«Все уже есть в тебе»
Поддержать

«Все уже есть в тебе»

Расул Жумалы


«Я никогда не думаю о будущем. Оно наступает достаточно быстро», — любил повторять Эйнштейн. И действительно, могли ли люди каких-то 30—40 лет назад представить, какое место в их жизни займут Интернет, беспроводная связь, цифровые технологии? Пожалуй, лишь редкие романтики-футуристы или писатели-фантасты пытались рисовать образы будущего. Насколько это им удавалось — отдельная тема. Увы, такова психология человека, которому не свойственно заглядывать в будущее, — мы живем днем сегодняшним и заглядываем от силы в завтрашний. А послезавтрашний кажется далеким, думать о нем кажется преждевременным, и перспективы его видятся неотчетливо. Да и зачем думать о послезавтра, когда завтра будет много времени и возможностей, чтоб решить и все послезавтрашние вопросы тоже? Между тем, когда оно наступает, оказывается слишком поздно — выясняется вдруг, что время ушло, и о многом надо было позаботиться гораздо ранее, и что нынче нам приходится пожинать плоды того, что необдуманно посадили еще очень давно.


История знает массу прецедентов такого отношения к будущему (и примеров того, что ничему это, к сожалению, не учит). Взять хотя бы, из наиболее ярких примеров, отгремевшую в свое время проблему 2000 года. Для обозначения года программисты в своих продуктах использовали лишь последние два разряда, так как два остальных считались неизменными в обозримом будущем. Тогда более актуальной была возможность сэкономить память и ресурсы компьютера на этих старших разрядах, выиграть в быстродействии, улучшить компактность кода… А такие мелочи, казалось, можно будет решить как-нибудь потом, эдак году в 1999-м. Но компьютерная техника начала развиваться столь стремительно, что данная проблема оказалась для многих вопросов глубоко фундаментальной и труднорешаемой, а иногда и врожденной.
Виртуальность взамен реальности
По мнению сэра Тима Бернерса-Ли, которого считают изобретателем Всемирной паутины, Интернет будет сильно отличаться от современного виртуального пространства. Бернерсу-Ли видится Интернет, где вся информация, приложения и данные неразрывно связаны ссылками и переплетены между собой — все будет работать сообща со всем остальным и на практике позволит нам жить, почти не вылезая из Интернета.
Компьютеры станут более восприимчивыми к контексту, в котором находится информация, начнут распознавать и оценивать комплекс ссылок между людьми, местами и данными, связывать их воедино и выдавать пользователю полноценный результат поиска. Семантическая сеть — это мыслящая сеть. Пользователю будущего достаточно будет правильно сформулировать вопрос, и в результате на экране монитора он увидит конечный результат, а не то, как этот результат был достигнут. Идея семантической сети в настоящее время получает широкую поддержку прогрессивно настроенных технологичных компаний. Так, Yahoo! недавно заявил, что встроит принципы семантической сети в свою поисковую машину и примет на вооружение некоторые ключевые «стандарты» индексации информации в Интернете.
Бернерс-Ли разъяснил, как семантическая сеть может помочь людям отслеживать их расходы. Был приведен следующий пример: вообразите себе банковский отчет о состоянии счета, полученный по Интернету, и ваш личный ежедневник. Представьте себе, что вы подцепляете мышкой информацию из ежедневника и переносите на банковский отчет… и тогда вам становится видно, когда именно вы крупно потратились. Изобретатель Интернета также отметил, что идею можно развить еще дальше, добавив к «компоту» цифровые фото: тогда снимки из семейных «выходов в свет» совпадут с пиками трат в банковском отчете. Этот процесс будет идти гладко и незаметно: пользователь увидит лишь конечный результат, а не процедуру его достижения.
Логин вместо паспорта
Со временем доступ в глобальную сеть станет гражданским правом каждого честного человека, будет свято охраняться и контролироваться законом наряду с прочими гражданскими свободами. По сути, как бы второе гражданство. Это действительно очень вероятно, так как уже сейчас есть и электронная коммерция, и электронные деньги, и электронные сообщества — обширная жизнедеятельность человека, подобная таковой в реале. И если ранее Интернету была свойственна определенная анархичность, многоликость и анонимность, то в будущем, скорее всего, кибержизнедеятельность человека попадет под более жесткий контроль.
Логин/пароль на выход в Сеть станет чем-то вроде паспорта, средством индивидуализации личности в Сети, к которому будут привязаны и его реальные паспортные данные, и счет в банке, и сферы доступа (по возрастным ограничениям, к приватной информации, к различным сервисам в соответствии с платежеспособностью или социальной благонадежностью, и т.п.), различные как внутрисетевые возможности, так и касаемые реального мира. Авторизация при доступе в Сеть будет индивидуализировать человека, и попытки выхода не от своего имени будут караться на уровне подделки удостоверяющих документов. Соответственно, и меры наказания тоже преобразуются, чтоб идти в ногу со временем. На ум приходят воспоминания о Кевине Митнике, которому запретили на некоторое время подходить к компьютерам, а также мыслится переигранный сюжет фильма «Терминал» с Томом Хэнксом, когда человеку будут ограничивать доступ в реал путем невыпускания из компьютерного клуба.
Право на жизнь — право на клик
Мир, в котором каждый человек оказывается «на виду», где его социальные и деловые реквизиты находятся под контролем, может показаться враждебным, неприемлемым и угрожающим различным свободам человека, прав на конфиденциальность и т.п. На самом деле есть по крайней мере три контраргумента.
Во-первых, любой вариант устройства общества, от тоталитаризма до самой что ни на есть демократии, может обратиться как во благо, так и против человека. Смотря кто и с какими целями этим обществом будет управлять.
Во-вторых, никогда не было, нет и не будет ничего идеального — любое общество имеет как недостатки, так и достоинства, и к тому же никогда не сможет удовлетворить всех одновременно.
В-третьих, никогда не следует путать понятия свободы и анархии. Если свобода подразумевает (в идеале) социально приемлемые проявления человека, ограничивая и защищая его же от асоциальных, то анархия — это беспредел, руководимый грубой силой и правом сильнейшего: в данном случае ни о каких свободах и правах человека речь уже не идет. Естественно, описываемые здесь предположения весьма полярны и служат, скорее, для обозначения контрастности понятий, нежели описания реальной ситуации: истина всегда находится где-то посередине.
Единый интерфейс
Ныне используемые сервисы, такие как протоколы HTTP, FTP, ICQ, почтовые сервисы и прочие, поддерживаются специфическим софтом, по сути своей довольно разнородны и требуют индивидуальных настроек на каждом сервере, где они запущены. Унификация всего этого хозяйства может привести к вырождению вышеперечисленного, к неким единым для всех службам, находящимся под управлением единой системной среды — скажем, мета-ОС. Другими словами, Интернет представляется как некий гигантский мегакомпьютер с мега-ФС и мета-ОС, физически распределенный на базе отдельных серверов. Средства доступа к информации будут иметь унифицированный интерфейс, технически основанный на некой единой логике и универсальный в плане использующих его устройств доступа.
Уже сейчас ходим в Интернет с мобильных телефонов (которые тем временем плавно превращаются в полноценные компьютеры), подключаем игровые приставки к Сети. Да что уж там — банальные бытовые приборы: нынче есть эксперименты, к примеру, по «интеллектуальным» микроволновкам, подключающимся по Сети к серверу с кулинарными рецептами для выяснения нужного режима работы. А еще представьте себе лампочки, утюги и прочие электроприборы, подключающиеся, допустим, по Wi-Fi к обслуживающему ваш дом/квартал серверу и сообщающие в энергосбыт о количестве потребленной электроэнергии! Все идет к тому, что появится масса взаимодействующих друг с другом разнородных приборов, обменивающихся между собой разнообразной информацией. И всему этому необходимо предоставить некий единый и универсальный способ обмена информацией, а также ее хранения. С этой позиции идеология интерфейса унифицированных терминалов, подключенных к единому пространству под управлением своего рода мета-ОС, представляется весьма вероятной и оправданной.
Сообщества и социальные сети
Будущее Интернета — не за сообществами, а за индивидуумами. Недорогой доступ в Сеть получит широкое распространение, а это благоприятный фактор для творческой деятельности, совместной работы и так называемого дистанционного присутствия. Сегодня все больше людей заводят собственные блоги, каждый старается иметь свое собственное лицо. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, однако главная тенденция развития Интернета в том, что каждый получает возможность высказаться. Те, чьи высказывания интересны окружающим, — становятся популярными. Те, кому не хватает сил работать над самосовершенствованием, — погружаются в пучину небытия. В общем, все  как в жизни. Только в Сети.
«Разговор дороже денег» — эта фраза, вынесенная в название замечательной книги про корпоративные блоги, как нельзя лучше выражает одну из важных тенденций развития Интернета — открытость. А еще — честность. Ведь можно ежедневно врать в телерекламе о том, что, например, рестораны фаст-фуда заботятся о здоровье своих посетителей, но в интернет-сообществе такие «заманухи» не сработают. Открытость информации дает пользователем Глобальной паутины огромное преимущество перед теми, кто пытается эту информацию скрыть и построить свой бизнес на обмане потребителей. Те компании, которые поймут это в ближайшее время и начнут честный и откровенный диалог с потребителями о том, что происходит у них «на кухне», окажутся в лучшем положении, чем те, что предпочитают отмалчиваться в ответ на замечания потребителей.
Одиночество в Сети — это не менее грустное явление, чем одиночество в жизни. Поэтому сообщества и социальные сети получают в наше время все большее развитие. Новые появляются едва ли не ежедневно. Каждая сеть стремится объединить пользователей по какой-то тематике, сходству интересов или собрать на своих страницах все самое интересное для… постоянных пользователей. Однако в некоторые сообщества уже сейчас почти невозможно попасть. Сложившаяся «тусовка» на сайтах, где есть много препятствий, не дает возможности новичку попасть в нее.
Вероятно, это хорошо для людей, которые считают себя истиной в последней инстанции и ужасно боятся тех, кто может поколебать их авторитет. Новичкам остаются только два пути: идти в сообщества, более лояльные к посетителям, или создавать собственные. Соответственно, можно предположить, что закрытые и недружелюбные сообщества со временем ждет стагнация (как любое закрытое общество без притока свежей крови), а наиболее активные члены сообщества начнут его покидать.
Интернет — это будущее, которое уже наступило. «Все уже есть в тебе», звучит рекламный слоган Nike. И это правда — в каждом из нас уже все есть. В Интернете — тоже. Нужно только остановиться, приглянуться и увидеть все это. В конечном итоге все зависит от самого человека, какое будущее он выберет для себя и своих потомков, а именно от нас — какой фундамент для будущего мы закладываем прямо сейчас.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.