воскресенье, 21 апреля 2019
,
USD/KZT: 379.29 EUR/KZT: 426.4 RUR/KZT: 5.93
Акимы могут получить корпоративный подоходный налог МСБ Пророссийский украинец Медведчук дал совет кандидату Зеленскому Чем будет занят Токаев в ближайшие дни «Старший» партнер хочет лишить казахов возможности закупать сахар вне ЕАЭС Крымские оккупанты в Алматы Судьбу Байконура решают только президенты Пекин докладывает о росте экономики В Туркестанской области женщина пытала падчериц? Трамп подразнил в Twitter своих возможных соперников на выборах 2020 года ЕАЭС готовится к системе электронных автопаспортов Charlie Hebdo троллит Макрона, но не символ Франции В России все больше симпатизируют Сталину Полтриллиона отечественным экспортерам Кому и за что дали Пулитцера-2019 Ташкент и Нур-Султан приняли совместное заявление Кабмин пошел навстречу ЦИК не в полном объеме Хозяин Белого дома ворчит на ФРС Токаев рассказал узбекам про «мосты» дружбы Басманный суд оставил Калви под домашним арестом Токаев обратил взор на проблемный Жанаозен Скромный президент сказал много хороших, правильных слов Минск в пику «обнаглевшей» Москве начнет ремонт трубопровода «Дружба» «Олимпийский» получил заявки Порошенко и Зеленского Мадуро скоро оставит страну без золотого запаса Эрдоган по-прежнему хотел бы раздвинуть «нур-султанский процесс»

Тотальный провал. Коммунисты в ужасе от хода приватизации

Коммунисты бьют тревогу, считая вторую волну приватизации проваленной. Они обратились к  премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву с призывом пересмотреть ход реализации программы. Что же вызвало их недовольство?

Итак, по словам партийцев, вторая волна приватизации продолжается в Казахстане уже четвертый год. За это время продано более 600 объектов, однако общая выручка от приватизации за весь период составила порядка 256  млрд тенге, без учета расходов на подготовку и проведение торгов. Это составляет менее 1% от доходов республиканского бюджета за 2014-2017 годы. Таким образом, приватизация, фактически не сыграла никакой фискальной роли.

Из общего количества проданных, 54% - это объекты коммунальной собственности. Большинство из них имеют социальную направленность, и их продажа не приводит к реальному расширению экономических возможностей частного сектора. Значительную часть представляют объекты, которые являются сервисными организациями госорганов и нацкомпаний. Их продажа никак не влияет на рост конкурентной среды, поскольку они продолжают оставаться единственными поставщиками

Не решается и задача уменьшения роли государства в экономике. Только в прошлом году созданы новые крупные национальные компании «Казах инвест» и «Казах туризм». Их масштаб деятельности превышает оборот всех приватизированных коммунальных объектов вместе взятых. По факту отмечается усиление государственного присутствия в экономике на фоне формального сокращения числа государственных объектов.

Приватизация не привела к стимулированию фондового рынка. Из 114 проданных объектов национальных холдингов только 29 были реализованы через конкурсы и аукционы с повышением цены. Остальные 85 объектов (почти 75%), были реализованы через аукционы с понижением цены, либо вообще без конкурсных процедур – через прямые продажи, дарение, преимущественное право выкупа. В ходе второй волны приватизации был исключен из программы 321 объект, то есть почти каждый третий. Это свидетельствует о не проработанности списка активов, выставленных на продажу, отсутствии объективной необходимости их приватизации.

Не отмечается притока инвестиций в приватизированные предприятия и оживления экономической активности. В настоящее время процесс приватизации продолжается в инерционном режиме, при этом не понятны его экономические цели и задачи, которые намерено решить государство. Нет четкого определения отраслей, в которых участие государства нужно свести к нулю и тех, где оно должно сохранить свою роль. Из-за отсутствия внятных критериев список объектов на приватизацию постоянно пересматривается. Учитывая, что почти за 4 года приватизации экономический эффект для страны несущественен, а у граждан вызывает скепсис и опасения касательно будущего объектов коммунальной собственности и роста тарифов, фракция «Народные коммунисты» считает нецелесообразным продолжать реализацию программы в существующем виде. Вместо нее необходима конкретная концепция качественного управления государственными активами с постановкой долгосрочных целей по отраслям, понятных, как бизнесу, так и населению, убеждены партийцы.

Комментируя для Exclusive.kz  обращение к Бакытжану Сагинатаеву один из его авторов депутат Айкын Конуров, в частности, сказал следующее:

Частник, в основном, идет на «лакомые куски» в виде дешевых объектов социально-культурной сферы в городах, где их можно использовать в прямых коммерческих целях и их стоимость покупки будет на порядок ниже затрат на строительство или сервисные компании с доминирующим положением на том или ином рынке. Непривлекательные для «частника» объекты, как показывает жизнь, это в основном коммунальная собственность малых городов, районов, аулов или снимается с торгов, или продается за копейки, когда стоимость в разы ниже затрат на строительство.  Интересных объектов мало, а тех, что надо приватизировать любой ценой много, поскольку, если их никто не купит за два года, то их нужно ликвидировать. Но сделать это с водоканалом, теплотранзитом или котельной, которые в руках государства еле дышат, а частник не потянет - значит обречь населенный пункт на уничтожение. Чиновники в погоне за реализацией плана приватизации идут на различные ухищрения и, зачастую, привлекают покупателей на объекты коммунальной собственности абсолютно не сведущих в этой сфере, на авось. Такая приватизация ведет или к росту тарифов или к банкротству этих предприятий. Недавно я общался с жителями села Бесколь Кызылжарского района Северо-Казахстанской области. Приватизация ГКП Жигер, отвечавшего за коммуналку, привела к появлению трех  собственников, которые стали владельцами бани, сетями подачи тепла и воды, системами канализация и вывоза мусора. В течение года покупатели поняли, что легких денег на этом бизнесе не заработаешь и начались проблемы и у них, и у жителей. Некогда единый комплекс ГКП, что довольно сносно предоставлял услуги, стал давать сбои и деградировать на глазах. Старые чиновники ушли, а новые пытаются найти выход из ситуации. Коренное отличие нашей приватизации, например, от китайской в том, что там предприятия сначала «ставят на крыло», а потом уже отпускают в свободный рынок. У нас же объекты коммуналки напоминают больных и беспомощных цыплят, которые без опеки государства «загнутся». Мы не от приватизации в целом предлагаем отказаться, а пересмотреть подходы и отказаться от приватизации объектов, не только не дающих экономического эффекта, но и имеющих отрицательную эффективность.

 

Оставить комментарий

Аскар Муминов

Страницы:1