вторник, 11 августа 2020
,
USD/KZT: 412.24 EUR/KZT: 470.98 RUR/KZT: 5.81
Арман Шораев обозвал акима Кульгинова и министра Атамкулова паразитами В Новой Зеландии отметили 100 дней без коронавируса Германия и Литва считают прошедшие в Беларуси выборы «неприемлемыми» Токаев поздравил Батьку с победой Золото может подорожать вдвое В Алматы начали строительство второй модульной инфекционной больницы В Беларуси на митинге после выборов погиб человек Путин лишил генералов каракулевых шапок МИД обнаружил нарушения на 442 миллиона тенге Экс-король Испании сбежал в Абу-Даби Зачем госкомпании по сбору энерголамп нужна аренда машин за 131 млн. тенге? Выборы в Беларуси: Лукашенко празднует победу, независимые экзит-поллы показывают победу Тихановской, а люди – протестуют Во время поминок Дулата Агадила спецназ запускал дроны над его домом Членов НСОДа просят проверить необходимость продажи 50% акций Valsera holdings китайцам Аким Костаная может оставить пост В Туркменистане пытаются скрыть от спутников новые захоронения Студентов из Казахстана в Россию не пустят Будут ли раздавать маски бесплатно? В Казахстане появилось новое интернет-издание Кормим заграницу? Президент Туркменистана, отрицающий коронавирус, написал 53 книгу Какую зарплату получает глава СК Фармация? Лукашенко назвал своего сына оппозиционером Дональд Трамп заявил, что вакцина от коронавируса появится до выборов На соратника Дулата Агадила завели дело

Самостоянье человека

Теперь о другом, совсем о другом. 16го февраля умер Григорий Померанц. Философ, отнюдь не кабинетный мыслитель, «духовный вожатый» немалого числа поглощенных самостроительством моих современников. Умер на 95м году жизни. Долгожитель. А какую жизнь прожил! Фронт-лагерь-диссидентство. Убежденный молодой коммунист, прошедший войну от начала до конца, дважды раненный, контуженный, участник боев за Сталинград, от сержанта до лейтенанта, парторг батальона. И вскоре после войны...прозревший антисоветчик. В 1949м  арестован за «антисоветскую деятельность», лагерь, амнистия после смерти Сталина. Его статьи, книги, суть его философии: проповедь духовной автономии, свобода интеллекта, нонконформизм, «самостоянье» личности, нерастворение в массе, противодействие навязываемым идеологическим мифам. Довелось побывать на его семинаре в 70е годы. Очень доступный, без тени аррогантности. Без экзальтации. Поражала глубина мышления, широта кругозора. Всё это привлекало к нему. Много будет еще о нем написано и я бы больше сказал, но текст этот о другом. Только еще пару слов о счастливом союзе его и Зинаиды Александровны Миркиной. Это был на редкость гармоничный, испытанный временем, невзгодами, не только союз мужчины и женщины, но союз двух, поглощенных напряженной духовной работой творческих людей. И притом без тени соперничества. Знаю только одну еще такую пару: Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Зинаида Александровна Миркина--истинно религиозный, но не воцерковленный, духовно-христианский человек и замечательный, неоцененный, по-моему, поэт совершенно тютчевской тональности: Качнулся лист сырого клена, И тихо вяз зашелестел. Душа живет иным законом Обратным всем законам тел. В ней нет земного тяготенья И страха перед полной тьмой, Ей—все потери—возвращенья Издалека к себе самой. О, эти тихие возвраты Листы летят, в глахзах рябя. И все обрывы, все утраты Есть обретения себя. Именно «обретение себя»--тема этого текста. В 1959м вышел фильм Роберто Росселини «Генерал делла Ровере Il generale della Rovere». Потрясающий психологический фильм: военные 1942-43гг, Генуя. Немцы хозяйничуют в городе. Обаятельный абсолютно аморальный  мошенник, изгнанный за бесчестный поступок из полка, сутенер, жулик, некто Бардоне, заключен гестапо в тюрьму под видом антифашиста, национального героя генерала делла Ровере. В тюрьме он должен вызвать доверие к себе партизан, выявить среди заключенных лидеров Сопротивления и сообщить их имена немцам, за что ему обещаны освобождение и вознаграждение. Поначалу он легко соглашается стать провокатором, но уже в тюрьме, входя в образ, внутренне перерождается. Тут очень сложный, очень тонкий психологический рисунок. Играет его, и как играет(!), Витторио де Сика. Он показывает метаморфозу, происходящую с этим подонком, его внутреннее перевоплощение, показывает, как он вживается в роль, превращается в того, кого изображает--в патриота, национального героя. Руководители партизан вступают с ним в контакт, разоблачаются, но он не выдает их гестапо и добровольно идет на казнь, поддерживая дух тех, кто видит в не вождя Сопротивления. Суть, по-видимому, в том, что обстоятельства способствовали проявлению другой ипостаси его натуры. Думаю, что идея фильма не оторвана от реальности. Не в каждом, конечно, заложена потенция морального перерождения, у одних это есть, другим--не дано. Это от Бога. Вот пример--реинкарнация Ходорковского. Его статьи из зоны, интервью--свидетельства духовного прозрения, происшедшего с этим жестким, циничным, суперэффективным менеджером в Краснокаменском его заточении. В дуэли его с Путиным он побеждает. Как бы хотелось Путину, чтобы он сдался и попросил о помиловании! Ждет, ждет. Думаю, не дождется. Не только чрезвычайные обстоятельства превращают абсолютно земного, погруженного в «добыванье славы и деньжат» человека  в  homo spiritualis. Вот феномен Александра Галича. Вполне благополучный элегантный красавец, московский бонвиван, успешно подвизающийся на ниве кино- и театрального советского ширпотреба (фильм за фильмом, пьеса за пьесой, включая пьесу о героях КГБ, за который получил награду), жуир, завсегдатай дорогих ресторанов, все блага жизни были у него и он их, ох как, ценил! И  вдруг, неожиданно для нас, его современников, сам всё рушит и становится открытым  врагом режима, сжигает все мосты. Он был для власти опаснее Высоцкого и Окуджавы. Тем все-таки давали площадки для концертов. Ему же не дали выступить даже в «бытовке» театра Сатиры для актеров. Он пел свои гениальные песни и баллады на частных, переполненных квартирах. Бедствовал. Собирали по трешке с присутствующих. Это была его миссия, его восстание. Нельзя было заставить его замолчать. Магнитофоны работали и популярность его росла. И не веря ни сердцу, ни разуму, Для надежности пряча глаза, Сколько раз мы молчали по-разному. Но не «против», конечно, а «за»! Где теперь крикуны и печальники? Отшумели и сгинули смолоду... А молчальники вышли в начальники. Потому что молчание—золото. Вот как просто попасть в палачи: Промолчи, промолчи, промолчи! Его строки расходились на афоризмы. Например, часто употребимые «А у гроба встали мародеры/ И несут почетный караул» или «Мы поименно помним всех, кто поднял руку» и многие, многие другие. Он пробуждал в нас «самостоянье». Пушкин  ввел в русский язык колоссальное по смыслу слово-понятие «самостоянье». Только один раз применил он его в четверостишии: На них основано от века По воле бога самого Самостоянье человека, Залог величия его. Умерший в 2000г. философ, историк культуры, той же судьбы, что и Померанц, фронтовик Владимир Библер использовал пушкинское «самостоянье», как антропологическую категорию, выражающую сущностную ценность человека. Духовная независимость человека, свобода воли--в этом смысл «самостоянье». Решусь сказать, что Пушкин--предтеча  Бердяева, Сартра, Камю и др. экзистенциалистов. Экзистенциализм--это, по сути, и есть самостоянье. Причислю к экзистенциалистам и Пастернака. Николай Николаевич Веденяпин в «Докторе Живаго» говорит: «Я думаю, что если бы лремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, все равно, каталажки или загробного воздаяния, высшею эмблемой человечества был бы цирковой укротитель с хлыстом, а не жертвующий собою проповедник. Но в том-то и дело, что человека столетиями поднимала над животным и уносила ввысь не палка, а...неотразимость безоружной истины, притягательность её примера.» Тот же смысл в «Лейтенанте Шмидте»: О государства истукан, Свободы вечное преддверье! Из клеток крадутся века, По Колизею бродят звери, И проповедника рука Бесстрашно крестит клеть сырую, Пантеру верой дрессируя, И вечно делается шаг От римских цирков к римской церкви... Не помню кто сказал, что этот роман--роман тайн, сокрытых знаков, символических столкновений и мистических пересечений судеб, что это полотно, написанное на основе стихов-этюдов. Если в двух словах передать смысл, суть романа, то это «самостоянье» его трагического героя--Юрия Андреевича Живаго. Напрасно в годы хаоса Искать конца благого. Одним карать и каяться, Другим—кончать Голгофой.
Оставить комментарий

Борис Румер

Страницы:1