Геополитические интересы Узбекистана в условиях формирования новой среды безопасности в Центральной Азии: афганский фактор
Поддержать

Геополитические интересы Узбекистана в условиях формирования новой среды безопасности в Центральной Азии: афганский фактор

Равшан Алимов, профессор Университета мировой экономики и дипломатии (Узбекистан)

В последние десятилетия прошлого века Афганистан превратился в самый уязвимый объект геополитического противостояния крупных центров силы. Афганская территория трансформировалась в «удобный форпост» для продвижения геостратегических интересов ряда мировых и региональных держав на всем пространстве Евразийского континента. К концу ХХ столетия Афганистан стал очевидной, доведенной до отчаяния жертвой заключительного аккорда холодной войны. Из «буферной» зоны, каковую он представлял собой в конце XIX — начале XX века, Афганистан превратился в разгромленную и раздробленную архаичную периферию современного мира.
В результате войны в Афганистане, по различным оценкам, за последние два десятилетия погибло более 2 миллионов человек, а число беженцев превысило 5 миллионов, которые нашли убежище в Пакистане, Иране и других сопредельных странах. В ходе войны полностью разрушена инфраструктура страны, вследствие чего Афганистан превратился в одно из самых бедных государств мира1.
Как известно, с самого начала афганского конфликта его развитие во многом определялось интересами и вовлеченностью внешних участников. Именно последние формировали расклад военных и политических сил в Афганистане, как и соответствующую международную среду вокруг конфликта. Фактически Афганистан оставался предельно открытым для внешнего вмешательства в течение всего времени с начала войны в этой стране.
Большинство экспертов склонны считать, что действия коалиционных сил в Афганистане существенно изменили геополитический расклад сил в Центральной Азии. В ходе проведения США антитеррористической операции в Афганистане «негласный трехсторонний баланс сил стран-лидеров — России, США, Китая, сложившийся в регионе к середине 2001 года, был нарушен»2.
Следует сказать, что в этой кампании государства Центральной Азии приняли активное участие, предоставляя свои территории, воздушные коридоры и другие необходимые условия для успешного ее проведения. Сотрудничество центральноазиатских стран с международными коалиционными силами в процессе афганского урегулирования также стало одной из причин трансформации статуса региона в основной центр борьбы против распространения терроризма и религиозного экстремизма.
В этом контексте надо подчеркнуть, что усиление присутствия Запада, прежде всего США, в регионе оказало значительное влияние на внешнеполитические подходы России и Китая в отношении Центральной Азии. Если в первое время отмечалось совпадение их интересов в борьбе с терроризмом, включая поддержку коалиционных сил в проведении антитеррористической операции в Афганистане, то впоследствии вновь проявились стереотипы геополитического соперничества, так называемой новой «Большой игры», которая является абсолютно контрпродуктивным, приводящим к проигрышу всех вовлеченных сторон. Безусловно, такая тенденция стала негативно влиять на ситуацию безопасности, как в Центральной Азии, так и в мире в целом.
В настоящее время внутриполитическая ситуация в Афганистане в корне отличается от тех реалий, которые существовали в этой стране всего несколько лет тому назад. Так, весьма серьезными достижениями афганского общества можно назвать «освобождение народа от тиранического режима, затухание вековых политических распрей между разными этническими группировками, открытие школ и университетов, эмансипацию афганских женщин и приток капитала в Афганистан»3.
Более того, многие зарубежные эксперты склонны недооценивать роль президента Афганистана Х. Карзая в преодолении противостояния между различными этническими группировками в этой стране. С точки зрения глубоких корней данной проблемы, историко-культурной и политической природы афганского кризиса успехи Афганистана, достигнутые за короткий период, представляются все-таки значительными.
Сегодня все очевиднее факт, что военного решения афганской проблемы нет, а избранная стратегия коалиционных сил по умиротворению Афганистана не дает ожидаемых результатов. Каждый день продолжения войны еще более усугубляет бедственное положение народа Афганистана и еще больше осложняет решение самой проблемы.
В складывающейся ситуации чрезвычайно важен поиск альтернативных путей достижения мира и стабильности в Афганистане. В их числе важную роль могло бы сыграть создание под эгидой ООН контактной группы «6 + 3», предложенной президентом Узбекистана И. Каримовым еще в 2008 году в Бухаресте. Смысл и суть этой инициативы исходят из того, что проблемы своей страны должны решаться самими афганцами при содействии всех заинтересованных сторон. К их числу прежде всего необходимо отнести США, НАТО, Россию, имеющих конкретное отношение к миротворческой миссии, а также страны, непосредственно соседствующие с Афганистаном4.
Актуальность данной инициативы обусловливается тем, что решить проблемы Афганистана без непосредственного участия сопредельных с ним государств региона, которые вот уже 30 лет испытывают деструктивное воздействие афганского кризиса, невозможно. В связи с тем, что афганская проблема носит глобальный характер, руководитель Узбекистана призвал к тому, чтобы ее решение также рассматривалось в мировом масштабе при участии государств–членов международной коалиции, входящих в Международные силы содействия безопасности в составе контингента НАТО.
Объявленное руководством США решение о выводе начиная с 2011 года американских войск, а начиная с 2014 года сил НАТО с территории Афганистана ставит международное сообщество в ситуацию неопределенности.
Эксперты задаются вопросами: а что, если за обозначенный период времени не удастся разгромить сеть международных террористических структур? как дальше будет развиваться ситуация в Афганистане и в Центральной Азии, если будет осуществлен вывод войск? сможет ли афганское руководство взять контроль над страной, где, по некоторым данным, 35–40% территорий находятся под влиянием сил «Талибана»? будут ли США и страны НАТО пересматривать формат своего участия в афганских делах или оставят эту страну на произвол судьбы?
Мировое сообщество осознает, что без международной помощи Кабул сегодня не способен решить наиболее насущные проблемы развития страны. До настоящего момента международное сообщество шло в основном на оказание значительных финансовых вливаний в экономику Афганистана, армию и государственный аппарат. Однако наличие коррупции и отсутствие долгосрочной стратегии развития сделали подобную политику весьма неэффективной. В этих условиях целесообразно формирование для Афганистана таких условий, когда он смог бы создать собственные источники получения доходов, которые могут стать существенной альтернативой международной помощи. Такие возможности для Афганистана можно создать только через поэтапную интеграцию этой страны в экономические и транспортные структуры Центральной Азии.
Так, вовлечение Афганистана в реализацию масштабных коммуникационных проектов в Центральной Азии, которые способствовали бы освоению огромных запасов топливно-энергетических ресурсов региона и их экспорту на мировые рынки, было бы в одинаковой мере выгодным для центральноазиатских государств и международных инвесторов. Создание альтернативных транспортных коридоров могло бы сформировать единую взаимоувязанную систему коммуникаций, которая обеспечила бы странам региона надежный выход на перспективные рынки.
Участие стран Центральной Азии в восстановительных программах в Афганистане представляет собой наиболее оптимальный механизм содействия последовательной стабилизации военно-политической ситуации в этой стране. В то же время поставки в Афганистан центральноазиатских товаров, материалов и услуг для послевоенной реконструкции уже реально стимулируют экономику стран региона.
В плане участия центральноазиатских стран в реконструкции Афганистана Узбекистан играет особую роль в силу близкого расположения к нему. Это позволяет значительно сократить стоимость строительных проектов на афганской территории, уменьшая транспортные и страховые расходы, а развитая транспортная инфраструктура в Узбекистане могла бы эффективно координировать оборот товаров, направляемых в Афганистан, и осуществлять поставки в ранние сроки.
Необходимо также подчеркнуть, что официальный Кабул рассматривает Узбекистан как одного из своих основных доверенных партнеров, о чем свидетельствуют успешные визиты ряда официальных делегаций из Афганистана в Ташкент5. Согласно подписанным двухсторонним договорам, Узбекистану отдается привилегия по реализации некоторых жизненно важных для афганской экономики проектов, включая реконструкцию Джелалабадского ирригационного комплекса, ирригационной системы «Сарде» и «Кукча», строительство нефтегазового сектора в Афганистане, открытие полевого госпиталя и совместной фабрики по производству медикаментов в Мазари-Шарифе.
Узбекистан, как и другие государства Центральной Азии, оказывает помощь Афганистану, поскольку рассматривает ее как стратегические инвестиции в безопасность.
Например, узбекские компании и инженеры за последние 2–3 года построили 11 мостов вдоль маршрута Мазари-Шариф–Кабул. Строительство ЛЭП Сурхан–Наибабад–Кабул позволило в 2009 году увеличить объемы поставок электроэнергии из Узбекистана в 6 раз и обеспечить круглосуточную подачу электричества в Кабул. В настоящее время в Афганистан Узбекистан поставляет 850 МВт электрической энергии. В результате принятых мер по модернизации энергетической инфраструктуры Узбекистана в последнее время в республике создаются около 2000 МВт новых мощностей. Это даст возможность дальнейшего увеличения поставок электроэнергии в Афганистан. В то же время Uzbektelecom и Afgan Telecom Corp. имеют соглашение об установлении оптико-волоконной связи и обеспечении Афганистана доступом в Интернет.
В ноябре 2010 года завершен проект строительства впервые в истории этой страны железной дороги Хайратон–Мазари-Шариф, общая протяженность которой составляет 75 км. На объектах проекта строительно-монтажные работы осуществила ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», выигравшая тендер. Проект был реализован за счет гранта АБР в объеме $165 млн и собственных средств правительства Афганистана в размере $5 млн6. Узбекистан считает необходимым и дальше развивать железнодорожное сообщение в Афганистане, что позволит открыть трансафганский коридор к портам южных морей и будет способствовать развитию этой страны. Еще одним проявлением содействия Узбекистана в сфере транзита является размещение заключительного сегмента железнодорожной линии Северной распределительной сети НАТО, которая введена в эксплуатацию в феврале с. г. и обеспечивает увеличивающееся количество грузов для войск ISAF НАТО в Афганистане.
Все вышеизложенное свидетельствует о твердой позиции Узбекистана как активного участника процесса реконструкции Афганистана. Однако комплексное решение проблемы, с учетом трудностей в этой стране, должно исходить из новых реалий, когда ни одно государство мира, даже Соединенные Штаты, не в состоянии разрешить их в одиночку.
Узбекистан убежден, что спустя 10 лет после подписания Ташкентской декларации мощнейшая военно-политическая организация, каковой является НАТО, должна быть широко вовлечена в урегулирование афганского кризиса и за рамками военных действий. Суть узбекской позиции заключается в том, что Североатлантический альянс несет ответственность не только за успешную реализацию военной миссии ISAF, но и за достижение долгосрочного политического урегулирования на основе новой модели национального примирения.
Вместе с тем международному сообществу необходимо работать над созданием атмосферы доверия между всеми заинтересованными сторонами в афганском урегулировании на основе совпадающих интересов, ибо только диалог, взаимопонимание и поддержка усилий друг друга являются ключом в решении афганской проблемы.
В течение последнего десятилетия Узбекистан находился на переднем фронте региональных усилий по поиску путей всестороннего разрешения афганского кризиса. Узбекистан, являясь одной из граничащих с Афганистаном страной, располагает как обязательными ресурсами, так и проработанными предложениями по выходу Афганистана из многолетнего конфликта и последующему экономическому росту. Важным ресурсом для решения проблем Афганистана также является наличие в Узбекистане глубоких познаний культуры этой страны, менталитета, обычаев и традиций народа, полученных на протяжении многих столетий в результате близких исторических и культурных связей.
В целом социально-экономическое восстановление Афганистана должно оставаться ключевым направлением регионального и международного сотрудничества в рамках укрепления безопасности в этой стране. Снижение внимания к проблемам Афганистана в силу тех или иных причин может привести к тому, что его территория вновь станет источником таких взаимосвязанных и подпитывающих друг друга явлений, как вооруженное противостояние, терроризм, религиозный экстремизм и наркобизнес.
Узбекистан шаг за шагом и дальше будет наращивать свои двусторонние отношения с Афганистаном, так как мы верили и верим в безопасное и мирное будущее Афганистана. Сегодня, как никогда ранее, международное сообщество осознает, что стабильный Афганистан — уже не иллюзия, а необходимость для региональной и глобальной безопасности.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.