вторник, 15 октября 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
Конфуз с российским гимном Майлыбаева раньше срока не выпустят В Казахстане обсудят зарплаты с китайцами Назарбаеву дали новый орден Казахи из Китая просят политубежища в Казахстане Кто в стране самый заядлый шопоголик? Ануар Нурпеисов: «если я не могу выбрать президента, я могу выбрать страну, в которой я хочу жить» Таджикская власть признала оппозиционеров террористами Константина Сыроежкина лишили казахстанского гражданства На выборах президента сэкономили В Алматы обсудили эко-проблемы стран Центральной Азии Что сказал Тайжан на встрече с Токаевым? Две трети машин в Казахстане старше 10 лет Тайфун «Хагибис» в Японии: 45 погибших, сотни раненых и миллионы эвакуированных Помощь малому бизнесу за год сократилась на четверть Еще одна жертва Арыси 70 процентов таджиков живут за счет денег из-за границы Премьер – президентам пример Бишимбаев вышел на свободу Перейдем на российское Учителей заставляют читать книги президента Дело Атамбаева продлено до 1 ноября Налоговых поступлений в бюджет стало больше Серик Кудебаев от работы не отстранен КНБ подтвердил приговор Константину Сыроежкину

Самостоянье человека

Теперь о другом, совсем о другом. 16го февраля умер Григорий Померанц. Философ, отнюдь не кабинетный мыслитель, «духовный вожатый» немалого числа поглощенных самостроительством моих современников. Умер на 95м году жизни. Долгожитель. А какую жизнь прожил! Фронт-лагерь-диссидентство. Убежденный молодой коммунист, прошедший войну от начала до конца, дважды раненный, контуженный, участник боев за Сталинград, от сержанта до лейтенанта, парторг батальона. И вскоре после войны...прозревший антисоветчик. В 1949м  арестован за «антисоветскую деятельность», лагерь, амнистия после смерти Сталина. Его статьи, книги, суть его философии: проповедь духовной автономии, свобода интеллекта, нонконформизм, «самостоянье» личности, нерастворение в массе, противодействие навязываемым идеологическим мифам. Довелось побывать на его семинаре в 70е годы. Очень доступный, без тени аррогантности. Без экзальтации. Поражала глубина мышления, широта кругозора. Всё это привлекало к нему. Много будет еще о нем написано и я бы больше сказал, но текст этот о другом. Только еще пару слов о счастливом союзе его и Зинаиды Александровны Миркиной. Это был на редкость гармоничный, испытанный временем, невзгодами, не только союз мужчины и женщины, но союз двух, поглощенных напряженной духовной работой творческих людей. И притом без тени соперничества. Знаю только одну еще такую пару: Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Зинаида Александровна Миркина--истинно религиозный, но не воцерковленный, духовно-христианский человек и замечательный, неоцененный, по-моему, поэт совершенно тютчевской тональности: Качнулся лист сырого клена, И тихо вяз зашелестел. Душа живет иным законом Обратным всем законам тел. В ней нет земного тяготенья И страха перед полной тьмой, Ей—все потери—возвращенья Издалека к себе самой. О, эти тихие возвраты Листы летят, в глахзах рябя. И все обрывы, все утраты Есть обретения себя. Именно «обретение себя»--тема этого текста. В 1959м вышел фильм Роберто Росселини «Генерал делла Ровере Il generale della Rovere». Потрясающий психологический фильм: военные 1942-43гг, Генуя. Немцы хозяйничуют в городе. Обаятельный абсолютно аморальный  мошенник, изгнанный за бесчестный поступок из полка, сутенер, жулик, некто Бардоне, заключен гестапо в тюрьму под видом антифашиста, национального героя генерала делла Ровере. В тюрьме он должен вызвать доверие к себе партизан, выявить среди заключенных лидеров Сопротивления и сообщить их имена немцам, за что ему обещаны освобождение и вознаграждение. Поначалу он легко соглашается стать провокатором, но уже в тюрьме, входя в образ, внутренне перерождается. Тут очень сложный, очень тонкий психологический рисунок. Играет его, и как играет(!), Витторио де Сика. Он показывает метаморфозу, происходящую с этим подонком, его внутреннее перевоплощение, показывает, как он вживается в роль, превращается в того, кого изображает--в патриота, национального героя. Руководители партизан вступают с ним в контакт, разоблачаются, но он не выдает их гестапо и добровольно идет на казнь, поддерживая дух тех, кто видит в не вождя Сопротивления. Суть, по-видимому, в том, что обстоятельства способствовали проявлению другой ипостаси его натуры. Думаю, что идея фильма не оторвана от реальности. Не в каждом, конечно, заложена потенция морального перерождения, у одних это есть, другим--не дано. Это от Бога. Вот пример--реинкарнация Ходорковского. Его статьи из зоны, интервью--свидетельства духовного прозрения, происшедшего с этим жестким, циничным, суперэффективным менеджером в Краснокаменском его заточении. В дуэли его с Путиным он побеждает. Как бы хотелось Путину, чтобы он сдался и попросил о помиловании! Ждет, ждет. Думаю, не дождется. Не только чрезвычайные обстоятельства превращают абсолютно земного, погруженного в «добыванье славы и деньжат» человека  в  homo spiritualis. Вот феномен Александра Галича. Вполне благополучный элегантный красавец, московский бонвиван, успешно подвизающийся на ниве кино- и театрального советского ширпотреба (фильм за фильмом, пьеса за пьесой, включая пьесу о героях КГБ, за который получил награду), жуир, завсегдатай дорогих ресторанов, все блага жизни были у него и он их, ох как, ценил! И  вдруг, неожиданно для нас, его современников, сам всё рушит и становится открытым  врагом режима, сжигает все мосты. Он был для власти опаснее Высоцкого и Окуджавы. Тем все-таки давали площадки для концертов. Ему же не дали выступить даже в «бытовке» театра Сатиры для актеров. Он пел свои гениальные песни и баллады на частных, переполненных квартирах. Бедствовал. Собирали по трешке с присутствующих. Это была его миссия, его восстание. Нельзя было заставить его замолчать. Магнитофоны работали и популярность его росла. И не веря ни сердцу, ни разуму, Для надежности пряча глаза, Сколько раз мы молчали по-разному. Но не «против», конечно, а «за»! Где теперь крикуны и печальники? Отшумели и сгинули смолоду... А молчальники вышли в начальники. Потому что молчание—золото. Вот как просто попасть в палачи: Промолчи, промолчи, промолчи! Его строки расходились на афоризмы. Например, часто употребимые «А у гроба встали мародеры/ И несут почетный караул» или «Мы поименно помним всех, кто поднял руку» и многие, многие другие. Он пробуждал в нас «самостоянье». Пушкин  ввел в русский язык колоссальное по смыслу слово-понятие «самостоянье». Только один раз применил он его в четверостишии: На них основано от века По воле бога самого Самостоянье человека, Залог величия его. Умерший в 2000г. философ, историк культуры, той же судьбы, что и Померанц, фронтовик Владимир Библер использовал пушкинское «самостоянье», как антропологическую категорию, выражающую сущностную ценность человека. Духовная независимость человека, свобода воли--в этом смысл «самостоянье». Решусь сказать, что Пушкин--предтеча  Бердяева, Сартра, Камю и др. экзистенциалистов. Экзистенциализм--это, по сути, и есть самостоянье. Причислю к экзистенциалистам и Пастернака. Николай Николаевич Веденяпин в «Докторе Живаго» говорит: «Я думаю, что если бы лремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, все равно, каталажки или загробного воздаяния, высшею эмблемой человечества был бы цирковой укротитель с хлыстом, а не жертвующий собою проповедник. Но в том-то и дело, что человека столетиями поднимала над животным и уносила ввысь не палка, а...неотразимость безоружной истины, притягательность её примера.» Тот же смысл в «Лейтенанте Шмидте»: О государства истукан, Свободы вечное преддверье! Из клеток крадутся века, По Колизею бродят звери, И проповедника рука Бесстрашно крестит клеть сырую, Пантеру верой дрессируя, И вечно делается шаг От римских цирков к римской церкви... Не помню кто сказал, что этот роман--роман тайн, сокрытых знаков, символических столкновений и мистических пересечений судеб, что это полотно, написанное на основе стихов-этюдов. Если в двух словах передать смысл, суть романа, то это «самостоянье» его трагического героя--Юрия Андреевича Живаго. Напрасно в годы хаоса Искать конца благого. Одним карать и каяться, Другим—кончать Голгофой.
Оставить комментарий

Борис Румер

Страницы:1