Что делать?
Поддержать

Что делать?

1. Насколько эффективны существующая система управления наукой в Казахстане и ин фраструктура для ее полноценного развития?
2. Какую из моделей развития науки Вы считаете наиболее приемлемой для Казахстана старя советская, западная, азиатская и т.д.)?
3. Способна ли отечественная наука выполнить задачу обеспечения конкурентоспособности страны? Что для этого нужно сделать?


Джамиль Салми, ведущий специалист по образованию (Lead Education Specialist), регион Европы и Центральной Азии, Всемирный банк
1. По моему мнению, научно-исследовательская деятельность в Казахстане не финансируется в полной мере, как это принято в соответствии с международными стандартами. Во многих университетах устарела научная инфраструктура. Есть потребность в модернизации и принятии более решительных мер для развития цифровой техники. Кроме того, разделение сфер деятельности университетов и научно-исследовательских институтов означает, что ведущими университетами Казахстана проводится лишь относительно небольшая доля научных исследований. Недостаточно стимулирующих факторов, которые позволяли бы молодым исследователям преуспеть в условиях действующей системы и поощряли бы проведение университетами и бизнесом совместных исследований. Выдача государственных грантов на научные исследования регулируется достаточно жестко. В целом правовые, административные и финансовые механизмы для оказания поддержки исследованиям и инновациям должны быть более гибкими.
2. Надо признать, что старая советская модель продемонстрировала свои недостатки. В то же время Казахстан не должен копировать какую-то определенную модель проведения научных исследований. Более предпочтительно формирование собственного подхода, изучение успешного опыта других стран, его адаптация к местным реалиям и видение руководства страны по развитию науки в целом. Я могу лишь предложить базовый принцип: предоставление финансирования в более гибкой манере для поощрения наиболее динамичных и эффективных команд исследователей, а также официальное признание совместной работы университетов, научно-исследовательских институтов и бизнеса. Необходимо иметь в виду один очень важный аспект – акцентирование внимания на решении проблем, наиболее приоритетных для Казахстана в части их актуальности для экономики страны и общества.
3. В Казахстане проведено несколько исследований для оценки сильных и слабых сторон национальной научно-исследовательской деятельности. Диагноз ясен и решение хорошо известно. Трудность сейчас заключается в реализации серии реформ для постепенного повышения роли научных исследований. Это касается увеличения финансирования на проведение теоретических и прикладных исследований, предоставления большей автономии государственным университетам и возможности играть более значимую роль в проведении исследований, а также содействия инициативам по проведению совместных исследований университетами и бизнесом.


Ербол Сулейменов, президент Национального центра научно-технической информации
1. С момента становления независимости Казахстана в научном секторе страны произошли существенные перемены, обозначились определенные контуры дальнейшего развития научной системы и одновременно выявились ее недостатки. Основным фактором в изменении научно-технической политики явилась перестройка финансового принципа работы государственных исследовательских учреждений. Переход на новый принцип работы привел к перераспределению части бюджета Министерства образования и науки между отраслевыми министерствами. Данные изменения привели к тому, что, с одной стороны, усилился контроль за работой государственных и национальных центров, но, с другой стороны, разграничены НИОКР на прикладные исследования, выполняемые лабораториями по заказу, и на «независимые», финансируемые из бюджета с целью развития фундаментальных наук и сферы высшего образования. Переход на новый принцип организации НИОКР создал предпосылки для интеграции в единый комплекс научно-технических стратегий различных отраслей.
Основным элементом научной политики государства является ускорение процесса внедрения достижений науки и техники в производство с целью повышения конкурентоспособности казахстанской промышленности на мировых рынках. На сегодняшний день в республике имеется понимание, что реализация стратегических критических наукоемких технологий невозможна без разработки и реализации госпрограмм, но, с другой стороны, конкуренция еще не стала реальным механизмом, управляющим научно-техническим прогрессом.
Существующие проблемы в научном секторе требуют системного решения, основные из них, в частности, это:
– низкий уровень воспроизводства квалифицированных ученых, инженеров и специалистов, отсутствие притока молодежи в науку, отсутствие стимула работы в науке, слабая социальная защищенность;
– несоответствие реализуемых научно-технических программ и проектов решению практических задач социально-экономического развития;
– неэффективное финансовое администрирование бюджетных средств;
– недостаточное и несвоевременное финансирование, проблемы госзакупок и т.п.;
– отсутствие оценки эффективности и результативности реализуемых и уже выполненных научно-технических программ и проектов.
Эти проблемы исходят из экономических предпосылок и должны быть решены путем организационных мер и механизмов. Здесь же нужно учесть, что постоянные изменения организационной структуры управления наукой будут препятствовать развитию и внедрению наукоемкой продукции в реальный сектор.
В числе основных направлений совершенствования механизма управления наукой можно выделить такие, как определение потребности общества и экономики в научно-технической продукции, анализ и прогнозирование развития научно-технического потенциала, выбор приоритетных направлений научно-технического развития, экспертиза проектов и программ НИОКР. Решение этих задач позволит более эффективно использовать научно-технический потенциал науки и привести его в соответствие с общественными потребностями в создаваемой ею научно-технической продукции.
Отдельно еще раз хотелось бы отметить: одной из наиболее важных задач, критическим фактором, определяющим будущее Казахстана, является подготовка и эффективное использование квалифицированных ученых, исследователей, инженеров, занимающихся наукой и технологиями. Данное обстоятельство требует разработки новых подходов к обеспечению того, чтобы заработные платы ученых, исследователей и инженеров соответствовали установленным для профессий требованиям по специализированным знаниям высокого уровня.
2. Основные зачатки советской модели развития науки остались. Но Казахстан начал внедрять новую модель управления наукой. Она учитывает опыт таких государств, как Финляндия, США, Южная Корея, одних из самых конкурентоспособных стран мира. Суть новой модели – переход от финансирования научных учреждений, как это было раньше, к управлению перспективными научно-исследовательскими проектами.
В настоящее время у нас в стране в сфере науки закладывается огромный фундамент развития, в частности увеличение финансирования научной сферы, укрепление материальной базы НИИ, подготовка и повышение квалификации кадров в странах ближнего и дальнего зарубежья путем стажировок, а также посредством инициированной главой государства и удачно функционирующей программы «Болашак».
Возможность свободного выбора места учебы и работы молодыми людьми – безусловное завоевание нашего общества.
И эти перемены сегодня позволят ученым почувствовать востребованность их знаний, но в то же время все понимают, что государством поставлена высокая планка, и «слабая» наука Казахстану не нужна, так как нужно отвечать вызову времени путем создания инновационной конкурентоспособной продукции.
Для закрепления масштабных государственных реформ в сфере науки в ближайшее время необходимо выработать механизмы, способствующие удержанию молодых ученых на предприятиях научной сферы.
Хотел бы привести слова нашего главы государства: «Страна, в приоритетах которой наука и инновации на втором месте, не будет первой ни в одной сфере».
3. Интенсивное развитие науки и технологий, их взаимосвязь и взаимодействие, превращение науки в непосредственную производственную силу составляет один из важнейших компонентов конкурентоспособности. Конкурентоспособность страны является одной из влиятельных концепций в мировой экономике и политике, поскольку не только охватывает сугубо экономические показатели, но и оценивает экономические последствия важных неэкономических явлений.
Основным показателем конкурентоспособности является высокий уровень и качество жизни населения. Согласно классификации WEF (World Economic Forum), Казахстан входит в группу стран, находящихся на втором этапе развития. То есть наибольшее значение в повышении нашей конкурентоспособности сейчас играют не «базовые требования», а «факторы эффективности», что и отражает совпадение позиций республики в итоговом рейтинге GCI (глобальный индекс конкурентоспособности). Учитывая планы Казахстана по удвоению ВВП к 2020 году, становится очевидным, что уже в ближайшие несколько лет в оценке его конкурентоспособности все большую роль будет играть субиндекс «инновационных факторов».
По результатам рейтинга WEF формирует отдельный список преимуществ и недостатков, наиболее критичных для конкурентоспособности каждой конкретной страны. В целом, благодаря природным ресурсам, Казахстану удалось достичь значительных улучшений в области макроэкономики. Признавая достижения нашей страны в ряде областей, WEF считает, что Казахстану предстоит еще многое сделать для улучшения институциональной среды. Особое внимание здесь должно быть уделено защите прав интеллектуальной собственности.
Необходимо отметить, что Казахстан также отстает в позициях в сфере инноваций, технологической готовности и уровня сложности бизнес-проектов. Это связано с нехваткой квалифицированных специалистов в области науки и технологий, с сокращением отчислений компаний и организаций на научные разработки, а также с меньшей (по сравнению с другими странами) кооперацией между научными кругами и реальным сектором экономики.
Эксперты констатируют, что рейтинг Казахстана пока во многом обусловлен высокими нефтяными доходами. Лидирует сырьевой сектор и по объемам привлекаемых инвестиций. То есть Казахстан пока не готов грамотно диверсифицировать свои финансовые ресурсы. В свою очередь, иностранный капитал не спешит в эти отрасли из-за больших рисков и низкой рентабельности. В результате – снижение производительности труда во многих секторах экономики (и особенно в сельском хозяйстве) становится серьезным барьером на пути к повышению общей конкурентоспособности.
Другим препятствием можно считать все еще низкий уровень инвестиционной и инновационной активности. К примеру, действующая в республике система технопарков пока не обеспечивает последовательность прохождения инвестиционным проектом всех стадий инновационного процесса – от фундаментальных исследований до создания и реализации готовой продукции. Но надо отметить, что правительством предпринимаются шаги по укреплению национального научного потенциала и реализуются программы, рекомендованные ведущими международными экспертными организациями. По мере качественного роста экономики каждый новый шаг будет требовать от нас все больших усилий, и залогом успеха здесь может стать лишь сбалансированное и комплексное улучшение всех без исключения факторов, влияющих на общую конкурентоспособность.


Зинетулла Инсепов, доктор физико-математических наук, штатный научный сотрудник Аргонской национальной лаборатории, Чикаго, США
1. Если предположить, что система управления наукой осталась прежней, то есть той, что была при советской власти, то она совершенно неприемлема для современного Казахстана, и поэтому она будет тянуть страну назад, в средневековье.
2. В принципе, так получилось, что я работал во всех перечисленных Вами системах: в Москве, в Алма-Ате, в Германии, Японии и США, был профессором, заведующим кафедрой, а сейчас работаю в США ведущим специалистом в одной из лучших лабораторий в мире. Считаю, что единственная приемлемая система управления наукой в Казахстане – это общемировая, которая с успехом работает во всех этих странах.
3. Совершенно не способна. А вот относительно того, что можно сделать, то Казахстану в первую очередь надо как можно скорее переходить к интенсивным и высокотехнологичным способам производства, мало зависящим от добычи и экспорта сырья и в полной мере использующим главный капитал Казахстана – людей. А люди в Казахстане, благодаря советскому наследию, – высокообразованны и имеют необходимые знания, умения и навыки, вполне достаточные, чтобы сделать рывок к передовому наукоемкому обществу. Казахстан уже сейчас может войти в число высокотехнологичных стран мира. Для этого надо развивать два-три направления, например адаптацию и реэкспорт технологий, экспорт, адаптацию и реэкспорт знаний.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.