обеспечивает инвалидов техническими средствами, колясками, льготными лекарствами и прочим. Но главная его функция: социальная адаптация людей с ограниченными возможностями, включение их в нормальную жизнь, доступность для них работы, мест отдыха, парков, кинотеатров и музеев – она выполняется плохо. Нужна система, а ее нет. Давно пора повысить пенсии и пособия для инвалидов, которые мизерны и позволяют огромному большинству таких людей жить только на грани нищеты. Огромные проблемы сохраняются для инвалидов и в получении качественного медицинского обслуживания, образования. Правительство говорит правильные слова, выделяет деньги, но как все эти планы будут реализовываться на местах, в районах, в городах и поселках – у меня в отношении этого есть большие тревоги и сомнения.
Д.Слинько




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.