четверг, 20 июня 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
Местные бюджеты станут богаче Быть или не быть АЭС Кайрат Мами: у народа, уважающего порядок, ясное будущее Свыше 1000 человек посетили фестиваль Go Viral В Акмолинской области разбился самолет Узбекистан станет участником Гаагской конференции ФРС оставил ставку на прежнем уровне Дело Текебаева пересмотрит Верховный суд Имена убийц 298 пассажиров рейса MH17 названы Платини свободен Что будет на Kazakhstan Energy Week и Евразийском Форуме Kazenergy? Сегодня в Нидерландах назовут имена виновных в крушении рейса MH17 Выпуск алюминия снизился на 9% В Ашхабаде очереди за продуктами Жомарту Ертаеву продлили арест еще на 2 месяца Трамп пойдет на второй срок Аренда в Берлине станет дешевле чем в Нур-Султане? Мишель Платини задержан Аскар Жумагалиев вновь стал министром Сколько людей задержали во время митингов? С 19 июня на дорогах РК вводится дифференцированный тариф Все продается. И Sotheby’s тоже. Уличные камеры в Душанбе начнут распознавать лица Максат Скаков получил новую должность Казахстанская компания запустила завод по выпуску жидкого азота

Экологии Каспия может быть нанесен ущерб

Как известно, недавно в Актау была подписана международная Конвенция о статусе Каспийского моря. Исторический документ обозначил перспективы сотрудничества на Каспии, но при этом, как выяснилось, нерешенными остались несколько ключевых вопросов. Среди них - а собственно, каков статус у Каспия – озеро или море, и главное - не будет ли нанесен невосполнимый ущерб экологии региона, если здесь начнут проводить трубопроводы.

Посол по особым поручениям министерства иностранных дел Казахстана Зульфия Аманжолова, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнула, что в конвенции указана статья, касающаяся возможности прокладки магистральных трубопроводов и кабелей по дну Каспия.

«Такие коммуникации можно проводить только с согласия государства, по чьей территории проходит маршрут, и обязательно нужно учесть все существующие экологические стандарты, чтобы не нанести ущерб морю. Что касается обеспечения выхода Казахстана к мировому океану, то этот вопрос также урегулирован. Есть положение о том, что внутриконтинентальные государства должны иметь возможность выхода к Мировому океану. Пользоваться этим правом можно на основе соответствующих договоренностей со стороной, через которую будет осуществляться транзит. Не скрою, были серьезные противники того, чтобы такая норма существовала, но нам удалось это право закрепить с поправкой, что оно предоставляется не только внутриконтитентальным государствам, а всем пяти странам», - сказала Аманжолова.

Вместе с тем, международная экологическая организация Crude Accountability бьет тревогу, что ситуация с экологией на Каспии может серьезно ухудшиться.

Помимо разделения водной поверхности и дна, были также определены правила, по которым будут вести судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка трубопроводов на Каспии, подчеркнули экологи. По мнению экспертов, без верховенства закона и международного права в странах региона Конвенция не принесет пользу местным жителям и уникальной экосистеме Каспия. Международные инвесторы не должны расценивать Конвенцию как зеленый свет для продолжения финансирования проектов по добыче и транспортировке нефти и газа, так как в текущих политических реалиях они будут нарушать права местного населения, и наносить вред окружающей среде, считают в экологической организации.

«Одна из главных проблем Каспия сегодня – это защита и сохранение уникального природного объекта и биологических ресурсов. Возможно, правовая определенность подвигнет государства к более активному решению экологических проблем и глубокому анализу возможных последствий от реализации мегапроектов на Каспии, таких как строительство транскаспийского газопровода. Пока же повода для оптимизма нет», - сказал консультант Crude Accountability Сергей Соляник.

Хрупкая экосистема Каспия является средой обитания разнообразных видов флоры и фауны, в том числе и таких редких видов, как каспийская нерпа и осетровые, включая находящуюся под угрозой исчезновения белугу.

Поскольку Каспийское море является замкнутым водоемом, любая техногенная катастрофа может привести к очень серьезным последствиям. К сожалению, с начала активного освоения каспийского шельфа участились и аварии, наносящие ущерб уникальному природному объекту и местному населению, подчеркивают экологи.

Они отмечают многочисленные факты загрязнения окружающей среды в результате реализации проектов по добыче и транспортировке углеводородного сырья, включая разливы нефти. Местные жители исключены из процессов принятия решений по вопросам экологии, утверждают в Crude Accountability.

«Экологическое равновесие хрупкой экосистемы Каспийского моря постоянно нарушается в ходе разработки углеводородных ресурсов, – считает Соня Зилберман, директор Crude Accountability по социальным и энергетическим программам в южно-каспийском регионе. Заинтересованность Европы в нефти и газе Каспия, а также финансовая и политическая поддержка Южного газового коридора должны зависеть от улучшения состояния окружающей среды».

Конвенция о правовом статусе Каспия была подписана после более 20 лет дебатов. Одной из причин постоянных разногласий и трений между странами в вопросе определения правового статуса являлась неравномерность распределения нефтегазовых ресурсов в недрах под акваторией Каспия и наличие спорных месторождений. Неопределенность правового статуса Каспийского моря также привлекала западные нефтегазовые компании, которые активно участвовали в борьбе за контроль над энергоресурсами Каспия.

Согласно тексту Соглашения, основная площадь водной поверхности Каспия будет находиться в общем пользовании стран, а дно и недра делятся на участки по договоренности. Это означает, что Туркменистан может теперь построить Транскаспийский трубопровод в Азербайджан, чтобы доставлять свой газ в Западную Европу.

Экологи заявили, что правительствам западных стран и международным финансовым учреждениям следует рассматривать Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря как механизм защиты и сохранения уникальной среды Каспия, а не как разрешение на дальнейшую его эксплуатацию.

Оставить комментарий

Аскар Муминов

Страницы:1 2