10 мифов
Поддержать

10 мифов

Абу Алиев


С 1 января 2010 года Казахстан, Россия и Беларусь привыкают жить в новых экономических реалиях. Вступил в силу Таможенный союз. В результате, как ожидают политики, расширится внутренний рынок, получит стимул развитие новых производств на едином таможенном пространстве, их кооперация и создание вертикально интегрированных корпораций, масса других плюсов. В конечном итоге все это должно позволить странам ТС успешно конкурировать на мировом рынке со своей продукцией. При этом уже к 2015 году Таможенный союз даст 15%-ный прирост к ВВП каждой из стран-участниц. Конечно, сверху продекларировать можно все что угодно. Но так ли это в действительности? Позволим себе не разделить сей оптимизм.


Миф первый
Союз на равноправной основе

До 1 января текущего года усредненный таможенный тариф России составлял 16%, Беларуси – 12% и Казахстана – 5%. Но, вступив в Таможенный союз, мы фактически присоединились к таможенным стандартам РФ. 92% единого таможенного тарифа установлены по российскому образцу, который защищает российское производство. А кого защищаем мы? В Казахстане практически не осталось перерабатывающих отраслей. Россия же не только унаследовала до 80% промышленного потенциала СССР, но и, в отличие от нас, сумела сохранить его. В результате, по приблизительным данным, соотношение перерабатывающих предприятий России и Казахстана составляет 20 : 1. И вот теперь, отказываясь от подорожавшего иностранного импорта, потребители станут переходить на дешевую, но низкого качества и энергоемкую российскую продукцию.


Миф второй
Справедливое распределение прибыли

Россия официально рассчитывает получать более 90% от импортных пошлин в ТС. Тот факт, что в Комиссии Таможенного союза у России имеется 57% голосов, тогда как у Казахстана и Белоруссии лишь по 21,5%, делает подобного рода заявления серьезными. Примечательно задание правительства РФ таможенникам на 2010 год: собрать не менее 2,7 триллиона рублей – это порядка 40% от всех доходов государства. Да, сама суть сбора таможенных пошлин в России и Казахстане довольно искажена – во всем мире это в первую очередь средство защиты собственного производителя и собственного рынка от внешних воздействий, а уже потом средство наполнения государственной казны. Но даже в части этой самой прибыли Казахстан останется аутсайдером.


Миф третий
Будет выстроено взаимовыгодное экономическое сотрудничество

Россия и отчасти Беларусь производят сегодня длиннющую линейку товаров народного потребления, от детского питания до тракторов и автомобилей. Но что партнерам по союзу может предложить Казахстан? Кроме нефти, угля и зерна – особо нечего. Причем этого добра у той же России и без нас достаточно. Поэтому ТС будет игрой в одни ворота. Более того, раз повышается внешний таможенный тариф с третьими странами, то на потребительском рынке мы переключаемся на российские и белорусские товары. Товарооборот с третьими странами, напротив, снизится. По цепочке начнется уменьшение таможенных поступлений в наш родной республиканский бюджет.


Миф четвертый
Повысится конкурентоспособность отечественного товаропроизводителя

Сам тезис об усилении отечественных товаропроизводителей в открытой конкурентной борьбе с российскими и белорусскими коллегами вызывает больше сомнений, нежели уверенности, ведь даже в прежние времена, когда продукция из стран–потенциальных партнеров по ТС поступала после таможенных наценок, она смогла застолбить серьезную нишу на казахстанском рынке. Отныне не будет и этого сдерживающего фактора, который позволял нашим производителям хоть как-то держаться на плаву. То есть Таможенный союз не вносит в сотрудничество «тройки» кардинальных перемен, кроме приоритета российских товаров по отношению к другому импорту.
Есть еще один момент: в отличие от партнеров по ТС, наше казахстанское производство сильно зависимо от импортных комплектующих. Понятно, что с повышением пошлин на комплектующие конечная цена продукции взлетит. В таких условиях люди из голого патриотизма не станут покупать дорогую отечественную продукцию, а предпочтут более дешевые российские или белорусские товары. Возьмем, к примеру, ту же мебель. Ее на наших фабриках не производят, а собирают из импортных комплектующих. И если пошлины на них повысятся с 5 до 15%, то вырастет и конечная цена готового гарнитура или шкафа-купе. Мебель «Made in Kazakhstan» попросту не выдержит конкуренции с российской или белорусской продукцией.


Миф пятый
Экспорт в третьи страны увеличится
В настоящее время экспорт Казахстана на 70% состоит из минерального сырья, из них 60% приходится на долю углеводородов. Здесь Россия – не просто конкурент нашей страны, она также имеет более предпочтительные позиции как в транспортировке, так и в транзите этого сырья на мировой рынок. И от вхождения либо невхождения Казахстана в ТС общая картина мало меняется. Что касается других немногочисленных статей экспорта, то другая ставка делается на аграрный потенциал Казахстана. Как ожидается, в условиях снятия таможенных барьеров он может получить ощутимый толчок к росту. Первым в этом списке принято упоминать зерновую отрасль Казахстана. Но! Продавать зерно, а тем более муку у республики и без интеграции хорошо получается, тем более что основные потоки зернового и мучного экспорта Казахстана идут не через зону Таможенного союза, а на юг, в частности в Иран, на Кавказ, в Турцию и на Ближний Восток.


Миф шестой
Улучшится благосостояние народа

Таможенные пошлины более чем на 6 тысяч товарных позиций для Казахстана изменяются в сторону повышения. Следовательно, произойдет повышение цен на товары народного потребления, причем, возможно, из-за ажиотажа и спекуляций даже непропорционально росту импортных пошлин. Если взять одежду, то, например, если до 1 января 2010 года мы в основном покупали китайский ширпотреб, то теперь для многих он окажется не по карману. В той же России дешевая одежда из Поднебесной стоит дороже как минимум на треть, чем в Казахстане. Но это не значит, что товары российских и белорусских производителей на нашем рынке станут более приемлемыми по цене.
То же самое ожидается по сегменту строительных материалов, машиностроения, бытовой техники, электрооборудования, часов, канцтоваров, детских игрушек, косметики, моющих средств, бытовой химии, лекарств. Впереди рост цен, по самым скромным подсчетам – от 10 до 20%. Что касается доступных по цене подержанных иномарок, к которым мы так привыкли, то, скорее всего, казахстанский рынок для них будет вообще закрыт. Взамен в республику хлынет поток морально устаревших «лад» и «калин». Иными словами, Казахстан попадает в ловушку, так как своего промышленного сектора почти нет.
Это, в свою очередь, приведет к росту инфляции. Но инфляция в нормальной растущей экономике должна лишь немного отставать от уровня роста благосостояния граждан. В Казахстане этого баланса нет. Соответственно, деньги будут обесцениваться. Население уже сейчас испытывает кризис неплатежеспособности. В условиях кризиса большинство граждан основной поток своих средств пускают на товары первой необходимости, а также выплату долгов. К этому необходимо добавить, что с начала года многие монополисты подняли расценки на электроэнергию, бензин, транспорт, тепло и прочие услуги. Ну а с ростом цен на товары из дальнего зарубежья мы все начнем больше ориентироваться на товары первой необходимости из стран Таможенного союза. Это приведет к сокращению ассортимента доступных товаров и услуг. Другими словами, это снижение уровня жизни населения. Нынешнее положение дел не будет способствовать скорому выходу большинства населения на оптимальную покупательную способность. Что же касается «социальных подачек» государства населению, то они не решат эти проблемы, более того, способны еще больше подстегнуть инфляционную спираль.


Миф седьмой
Будут созданы новые рабочие места, что будет способствовать решению социальных проблем
На фоне низкой конкурентоспособности казахстанских товаропроизводителей, налоговой нагрузки и пресловутого административного давления тенденция прямо противоположная. И, скорее, речь надо вести о том, что та небольшая прослойка производителей, которая еще имеется, сильно поредеет. Более того, людей, которые являются так называемыми «самозанятыми» перепродажей товаров, на сегодня в стране насчитывается около 2,5 млн человек – практически треть трудоспособного населения республики. Из них 99% работают в «черном поле». Нетрудно догадаться, что их ждет в случае резкого удорожания, соответственно падения объемов импорта из третьих стран. На этом фоне говорить об улучшении социального самочувствия казахстанского населения, а в конечном итоге ослаблении влияния кризиса язык не поворачивается.


Миф восьмой
Произойдет модернизация казахстанских предприятий, будут широко привлекаться инвестиции и технологии. Если ранее иностранные инвесторы говорили, что им невыгодно строить новые предприятия в нашей стране, так как наш рынок составляет всего 16 миллионов, то теперь, благодаря Таможенному союзу с Россией и Белоруссией, их количество увеличится до 170 миллионов
Во-первых, у Казахстана малочисленный экспортно ориентированный несырьевой рынок, где в последние годы главным образом развивалась добывающая отрасль, но не производство. В результате сегодня мы имеем малочисленную региональную перерабатывающую промышленность, с точки зрения объема рынка. Во-вторых, если говорить о перспективах, то в европейской части ТС проживает 140 млн, а в азиатской – 30 млн человек. Но законы рынка никто не отменял, согласно которым производить нужно поближе к рынкам сбыта. Закономерно, что если и будут открываться или наращиваться новые производства, то этот процесс в первую очередь затронет европейскую часть ТС. Нет никакой экономической логики создавать производство в Казахстане, чтобы потом транспортировать товары на запад, где есть основной спрос.
Относительно привлечения современных технологий, которые имеют решающее значение для стран с переходной экономикой, то и они станут менее доступны, поскольку торговля многими видами промежуточной продукции будет переориентирована на участников Таможенного союза в ущерб связям с западными поставщиками.


Миф девятый
Таможенный союз будет способствовать присоединению стран-членов к ВТО
В июне этого года главы правительств России, Белоруссии и Казахстана приняли решение о присоединении к ВТО единой таможенной территорией. Тогда руководитель Всемирной торговой организации Паскаль Лами выразил свое недоумение, ведь за всю историю ВТО не было ни одного случая присоединения к ней нескольких стран в качестве единой территории. Надежды на снисхождение не оправдались: в ходе недельных переговоров в Женеве с представителями ВТО принято решение о возврате к традиционной схеме ведения переговоров – индивидуальной. Как оказалось, при этом и шансы вступить в ВТО у всех стран существенно разнятся. Россия, к примеру, достигла уже 90% договоренностей с ВТО, а Казахстан – только около 60%. Наконец, если паника, подобная нынешней, у отечественных предпринимателей возникла уже на пороге Таможенного союза, который состоит всего из трех, причем сравнительно близких по уровню развития государств, то что будет, когда Казахстан добьется своего права на членство в ВТО, куда входят десятки промышленно развитых стран мира?


Миф десятый
Укрепятся основы независимости

В целом Таможенный союз на данном этапе нужно рассматривать не только как важный экономический проект для России, но и как первый стратегический прорыв на пространстве бывшего СССР. При этом на Таможенном союзе дело не закончится. Это лишь первая ступень на пути к экономическому союзу. Сказав «А», нужно говорить и «Б». В свою очередь, тесная экономическая интеграция достигается ценой определенных «изъятий» из суверенитета стран-союзниц в пользу наднациональных органов. Вопрос в том, насколько эти самые наднациональные органы будут соблюдать общие интересы в условиях ТС, союза очень разных и по емкости рынка, и по структуре экономики стран? Ясно, что Казахстану будет довольно трудно отстаивать собственные интересы, учитывая абсолютное экономическое доминирование России. Следовательно, есть риск, что придется поступиться не только экономическими, но и политическими интересами.


P.S. Приведенные выше соображения, конечно, далеки от того, чтобы претендовать на истину в конечной инстанции. Возможно даже, что несколько сгущены краски. Но вся проблема в том, что веских контраргументов, за исключением обобщенных деклараций, мы так и не услышали из уст тех, кто ратовал за присоединение Казахстана к ТС. 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.