Эдуард Эдоков, Председатель Независимого Автомобильного Союза (НАС): Таможенный союз пересадил нас на отечественный автопром
Поддержать

Эдуард Эдоков, Председатель Независимого Автомобильного Союза (НАС): Таможенный союз пересадил нас на отечественный автопром

ЭДОКОВ 2-2

В октябре общество было взбудоражено слухами о повышении налогов на автомобили, поданными как налог на роскошь? Что это такое для казахстанцев? Как ни странно, но очередная бредовая затея была благополучно была похоронена партией «Нур Отан». В связи с этим мы попросили Эдуарда Эдокова прокомментировать это решение, а также поговорить обо всем, что волнует наших простых автовладельцев .

 

 

 

Что это было? Победил здравый смысл, общественное мнение или решение было принято заранее?

— Сказать, что победил здравый смысл, наверное, нельзя, потому что на самом деле налоги никто и не отменил. Что было и что будет? По предложению Министерства экономики бюджетного планирования предлагалось увеличить налог на транспортные средства с объемом от 3 до 4 литров в разы. То есть, допустим, на автомобиль с объемом двигателя 4 литра предлагалась увеличить налог в 4 раза! Причем обосновывали это чиновники Министерства тем, что это якобы роскошный автомобиль, тем, что нужно за экологией следить…

— «Налог на роскошь»?..

— Да, но это вызвало очень большое сомнение, недоумение, потому что роскошь – это, в первую очередь, что-то дорогое, эксклюзивное, новое… Да и, вообще, логично было бы (если цель ставилась обложить роскошный автомобиль) привязать как-то налог к цене…

— Логично.

— Но Министерство экономики поступило по-другому и привязалось к объему, что, в общем-то, неправильно с точки зрения технической, потому что могут быть автомобили с маленьким объемом, но очень дорогие. Какая-нибудь «Феррари» или «Ламборгини» может иметь объем 3 литра и стоит миллион евро… Плюс совершенно некорректно было описано, чем было обусловлено такое решение. В результате поднялась достаточно мощная волна – никто, конечно, не выходил на площади, но Интернет буквально взорвался… И так как это касалось непосредственно и меня (коли у меня есть такой автомобиль!), то это было одним из мощных стимулов не молчать. Я начал планомерную работу – писал от имени Независимого Автомобильного Союза депутатам, Премьер-министру, в Министерство, даже до Президента дошел. Это вызвало некоторый отклик, буквально на прошлой неделе меня пригласили в Мажилис на заседание рабочей группы с участием Министра экономики и бюджетного планирования и ряда ключевых депутатов. Вот и обсуждалось все это безобразие. И, скажу честно, в общем-то, депутаты не поддержали подобные нововведения. Может быть потому, что разумные, грамотные люди, может быть потому, что сами владельцы подобных автомобилей, может быть, письма мои почитали, где я приводил различные цифры, показывающие, что при введении подобного налога казахстанцы должны платить налог в разы больше, чем даже в Европе (если соизмерить с уровнем средней заработной платы). На этом заседании мне удалось, хоть я и не депутат, но выступить. И не могу, конечно, сказать, что именно это возымело свое действие, но тем не менее, буквально на следующий день прошло заседание уже фракции «Нур Отан», где как раз обсуждался этот момент и после этого было сказано, что фракция «Нур Отан» не поддерживает именно такую формулировку… Но налоги все-таки будут повышаться, и, наверное, единственное, что в плане транспортного налога удалось сделать, так это то, что те машины, которые уже ввезены, которые уже эксплуатируются, будут облагаться по старой ставке. Если же вы захотите в 2014 году купить автомобиль с объемом более 3 литров, то, к сожалению, эти драконовские налоги уже коснутся и вас. И более того – фракция «Нур Отан» предложила увеличить налоги еще больше на автомобили объемом более 4 литров, т.е., вместо 100 МПР — 130 МПР и добавить дополнительный налог на автомобили объемом более 5 литров. То есть, если у вас огромный автомобиль с объемом 5 литров, то вы заплатите 200 МПР, или около 300 000 тысяч тенге. И вся это радость ждет нас в 2014 году. Не знаю, это хорошо или плохо, потому что, опять же – это может быть и роскошь, а может быть и не роскошь. Если цель ставилась обложить роскошь, то опять же нужно было привязать налог все-таки к цене. Если цель ставилась каким-то образом улучшить экологию, то нужно привязываться к выхлопам вредных веществ. Скорее, ставилась цель просто пополнить бюджет…

— Но, насколько я понимаю, это и для бюджета не даст колоссального эффекта?..

— Вы абсолютно правы, потому что процент подобных машин, ну, очень не большой! На июль 2013 года их было порядка 115 000 тысяч или около 3 %. Поэтому серьезных финансовых поступлений, я думаю, ждать нечего.

— Может быть, так правительство пытается защитить отечественный автопром, и это одна из мер в ряду защиты отечественного товаропроизводителя? Более того, насколько мне известно у Казахстана сейчас есть очередная стратегическая программа — развитие отечественного автопрома и доведение количеств выпускаемых машин до 300 тысяч в год. Как Вы думаете, насколько эта амбициозная задача реалистична?

— Начнем с того, что изначально я тоже подумал, что повышение налога на «большелитровые» автомобили, это своего рода ллобирование интересов отечественных производителей, поскольку никто из них не производит автомобили с большим объемом. Но при всем моем уважении к людям, которые занимаются сборкой автомобилей (и этот процесс мы называем «автомобилестроением»!) – на самом деле доля локального производства крайне низка. На самом деле, мы просто получаем запчасти и из этих запчастей собираем автомобиль.

— Насколько мне известно, только у БИПЕК Авто уровень локализации выше 30 процентов?

— Уровень локализации — это резиновые коврики, аккумуляторы и пр., но никаких серьезных узлов, насколько мне известно, не делается. Поэтому, для страны в целом, для экономики – это только рабочие места и какое-то производство. Но с точки зрения потребителя, если раньше у меня была возможность приобрести за те же условные деньги 5-7 летнюю поддержанную иномарку производства Японии, то сейчас за эти же деньги мне предлагается «нашамарка», которая произведена в Казахстане. При этом, машина спроектирована в России, даже, наверное, в Советском Союзе, и только потом передана нам… И мне становится больно, обидно за нашего потребителя: на тебе Боже, что нам не гоже! Россия занялась производством той же «Лады 4×4» («Нива») 35 лет назад и практически оставила [эту машину] без изменений – морально и физически она устарела лет, наверное, на 15-20 назад! Но, тем не менее, сборку этой машины мы выдаем за победу технического прогресса. Может я не очень патриотичен по отношению к нашему автопрому, но у меня есть и была возможность попробовать продукцию не нашего автопрома, и многие из нас, казахстанцев, очень избалованы тем, что за 20 лет в Казахстане была возможность попробовать весь автопром – от самых недорогих до самых крутейших автомобилей! Поэтому, когда тебя заставляют пересаживаться с хорошей, надежной (пусть даже не новой!) японской автомашины на новую, но не надежную, уступающую по всем стандартам (безопасности, экологичности и др.) машину – мне, как потребителю, это не нравится совершенно!

— Думаю, есть еще другая проблема — проблема утилизации старых машин. Когда нам говорили, что Казахстан превратился в свалку старых поддержанных машин, это действительно так. Россия пошла на достаточно, на мой взгляд, адекватную меру — она начала субсидировать утилизацию старых автомобилей…

— Не совсем так. Так называемый утилизационный сбор в России был введен буквально через несколько месяцев до после того, как Россия вступила в ВТО. То есть, вступление в ВТО обязало Россию снизить пошлину ввозимые автомобили с 30 до 25 процентов. И в этот же год Президент России, будучи с дружеским визитом на АвтоВАЗе, озвучил тему утилизационного сбора. И буквально в течение нескольких месяцев был разработан законопроект, его моментально приняли, и сумма [поступлений от утилизационного сбора] его с лихвой покрывала те потери, которые Россия понесла от снижения таможенных сборов. Но.. с этим утилизационным сбором сложилась непонятная ситуация. Зарубежные компании, которые ввозят в Россию автомобили, были вынуждены платить живыми деньгами, а АвтоВАЗ и иже с ними его фактически не платили, государство довольствовалось просто бумагой-гарантией. Кстати, это имело достаточно серьезные последствия, было разбирательство в комиссии ВТО в связи с тем, что Россия нарушает правила ВТО и пр. В итоге Россия была вынуждена условия уровнять. Но это тоже не все. Дело в том, что утилизационный сбор составляет большие деньги, но в России до сих пор не могут понять, что же с ними делать? Куда же он будет идти?

— Что случилось с теми немногими нашими компаниями, которые пытались производить запчасти (автомобили?) в Казахстане?

— Помните, с какой помпой в середине 90-х открывался завод по сборке автомобилей «Тулпар»? До сих пор помню фотографию корейского джипа, и это был на тот момент очень неплохой вариант для наших дорог – небольшой полноприводный джип для наших дорог — это то, что называется, доктор прописал. Если бы еще тогда мы пошли по пути сборки автомобилей, сейчас у нас еще что-то и могло получиться…

— Ну хоть что-нибудь из того, что собирается в Казахстане, вы бы купили?

— На мой взгляд, достойны внимания последние модели Skoda. Они зачастую по ряду характеристик даже опережают Фольксваген по соотношению цена-качество. Очень неплохие сборки корейских автомобилей КИА…

— Но ведь серьезно выросли продажи автомобилей с салонов? Это значит, у людей появились деньги или вырос спрос?

— Ни то, ни другое. Если посмотреть на победные реляции наших автодилеров по поводу 70% роста объемов продаж, то все это было бы хорошо, если не смотреть на то, что же покупается. После того как Таможенный союз обеспечил нам преграды на ввоз подержанных автомобилей из Америки и Европы, резко вырос спрос на автомобили низкого класса – Лада-Самара, Дэу-Нексиа. Порядка 60% продаж составляют российский и казахский автопром.

— Да, но ведь и у других дилеров выросли продажи…

— Когда захлопнулись ворота Таможенного Союза вместо 100 тысяч машин стали возить 5 тысяч, а спрос при отсутствии предложения начали расти вместе с ценами. Просто нечего стало покупать, а ездить нужно.

— После вступления в ВТО машины подешевеют?

— Процесс вступления ВТО сопровождается долгими согласованиями. Допустим, Россия должна снизить пошлины с 30 до 10-15% за семь лет. То есть, все это очень растянуто по времени. То же самое предстоит и у нас. Даже если мы захотим снизить пошлины, Россия, как член Таможенного союза, попросту не даст нам это сделать. Не стоит ожидать преференций и от присоединения Киргизии к Таможенному союзу. Наверняка будут введены драконовские ограничения на реализацию автомобилей, которые будут ввозить на территорию ТС (из Киргизии). Например, в Россию ввоз праворульных машин не запрещен, также как и у нас, но у нас поставить их на учет, (то есть выпустить в свободное обращение), нельзя… То же самое случится и с киргизскими машинами. До хороших времен еще далеко…

 

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.