Особенности национального образования: упущенные возможности или осознанные амбиции?
Поддержать

Особенности национального образования: упущенные возможности или осознанные амбиции?

Жания Аубакирова

Особенности национального образования: упущенные возможности или осознанные амбиции?

На вопросы посетителей сайта www.exclusive.kz отвечает Жания Аубакирова — педагог, профессор и ректор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, народная артистка Республики Казахстан, лауреат Государственной премии Республики Казахстан.

Раушан: Моему сыну исполнилось пять лет. Он очень любит петь, танцевать, но и достаточно строго выбирает музыку по каким-то своим, непостижимым для меня критериям. Для каждой матери ее ребенок — это кладезь талантов и способностей ко всему, я не исключение. Хотелось бы развить этот дар и чтобы ребенок выбрал определенное направление и, как говорится, чтобы не распылялся. В то же время как определить его потенциал в том или ином направлении? Я в растерянности…

Ж. А.: В такой растерянности находятся все родители, дорогая Раушан. Вы хотите контролировать неконтролируемое. А таланты и способности нужно развивать во всех направлениях, и чем раньше, тем лучше. Но, пожалуйста, не перегрузите ребенка. Потенциал проявится на практике, и это долгий временной процесс. Как часто детки в юном возрасте так много нам обещают, а в последующем — не подтверждают ожиданий. Иногда от ребенка ничего не ждешь, а он вдруг так удивит!

Мария: Уважаемая Жания, могли бы вы посоветовать или, может, просто рассказать, по-вашему мнению, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в музыкальную школу? Как выбрать нужный инструмент? На что вообще обращать внимание при выборе инструмента для ребенка? Скажите, пожалуйста, какую из существующих у нас в Казахстане музыкальных школ вы бы рекомендовали?

Ж. А.: Это непростой вопрос. В каждом городе есть хорошие школы и хорошие учителя, правда, их не так много, как хотелось бы. Моя бы воля, я б все школы сделала с музыкальным уклоном. Правда, я понимаю, что если у спортсмена спросить — он бы сделал со спортивным уклоном, у художника — с художественным и т. д.

Если вы живете в Алматы, приходите к нам в консерваторию. У нас есть экспериментальная школа искусств, обучение в которой направлено на то, чтобы определить, к чему ребенок расположен, какой инструмент ему порекомендовать, понять его художественные наклонности.

Из алматинских специализированных музыкальных школ — конечно, школы имени Куляш Байсеитовой и Ахмета Жубанова. Специальное музыкальное образование (начальное и среднее) может быть предоставлено в моей авторской школе. Хорошего качества музыкальные школы № 3 и № 5. Может быть, я не все знаю.

В регионах сильные специализированные школы в Караганде, Павлодаре и Усть-Каменогорске, в последние годы в Астане.

Карина: Моя дочь хочет профессионально заниматься музыкой. Но я вижу, что у нее ничего не получается. Она посредственность. Что делать, если ясно, что ребенок — вовсе не выдающийся музыкант, как ему это объяснить?

Ж. А.: Не нужно ему ничего объяснять. Пусть продолжает заниматься. Никто, даже самый большой эксперт, не может однозначно определить талант или диагностировать посредственность. Очень многое зависит от таланта педагога, от возраста ребенка, от систематичности занятий. Если ребенок хочет заниматься — это самое лучшее. Даже если он не вырастет в профессионала, музыка даст ему много полезного для жизни и будущей профессии. Дайте больше любви и доверия своему ребеночку.

Феликс: Как вы думаете, какова роль музыкального образования в наших реалиях?

Ж. А.: Роль музыкального образования, так же как и любого образования, культуры и искусства, колоссальна, и ее очень трудно переоценить. Без всего вышеперечисленного общество деградирует, не может развивать современную экономику, поддерживать инновации и уровень собственного благосостояния. Если вы следите за динамикой развития нашего общества, то видите, что все государственные планы последних лет направлены в основном на развитие образования и культуры. Без них — никуда.

Ернар: Насколько возможно уже взрослеющему человеку найти свое не особо востребованное, по крайней мере в Казахстане, место под солнцем, не переезжая за границу?

Ж. А.: Я часто сталкиваюсь с подобными вопросами. Невольно сравниваешь положение тех, кто остался в своей стране, с теми, кто уехал в поисках лучшей доли. И те и другие пережили много трудностей, испытаний на прочность. При прочих равных условиях одним удалось проявиться, заслужить высокую репутацию, продолжить профессиональное и личностное развитие, достичь определенных высот в карьере, а другим, к сожалению, нет. Как мне кажется, это не совсем зависело от страны проживания, поскольку без трудностей не бывает; в основном это зависело от качества жизненных сил, данных природой, от способности понимать и принимать этот мир, от коммуникационных и просто человеческих качеств. Везде востребованы умные, симпатичные и харизматичные персоны, независимо от уровня и традиций того или иного общества. Если вы грамотный, образованный, креативный, а также адекватный по материальным запросам человек, то точно найдете работу в Казахстане и вам вовсе не обязательно переезжать за границу. Тем более понятно, что вам этого совсем не хочется.

Карлыгаш: Недавно на «Фейсбуке» прозвучала следующая инициатива: хватит привозить за бешеные гонорары заезжих, не очень качественных, но раскрученных исполнителей. Особенно если речь о бюджетных средствах. Автор предлагает вкладывать деньги в собственную культуру — это и выгоднее, и дальновиднее, и патриотичнее. Как вы относитесь к этой инициативе?

Ж. А.: Однозначно поддерживаю. Особенно потому, что я представитель отечественной культуры. С другой стороны, я понимаю, что заграничные звезды приезжают однажды или с какой-то периодичностью, а мы, свои, доступны в любое время. Выступления приезжих артистов во всех странах, не только в Казахстане, всегда вызывают повышенный интерес. В нашей стране, когда не было достаточного внимания к своей культуре, в нее не вкладывались средства, не было менеджмента, рекламы, тогда местным артистам действительно невозможно было конкурировать с приезжими. Сегодня ситуация намного лучше. Многие наши артисты выступают на настоящем международном уровне, и казахстанское общество их воспринимает соответственно. Конечно, нам нужно повышать собственную самооценку, чтобы правильно использовать бюджетные средства, которые выгоднее вкладывать в собственную культуру, чем отдавать в качестве гонораров приезжим, раскрученным, качественным, а порой не особенно качественным артистам. Также нужно знать мировую конъюнктуру в музыкальном бизнесе, чтобы не переплачивать гонорары, которые нам выставляют мировые звезды, уверенные в наших финансовых возможностях и гостеприимстве.

Как часто в общественном сознании звучат сожаления о недостаточном уровне нашей культуры, и никто особенно не переживает о социальном и материальном положении отечественных артистов. Я не имею в виду уровень жизни казахстанских звезд, а говорю о тех, кто создает слой культуры, особенно в регионах. Там до сих пор есть зарплата в районе 25–30 тыс. тенге в месяц, для молодых специалистов нет квартир и т. д. О каком высоком уровне культуры можно говорить в такой ситуации? Хотя, еще раз повторю, если руководители регионов имеют специальную политику в области культуры, тогда ее положение намного лучше, чем в других местах. То есть пока еще в этом процессе нет системы.

Дмитрий: Кем из своих учеников вы гордитесь?

Ж. А.: Многими. Я считаю своими учениками не только пианистов, но и многих других студентов консерватории разных специальностей, бывших и настоящих, которыми гордится страна, и они становятся известными в мире. Я такой наставник молодежи и ветеран труда! Мне важно, что они воспринимают не только мои профессиональные или ремесленные советы и опыт, но и, главным образом, мою идеологию творческого человека. Современный музыкант обязан обладать активной объединительной позицией — а это и просветительство, и организаторская работа в культуре, и воспитание общества в направлении духовных и нравственных идеалов.

А.С.: Жания, как вы проводите свое свободное время? Музыка для вас —отдых или работа?

Ж. А.: Ну и вопросик! Вы, как и некоторые, наверное, считаете, что музыканты — это те, кто в любой момент может сыграть, всегда очень вдохновлены, жизнь — сплошной отдых и радость. Мне часто приходится повторять, что я работаю, как раб на галерах, совмещая противоположные виды деятельности, такие как творчество и администрация. Даже если человек не имеет другой нагрузки, кроме творческой, всё равно это очень трудоемкий, мучительный, напряженный труд, иногда без отпусков или выходных. Вы, наверное, хотели больше спросить про удовольствие, а не отдых. Конечно, удовольствие имеет место быть, когда ты сыграл хороший концерт и публика довольна и награждает тебя восторженными аплодисментами.

Аноним: Вы пишете о роли интеллигенции. А она у нас еще есть? Можете назвать пофамильно?

Ж. А.: Любое общество обладает слоем интеллигенции. Назвать пофамильно не смогу, потому что перечисление займет несколько страниц. Мне кажется, это не совсем корректный вопрос.

Жаныбек: Жаке, сейчас много говорят о социальных лифтах. Я не совсем понимаю, о чем идет речь. Наверное, о том, как добиться успеха, реализовать себя. А что думаете об этом вы?

Ж. А.: Вы всё правильно понимаете. Понятие социальных лифтов подразумевает создание обществом условий для развития, самореализации представителям разных слоев населения, а не только тех, которые получают некоторый кредит для профессионального старта с помощью связей, финансовой поддержки и т. д.

В. С.: В консерватории говорят, что у вас есть свои любимчики, которым всё прощается. Правда ли это? По каким критериям вы выбираете любимчиков?

Ж. А.: У каждого человека есть свои любимчики. В моем случае любимчики — это те, кого я считаю своими единомышленниками, которые много и качественно работают, приносят своим трудом пользу консерватории. Им многое не прощается, вернее, с них больше требуется и спрашивается, потому что мне известен их потенциал.

Зарина: Хорошая тема конференции. Как вы думаете, наша культура — это наши амбиции или уже упущенные возможности?

Ж. А.: Я уже забыла про тему конференции, потому что никто не спрашивает о ней.

На самом деле, вопрос о национальном образовании, об осознанных амбициях или упущенных возможностях. Я думаю, что и то и другое присутствует в нашем процессе реформирования всей системы образования. Что-то из прежнего опыта объективно отмирает, и естественно, что это болезненный процесс, вызывающий острую реакцию образовательного сообщества. Мне нравится выражение «осознанные амбиции» в противовес беспочвенным амбициям или неоправданным иллюзиям. Нам повезло жить в «эпоху перемен», когда всем обществом должны выходить из «зоны комфорта», отказываться от прежних ценностей, принимать «новое» мышление, не всегда понятное. Можно быть спокойным — это долгий и мучительный процесс.

Айдар: Говорят, вы счастливы в браке. Как вам это удалось? Чем занимаются ваши дети?

Ж. А.: Счастье в браке дается Создателем. Мои детки занимаются разнообразной и интересной деятельностью, не связанной с музыкой.

Аноним: Прочитала в вашем интервью, что вы не летаете бизнес-классом. Как к этому относятся ваши влиятельные покровители?

Ж. А.: Без подписи, аноним? Тогда — без комментариев.

Жанна: Вы большую часть жизни отдали воспитанию культуры у молодых казахстанцев. Как считаете, что для этого более ценно — «возвращение к корням» или всё же своего рода бенчмаркингом может служить международный опыт, причем ведущих стран в области музыки и вокала?

Ж. А.: Я до сих пор и не знала, что такое бенчмаркинг, но, оказывается, очень много его использовала в процессе воспитания культуры у своих студентов. Вместе с тем знание своих корней чрезвычайно важно, без этого деятель культуры не считается профессионалом.

Валерий: Известно, что далеко не все выпускники «консервы» находят себя на профессиональном музыкальном поприще. Часть уходит в бизнес, часть — в наемные работники и лишь единицы — в культуру. Как вы как Учитель к этому относитесь? Можно ли изменить ситуацию или всё же истинных музыкантов единицы?

Ж. А.: Мир меняется очень быстро, и наша страна в том числе. У молодых и талантливых исполнителей появляются довольно хорошие возможности. По крайней мере, у студентов консерватории есть шансы проявить себя не только на родине, но и поехать в другие страны, чтобы поучиться, пройти стажировку, поучаствовать в конкурсах, выступать на лучших сценах мира. За последние десять лет наши студенты значительно повысили собственную самооценку, успешно выступив во многих международных конкурсах, покорив такие мировые сцены, как Carnegie Hall, Kennedy Centre, Barbican Hall, Konzerthaus, Berliner Philharmoniker и др.

Вместе с тем, действительно, некоторая часть уходит в другие сферы деятельности или получает второе образование, чтобы усилить свои позиции в музыке либо найти более практичное применение своим способностям в качестве менеджеров, PR-специалистов. Есть выпускники, которые успешно работают в банковском секторе, в национальных компаниях. Это не говорит об их неудачно сложившейся карьере, а демонстрирует потенциал их творческого и рационального мышления, качество их музыкального образования, позволяющего успешно реализовываться в новых профессиональных сферах.

Алексей: В Казахстане помимо классической музыки и вокала широкое развитие получило эстрадное исполнение. Как вы считаете, каким путем в стране будет развиваться шоу-бизнес? Это будет российский сценарий (полукриминальный) или же мы сможем найти свой путь?

Ж. А.: Я не специалист в области шоу-бизнеса. Мы, классики, не только в Казахстане, но и во всем мире, хоть и бедные, но гордые и высокомерные по отношению к сфере шоу-бизнеса. За нашими плечами столько лет высокоинтеллектуального образования, мы имеем дело с великими творениями мирового репертуара. Нам, честно говоря, смешно наблюдать за суетой, внешними и часто ложными «ценностями», которые проявляются в этой сфере. Но я не исключаю моментов истины в популярной музыке, связанных с достойными именами и их талантливым, профессиональным творчеством.

В. Н.: Вы чувствуете, что хочет казахстанский зритель? Если да, то расскажите о его предпочтениях.

Ж. А.: Будьте уверены, уважаемый В. Н., казахстанский зритель такой разнообразный, что в своих предпочтениях абсолютно бесконечен, и это наше счастье! Каждый артист может найти своих поклонников, можно сказать, фанатов своего творчества. Раньше было сложнее с выбором музыкального продукта, общество было изолировано от мирового магистрального процесса. Теперь мир открылся — казахстанцы слушают и воспринимают культурный продукт в полном объеме.

Айгерим: Вы часто бываете за рубежом, общаетесь с поклонниками классической музыки. Расскажите, что зарубежные зрители говорят о Казахстане.

Ж. А.: Те, с кем мне удается пообщаться подробнее, в основном восхищаются Казахстаном, его успехами в экономическом и культурном развитии. Все мечтают к нам приехать. Все знают нашего президента, восторгаются Астаной, нашим гостеприимством… Но любители классической музыки за рубежом — часто космополиты и далекие от политики люди. Я бы хотела, чтобы они больше интересовались Казахстаном, а им в основном более важна на тот момент, после концерта, интерпретация Моцарта или Шумана, Прокофьева или Рахманинова.

Аноним: Была ли в вашей практике «история Фроси Бурлаковой» из фильма «Приходите завтра»? Расскажите.

Ж. А.: К сожалению, не видела этого фильма. Обязательно посмотрю, потом обменяемся впечатлениями.

Олег: Дорогая Жания! Вы уникальный менеджер в сфере образования и культуры! Я был на гала-концертах консерватории в Астане и Алматы. Скажите, как ваши молодые музыканты-студенты играют так, как будто играют мировые звезды? В чем секрет?

Ж. А.: Большое спасибо за позитивную оценку, дорогой Олег!

Любое концертное выступление требует умения перейти в состояние, отличающееся большой концентрацией духовных и энергетических сил. Настоящий профессионал не ждет, когда его посетит вдохновение, потому что он знает технологию движения всех внутренних и внешних сил, приводящих к этому состоянию. Прежде всего я стремлюсь развивать в студентах силу личности, чтобы, выходя на сцену, молодой музыкант знал о том, какая высокая миссия лежит на нем. Необходимо иметь особый настрой при встрече с публикой, чтобы было легче преодолевать страх и технические проблемы. Тогда его внимание будет сконцентрировано на главном — передаче смысла исполняемых произведений.

В последнее время я вижу, как качественно растут мои студенты — не только как музыканты, но и как личности, осознающие свою особую миссию.

Одна из причин успеха последних концертов в Астане и Алматы — правильная концентрация на звуковой режиссуре, в которой произведения должны были сочетаться друг с другом и выстраиваться в одну звуковую линию и форму. Если в концертах планируется видеоизображение, то оно должно быть в помощь звуку, а не подавлять его. Что мы и сделали. У нас на экран транслировались крупные планы музыкантов во время игры, которые усиливали зрительские эмоции. А вы как раз и прониклись этими эмоциями и светом вдохновения, исходящим от лиц наших прекрасных студентов.

Aksulu: Не трудно ли вам: семья и карьера? Поездок много… и т. д. Пусть банальный вопрос, но у каждого своя история. Тем более именно творческие люди требуют больше внимания, энергии, времени и т. д.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.