Налоговый комитет запросил от банков информацию об их клиентах
Поддержать

Налоговый комитет запросил от банков информацию об их клиентах

Налоговый комитет министерства финансов Республики Казахстан обязал банки второго уровня (БВУ) предоставить информацию обо всех клиентах физических лиц для сопоставления с собственными данными, пишет «КУРСИВъ».

Как отмечает газета, об этом Налоговый комитет сообщил банкам документом от 1 апреля 2011 года. Данное решение принято на заседании Национального платежного совета 11 марта 2011 года.

Как говорится в сообщении, банки второго уровня должны предоставить данные всех клиентов физических лиц.

В число данных включены: ФИО, дата рождения, РНН, ИИН, номер и серия удостоверения личности. Также банк должен указать, по какому признаку физическое лицо является клиентом банка, например, наличие депозита, карточного счета, осуществление денежных переводов.

Налоговый комитет мотивирует данную меру тем, что ему нужно сопоставить данные представленных в банках с данными в информационных системах налогового комитета министерства финансов. Также в сообщении пояснено, что в случае совпадения сведений будет внесена информация об ИИН, отсутствующих в базе данных Налогового комитета, замечает издание.

По мнению газеты, здесь появляется 2 серьезных «НО». «Во-первых, если налоговый комитет решил пополнить свою базу и добавить туда ИИН, тогда было бы логичнее обратиться к министерству юстиции РК, либо напрямую к ЦОНам, где эти сведения более полные, и эта их прямая обязанность.

Во-вторых, существует такое понятие как банковская тайна. Передача каких-либо данных о клиенте без ведома клиента нарушает банковскую тайну. При этом, банки должны предоставить данную информацию в кратчайшие сроки, а именно до 1 мая 2011 года», — пишет газета.

При этом не ясно, будет ли Налоговый комитет в дальнейшем спрашивать дополнительную информацию об отдельных клиентах, заключает издание.

Канат Берентаев, заместитель директора Центра анализа общественных проблем

Решение Национального платежного совета о предоставлении банками второго уровня (БВУ) таких данных, с одной стороны, оправдано. Более того, его нужно было принять несколько лет назад.

С другой стороны, мотивация принятия такого решения – сверка данных с данными Налогового комитета, выглядит надуманной, т.к. эта проблема могла бы быть решена без привлечения БВУ.

Доминирующим при оценке этого решения является всеобщее мнение о нарушении главного принципа работы банков – анонимности вкладчиков, сохранении тайны банковских вкладов. Но насколько верно сохранение тайны банковских кладов в современных условиях?

Сейчас во всем мире идет борьба с отмыванием доходов, полученных не только в результате наркоторговли, торговли людьми, но и коррупционной деятельности. Даже цитадель банковской секретности – швейцарские банки, уже предоставляют информацию о банковских счетах физических лиц по запросу национальных правительств и международных организаций. Можно предположить, что новые нормативы банковской деятельности – «Базель-4» будут предусматривать дальнейшую либерализацию в этом направлении.

В Казахстане практически все вкладчики имеют по несколько счетов, причем не только в одном банке. В этой связи количество банковских счетов в несколько раз превышает численность физических вкладчиков. Иногда эта мера вынужденная.

Между тем, возможность открытия одним физлицом нескольких счетов, причем в разных банках, создает ему возможность сохранения анонимности своего дохода и его источника. В частности, для последующей легализации доходов от коррупционной деятельности. В принципе в настоящее время ни один орган госорган не может точно установить, сколько банковских счетов имеет то или иное физическое лицо, сопоставить объемы поступлений средств на эти счета и от кого эти средства поступили.

Это создает легальную лазейку для уклонения от налогов, тем более, что трудно уплатить налоги с «откатов» или простой взятки. Концентрация таких сведений в Налоговом комитете позволит хотя бы сверить сумму налоговых выплат с полученными доходами и при значительных расхождениях, выявить их причину.

Другой вопрос: эта информация должна быть строго конфиденциальна, не разглашаться и использоваться только в фискальных целях самим Налоговым комитетом и, при необходимости, передаваться в следственные органы для проведения расследований по легитимности доходов того или иного лица.

С моей точки зрения, физические лица, которые не имеют «теневых» доходов, не замешаны в коррупционной и другой незаконной деятельности, несмотря на наличие множества счетов, могут быть спокойны. Тем более, что несколько процентов вкладчиков из числа физических лиц располагают более, чем 90% объемами денежных вкладов.

В этой связи эта норма, наряду с принятием закона об обязательной декларации денежных доходов и расходов государственных служащих, позволит снизить уровень коррумпированности или, по крайней мере, повысить уровень их раскрываемости.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.