Инфляционная добавка
Поддержать

Инфляционная добавка

Семь лет назад более миллиарда человек перешагнули 60-летний рубеж. В 2050 году число людей старше 65 во многих развитых странах увеличится более чем в два раза, а общая цифра составит 2 миллиарда. Данная категория людей, именуемая в мире пожилыми, а в Казахстане пенсионерами, становится самой многочисленной, что следует учитывать при планировании и проведении социально-экономических реформ.
Терминология, используемая для обозначения категории пожилых людей, различается в законодательстве разных стран и в международных документах. Согласно нормам статистических служб ООН, этим термином охватываются лица в возрасте 60 лет и старше. В статистической службе Европейского союза к пожилым людям относят лиц в возрасте 65 лет и старше, поскольку 65 лет считается наиболее распространенным возрастом для выхода на пенсию.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона в контексте старения населения эксперты условно делят на три группы:
• с ускоренными темпами процесса старения населения (25% пожилых людей к 2050 году) — Гонконг, Китай, Таиланд, Сингапур, Шри-Ланка, Новая Зеландия, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Армения;
• со средними темпами (20–25%) — Монголия, Малайзия, Вьетнам, Индия, Турция, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан);
• с медленными темпами (20%) — Камбоджа, Филиппины, Пакистан, Бангладеш, Лаосская Народная Демократическая Республика, Туркменистан.
Казахстан переступил порог старения населения сравнительно недавно, но в ближайшем будущем этот процесс будет значительно ускоряться. Так, если на начало 1999 года доля лиц в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения составляла 6,7%, то на начало 2004-го — уже 7,4%. Согласно прогнозам казахстанских экспертов, к 2030 году эта цифра увеличится до 11,5%.
Подобные демографические изменения не только сильно отразятся на всех сторонах индивидуальной, общинной, национальной и международной жизни, но и преобразят все аспекты человеческого бытия: социальные, экономические, политические, культурные, психологические и духовные. В социальной сфере это скажется на состоянии здоровья людей, составе семьи, образе жизни, жилищных условиях и миграции населения. Старение населения — не только демографический феномен, оно может быть детерминантой процессов в политической сфере, и это прежде всего старение электората и вопрос представленности интересов различных возрастных групп в политической жизни.
В некоторых странах ситуация со старением населения до сих пор рассматривается главным образом как «еще одна обуза, отвлекающая на себя ресурсы», особенно ввиду миграции кормильцев в города и общей экономической напряженности в целом ряде развивающихся стран. Существует тенденция рассматривать старение как нечто, происходящее к концу жизни, и до некоторой степени такое представление неумышленно подкрепляется тем, что ныне понимается под термином «геронтология».
В новом подходе учет числа и доли пожилых людей в обществе остается важным моментом. Старение становится темой, которая имеет отношение ко всей жизни. Предметом внимания при определении общественной политики становятся зависимые от возраста отношения между людьми и возрастными группами в семьях, сообществах и обществах в целом. Это, в свою очередь, приводит к теме «общества для всех возрастов». Общество для всех — это такое общество, которое приспосабливает свои структуры и функции, а также политику и планы к потребностям и возможностям всех, тем самым высвобождая потенциал каждого на благо всех, а «общество для всех возрастов» учитывает движение индивидов по жизни и существование жизненных фаз, в которых индивиды в любой момент времени могут быть охарактеризованы как представители определенных возрастных групп.
Возвращаясь к цифрам, своевременно сказать о демографической статистике в Казахстане. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2010 году число получателей пенсий составило 1 695 301 человек.
Реакция государств, осознающих глубину проблемных вопросов, связанных со старением населения, неоднозначная и во многом зависит от уровня экономического развития. Развитые страны с достаточными ресурсами для обращения к тому, что связано со старением, осуществляли в ответ на старение своего населения целый спектр программ и решений. В некотором отношении достигнутый прогресс, разработка инфраструктуры, включение аспектов, связанных со старением населения, в планы национального развития, организация национальных координационных механизмов по проблемам старения были многообещающими. Программы, касающиеся здравоохранения, социального благополучия и обеспечения жильем, непрерывно развивались и совершенствовались во многих развитых странах мира, но в большинстве развивающихся стран этим программам часто не достает широты охвата и качества проработки. Во многих случаях сильно уязвимыми остаются женщины. Особенно же в развивающемся мире сохраняется недостаток в предоставлении пожилым людям возможностей для образования, обучения и получения дохода.
Предполагается, что казахстанский пенсионер со временем будет получать пенсию из собственных сбережений, аккумулирующихся на счете в накопительном пенсионном фонде. Снижение и в некоторых случаях даже отрицательная доходность пенсионных фондов поставили под сомнение пенсионную систему страны. Президент в своем послании поставил задачу до июля выработать предложения по совершенствованию пенсионной системы. «Руководство отдельных пенсионных фондов распоряжается ими (накоплениями, свыше 17 млрд тенге. — Авт.) как своими собственными и обслуживает интересы акционеров, нередко покрывая их расходы. Вкладчики не имеют возможности влиять на инвестиционную политику пенсионных фондов», — заявил президент.
Почти сразу за посланием СМИ опубликовали документ с длинным названием — Правила выполнения гарантий государства получателям пенсионных выплат по сохранности обязательных пенсионных взносов в накопительных пенсионных фондах в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты. Сразу оговоримся — выплаты будут обеспечены бюджетом. Если на момент приобретения лицом права на пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов сумма пенсионных накоплений в накопительном пенсионном фонде меньше суммы фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, с учетом уровня инфляции, то пенсионер получает разовую выплату.
Это ставит в неравные условия сами пенсионные фонды. Правилами пока не определено, каким образом НПФ будут возмещать затраты бюджета и, главное, имеет ли смысл вообще заниматься инвестиционной деятельностью, если ответственность за инвестиционные провалы перекладывается на плечи налогоплательщиков.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.