четверг, 19 июля 2018
Небольшая Облачность +28, Небольшая Облачность
USD/KZT: 344.58 EUR/KZT: 400.51 RUR/KZT: 5.47
Мадьяры вышли из соглашения ООН по миграции Google штрафанут на €4,3 миллиарда за махинации Катар считает стадионы для чемпионата мира по футболу В узбекские школы придет «корпоративное» руководство Нацбанк оштрафовал БВУ почти на 18 миллионов тенге Президент США думает, что его встреча с российским лидером – почти триумф Таджики тоже объявят поэтапную войну пакетам Казахстанский уран, возможно, попадет под пошлины Главный фондовый воротила не скупится на благотворительность Плановые приватизация и доприватизация «Исторический» саммит прикаспийских лидеров пройдет 12 августа Президент в кадре: «Требую не допускать безобразия!» Крылатый Rolls Royce Привыкаем к «заскокам» тенге Русский депутат всегда поймет русского олигарха Вице-мэр Бишкека нашел в себе мужество почти оставить в покое науку Fitch оценило рейтинг эрдогановской Турции. Ничего хорошего. ЖССБК «вживую» расскажет о 7-20-25 В Узбекистане власти хотят отменить студенческие стипендии За счет чего узбеки наращивают экспорт Глава Евросовета против пересмотра мирового порядка Трамп и Путин – это просто встреча В ЕАЭС отредактировали надписи на молокосодержащих продуктах Родные Сержа Саргсяна в розыске Узбекский министр призвал «инвестировать бюджет в образование»

Тотальный провал. Коммунисты в ужасе от хода приватизации

Коммунисты бьют тревогу, считая вторую волну приватизации проваленной. Они обратились к  премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву с призывом пересмотреть ход реализации программы. Что же вызвало их недовольство?

Итак, по словам партийцев, вторая волна приватизации продолжается в Казахстане уже четвертый год. За это время продано более 600 объектов, однако общая выручка от приватизации за весь период составила порядка 256  млрд тенге, без учета расходов на подготовку и проведение торгов. Это составляет менее 1% от доходов республиканского бюджета за 2014-2017 годы. Таким образом, приватизация, фактически не сыграла никакой фискальной роли.

Из общего количества проданных, 54% - это объекты коммунальной собственности. Большинство из них имеют социальную направленность, и их продажа не приводит к реальному расширению экономических возможностей частного сектора. Значительную часть представляют объекты, которые являются сервисными организациями госорганов и нацкомпаний. Их продажа никак не влияет на рост конкурентной среды, поскольку они продолжают оставаться единственными поставщиками

Не решается и задача уменьшения роли государства в экономике. Только в прошлом году созданы новые крупные национальные компании «Казах инвест» и «Казах туризм». Их масштаб деятельности превышает оборот всех приватизированных коммунальных объектов вместе взятых. По факту отмечается усиление государственного присутствия в экономике на фоне формального сокращения числа государственных объектов.

Приватизация не привела к стимулированию фондового рынка. Из 114 проданных объектов национальных холдингов только 29 были реализованы через конкурсы и аукционы с повышением цены. Остальные 85 объектов (почти 75%), были реализованы через аукционы с понижением цены, либо вообще без конкурсных процедур – через прямые продажи, дарение, преимущественное право выкупа. В ходе второй волны приватизации был исключен из программы 321 объект, то есть почти каждый третий. Это свидетельствует о не проработанности списка активов, выставленных на продажу, отсутствии объективной необходимости их приватизации.

Не отмечается притока инвестиций в приватизированные предприятия и оживления экономической активности. В настоящее время процесс приватизации продолжается в инерционном режиме, при этом не понятны его экономические цели и задачи, которые намерено решить государство. Нет четкого определения отраслей, в которых участие государства нужно свести к нулю и тех, где оно должно сохранить свою роль. Из-за отсутствия внятных критериев список объектов на приватизацию постоянно пересматривается. Учитывая, что почти за 4 года приватизации экономический эффект для страны несущественен, а у граждан вызывает скепсис и опасения касательно будущего объектов коммунальной собственности и роста тарифов, фракция «Народные коммунисты» считает нецелесообразным продолжать реализацию программы в существующем виде. Вместо нее необходима конкретная концепция качественного управления государственными активами с постановкой долгосрочных целей по отраслям, понятных, как бизнесу, так и населению, убеждены партийцы.

Комментируя для Exclusive.kz  обращение к Бакытжану Сагинатаеву один из его авторов депутат Айкын Конуров, в частности, сказал следующее:

Частник, в основном, идет на «лакомые куски» в виде дешевых объектов социально-культурной сферы в городах, где их можно использовать в прямых коммерческих целях и их стоимость покупки будет на порядок ниже затрат на строительство или сервисные компании с доминирующим положением на том или ином рынке. Непривлекательные для «частника» объекты, как показывает жизнь, это в основном коммунальная собственность малых городов, районов, аулов или снимается с торгов, или продается за копейки, когда стоимость в разы ниже затрат на строительство.  Интересных объектов мало, а тех, что надо приватизировать любой ценой много, поскольку, если их никто не купит за два года, то их нужно ликвидировать. Но сделать это с водоканалом, теплотранзитом или котельной, которые в руках государства еле дышат, а частник не потянет - значит обречь населенный пункт на уничтожение. Чиновники в погоне за реализацией плана приватизации идут на различные ухищрения и, зачастую, привлекают покупателей на объекты коммунальной собственности абсолютно не сведущих в этой сфере, на авось. Такая приватизация ведет или к росту тарифов или к банкротству этих предприятий. Недавно я общался с жителями села Бесколь Кызылжарского района Северо-Казахстанской области. Приватизация ГКП Жигер, отвечавшего за коммуналку, привела к появлению трех  собственников, которые стали владельцами бани, сетями подачи тепла и воды, системами канализация и вывоза мусора. В течение года покупатели поняли, что легких денег на этом бизнесе не заработаешь и начались проблемы и у них, и у жителей. Некогда единый комплекс ГКП, что довольно сносно предоставлял услуги, стал давать сбои и деградировать на глазах. Старые чиновники ушли, а новые пытаются найти выход из ситуации. Коренное отличие нашей приватизации, например, от китайской в том, что там предприятия сначала «ставят на крыло», а потом уже отпускают в свободный рынок. У нас же объекты коммуналки напоминают больных и беспомощных цыплят, которые без опеки государства «загнутся». Мы не от приватизации в целом предлагаем отказаться, а пересмотреть подходы и отказаться от приватизации объектов, не только не дающих экономического эффекта, но и имеющих отрицательную эффективность.

 

Оставить комментарий

Аскар Муминов

Страницы:1