ЕАБР: ГП ФИИР более конкретно определяет цели
Поддержать

ЕАБР: ГП ФИИР более конкретно определяет цели

Элла Байбикова, заместитель начальника аналитического управления Евразийского банка развития, отмечает, что основная цель инновационных стратегий Казахстана и России — диверсификация экономик и устранение сырьевой зависимости.

— Есть ли у банка инновационные проекты в Казахстане?
— Инновации фактически являются новшеством и часто появляются в традиционных видах деятельности и отраслях. Положительным трендом применения инноваций в производственных процессах стало стремление к улучшению экологической обстановки и более рациональному использованию природных ресурсов.
Так, например, проблема рационального использования попутного нефтяного газа существует во всем мире — до двух третей общего объема его добычи в прямом смысле выбрасывается на ветер. Однако современные технологии позволяют успешно решать задачи его сбора и утилизации, что делает экономически привлекательным отказ от его сжигания в факелах непосредственно на месторождениях. В Казахстане ЕАБР профинансирован проект утилизации попутного нефтяного газа на месторождении Кенлык, Кызылординская область. На большинстве нефтеперерабатывающих производств он просто сжигается, что сопровождается выбросами в атмосферу углекислого газа, окислов азота, сернистого газа и сажи, приводит к огромному расходу кислорода и выделению избыточного тепла. В рамках проекта предусмотрена промышленная установка, предназначенная для сбора и переработки попутного нефтяного газа. Получаемые на предприятии химические продукты (сжиженный пропан-бутан и «газовый бензин») широко используются в качестве топлива в коммунальном хозяйстве и сырья на нефтехимических предприятиях и заводах органического синтеза.
В рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию ведется строительство горно-обогатительного комплекса на базе месторождения олова Сырымбет. Производство по выпуску металлического олова является инновационным производством полного цикла, от добычи и обогащения руды до выплавки металла. В состав комплекса входят карьер, обогатительная фабрика по переработке руды и цех металлургического передела. Олово широко используется в электротехнике, электронике и химической индустрии. Значительная часть продукции будет поставляться в Россию.
Способствует развитию химической промышленности Казахстана проект реконструкции серно-кислотного завода. Для реализации проекта поставляется высококачественное оборудование, производимое мировыми лидерами с использованием передовых технологий двойной абсорбции и преобразования и позволяющее получать серную кислоту наиболее эффективным способом.

— Чем отличаются инновационные стратегии Казахстана и России? Какие препятствия вы видите при внедрении инноваций в наших странах? В чем их сходство и в чем различия?
— Инновационные стратегии России и Казахстана пытаются решить проблемы освобождения экономик от сырьевой зависимости, их диверсификации и повышения конкурентоспособности. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве основной цели заявляется переход России на инновационный путь развития, при этом определяются конкретные показатели: увеличение производства инновационной продукции, производства высокотехнологичных товаров, увеличение доли предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличение расходов предприятий на исследования и разработки и др. В документе особое внимание уделяется развитию науки — этому посвящен отдельный раздел. В качестве показателей указывается рост доли публикаций российских исследователей в общемировом числе публикаций и цитируемости научных работ российских исследователей, а также необходимость признания российских вузов в числе ведущих мировых университетов. В стратегии не выделяются приоритетные отрасли, отмечается лишь необходимость внедрения инноваций во всех сферах, в том числе и в системе государственного управления.
Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы (ГП ФИИР) более конкретно определяет стоящую цель: обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности. В качестве путей достижения поставленной цели предлагается увеличение объема несырьевого производства и экспорта, повышение производительности труда, а также рост количества инновационно активных предприятий. В ГП ФИИР выделены традиционные виды индустрии, нуждающиеся в диверсификации: нефтегазовый сектор, химия, горно-металлургическая отрасль, атомная промышленность. Выделены отрасли, имеющие экспортный потенциал: АПК, легкая промышленность, туризм, а также отрасли, имеющие возможность для развития на базе внутреннего спроса: машиностроение, фармацевтика, строительство. Отдельно в документе говорится об «экономике будущего» — информационных и коммуникационных технологиях, биотехнологиях, альтернативной энергетике и космической деятельности.
Общим препятствием при реализации политик России и Казахстана является низкий спрос на инновации со стороны бизнеса, перевес в сторону закупки готового оборудования и технологий за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Также общими для обеих стран являются проблема недостаточного финансирования исследовательской деятельности на предприятиях и отсутствие или неразвитость системы защиты интеллектуальной собственности. Западные компании среднего уровня с собственным производством тратят на исследования минимум несколько процентов от оборота, при этом часто используются разработки университетов или исследовательских центров. В России к этому предстоит прийти. Между исследовательскими центрами и бизнесом существует разрыв, затрудняющий внедрение инноваций в производство. В Казахстане исследовательская деятельность развита меньше, в то же время в ГП ФИИР обещано выделение грантовой помощи на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В обеих стратегиях отмечается необходимость эффективного взаимодействия бизнеса и государства в инновационном развитии, создания благоприятного климата для стимулирования инновационных процессов. Создание жизнеспособной модели государственно-частного партнерства тоже является инновацией. В настоящее время эта проблема не решена полностью ни в России, ни в Казахстане.
Для осуществления технологической модернизации необходимы крупные инвестиции в предприятия и секторы, способные обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции на глобальных или внутренних рынках. Привлечение крупных инвесторов требует развития соответствующих институтов. В настоящее время в РФ и РК источниками долгосрочного финансирования являются национальные и международные институты развития, в то время как для развития инновационных технологий требуется венчурный капитал.
В обеих инновационных стратегиях особое внимание уделяется человеческому капиталу. В итоге именно этот фактор становится решающим при реализации инновационных стратегий.

— Как банк оценивает риски инновационных проектов? Считаете ли вы возможным направлением своей деятельности венчурное финансирование?
— ЕАБР не занимается венчурным финансированием. Риски в проектах, применяющих новые, не использованные ранее технологии, сравнительно высоки. Традиционно финансированием таких проектов занимаются венчурные фонды, а не банки, так как уровень риска по таким проектам очень высок. Банки финансируют проекты, использующие уже проверенные, надежные технологии. В то же время практически любой производственный процесс подвергается постоянным улучшениям, что диктует необходимость модернизации, потребность в новом оборудовании или реконструкции. При рассмотрении проектов и принятии решений об их финансировании банк с помощью технических специалистов проводит оценку используемых технологий, их применимости в течение всего срока проекта, а также экологических последствий.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.